Безвестные герои.
Ездово-нартовая служба появилась в Красной Армии, практически благодаря… Карелии !
Первый опыт широкого применения ездовых служебных собак в СССР относится к Зимней войне с Финляндией.
В 1939-1940 годах два курсантских батальона Центральной школы участвовали в боях на Карельском перешейке и Кандалакшском направлении, где активно использовались нартовые упряжки. Результаты этой работы дали возможность утвердить в армии ездово-нартовую службу.
В 1941-1943 годах было сформировано 168 отдельных отрядов, батальонов и полков различных служб по собаководству, среди них — 69 отдельных взводов нартовых отрядов, действовавших на различных фронтах Великой Отечественной. Отряды ездово-нартовых упряжек были неотъемлемой частью санитарного транспорта и зимой, и летом. Они вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов и офицеров и доставляли на огневые позиции боеприпасы. На Карельском фронте, в условиях снежных заносов, бездорожья и распутицы нартовые упряжки были основным видом транспорта для доставки питания на передовые линии фронта и подвоза боеприпасов.
В своих донесениях начальник 53-й санитарной армии писал о ездово-санитарных упряжках: «За время нахождения при 53-й Армии отряд собак нартовых упряжек участвовал в наступательных операциях по эвакуации тяжелораненых бойцов и командиров с поля боя при взятии Демянского укрепленного противником района и, несмотря на трудные условия эвакуации, лесисто-болотистую местность, плохие, труднопроходимые дороги, где не было возможности вывозить раненых конным транспортом, успешно работал по эвакуации тяжелораненых бойцов и командиров и подвозу боеприпасов наступающим частям. За указанный период отрядом вывезено 7551 человек и подвезено 63 тонны боеприпасов».
далее »