Можно, пожалуй, подумать, что заголовок имеет отношение к последнему летнему месяцу. Нет, речь – о старом польском городке Августове. А если еще точней, о чудотворной иконе, которая была написана по благословению ныне прославленного в лике святых митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 г. А само событие явления Божией Матери произошло 14 сентября 1914 г. (по н. ст.)
25 сентября 1914 г. газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».
fotki.yandex.ru/users/borisovmitia/album/139471/
Дмитрий Борисов
«АВГУСТОВО ЯВЛЕНИЕ»
…
«Явление Богоматери русскому отряду пред
поражением германцев в Августовских лесах».
(из листовок под образом Пресвятой Богородицы)
Сентябрь, 1914г.
…
Ночь темна в бору дремучем,
Дремлют сосны в сторожах,
Их тревожат эскадроны,
Измождённые в боях.
Отступленье. Где тут радость,
Русский воин мрачен, зол.
В сне тревожном, саму малость
Прикорнул с устатку он.
Темнота насторожилась,
Шум бивачный враз исчез.
Небеса рисуют Лики —
Что за Чудо из Чудес:
Образ Девы и Младенца,
Озаривший небосвод.
Взглядом истинной Царицы
Осмотрела каждый взвод.
Божья Матерь перстом в запад,
На руках Иисус Христос,
Весь отряд в молитве страстной
На коленях в землю врос!
Лик растаял. Свет остался.
В лицах Вера и покой
Сон Надеждой расплескался,
Все уснули. Завтра в бой!
29.10.13. 18:25 — 31.10.2013 3:37
г.Тольятти
…Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Ю.Н. Данилов, русские армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.
В начале сентября 1914 г. наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалкской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу, – чудесное явление в небе Божией Матери русским воинам.
О великом духовном событии, которого удостоился Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк, двигавшийся к русско-германской границе, было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах».
С сентября 1914 г. по ноябрь 1916 г. Святейший синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»
Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было впоследствии уничтожено богоборцами), а также листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 г.
В газете «Победа, победившая мiр» в 2003 г. была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 г. под городом Мариамполь той же Сувалкской губернии. Сообщение это надежно документировано – прислано полковым священником лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают – Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на запад, – можно предположить, что либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца.
В России та война (Первая мировая) была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром – и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнялись народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы ко Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь», по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.
Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах – полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного, расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».
Как стало недавно известно из книги А.И. Фарберова «Заступничество Богородицы» об Августовской иконе Богородицы, явление было не только гвардейским кирасирам, но и донским казакам (арчединским и клецким), о чём в тех местах сохранилось благочестивое предание.
На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление 52 имен)» Приведена дата написания иконы – 1915 г. 12-го ноября; икона размером 107 на 70 см, выполнена маслом. В годы государственного богоборчества икона кем-то из верующих была спрятана, а в начале 1980-х возвращена РПЦ и предстала перед молящимися в храме г. Фролово, райцентра Волгоградской области. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.
Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном историческом музее России. С 13 мая по сентябрь 2004 г. она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт воспоминания – память».
В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны… В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых».
Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы.
Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова внука императора Александра III, которой в юности в феврале 1940 г. (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, рассказывает ещё об одном Августовском образе: «Осенью 1993 г. иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой мировой войны с таким дополнением: «Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914–1916. Икону писала Ирина Лубнина». Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы».
Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно – явления в небе Божией Матери происходили и в Первую, и во Вторую мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы.
В 1942 г. немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская». Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 г., русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами.
У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 г., на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 г., не может не возникать аналогии с явлением Богородицы над городом Августов в 1914-м. Из мозаики достоверных свидетельств истории в период двух жесточайших войн должна быть восстановлена для ныне живущих и потомков правдивая картина сокровенной сущности произошедших событий, их взаимосвязи с судьбами Отечества и предвечным замыслом о нем. Есть основания надеяться, что, став на этот путь, можно будет обрести многие находящиеся до сих пор под спудом свидетельства Божьей помощи нашему народу в ходе двух мировых войн.
Ведь далеко не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в свое время внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – «Яко избавльшая от гибели в лесу Августовском Христолюбивое воинство русское». Это празднование было приурочено к 1/14 сентября.
rusedin.ru/2010/09/26/%C2%ABavgustovo-yavlenie%C2%BB/
Комментарии (11)
LSX-63
с вами точно не пойду, читая одно вы думаете о другом, как монашка о морковке или тот солдат в анекдоте думает всегда о «ней»
Borisov59
LSX-63
шли бы вы свои посты читать, не лезли к людЯм по пусту, а таких анекдовв не знаете — значит вам еще школу закончить, ну ПТУ какую-нибудь, там научат. А то на войну собрались))), вояка из вас видать как из меня балерина))))))))))). И не пыытайтесь писать умное, вам это не к лицу.
Borisov59
LSX-63
о чем с вами общаться? О хорошем кино? Об Онищенко?… что там у вас еще, из чего можно полезное почерпнуть? Общаться с вами действительно не желаю в предложенном вами виде. «Торг здесь не уместен» — классика))), а анекдот про монашку и солдата поищите в инете для разввития общего)))))))). С наилучшими пожеланиями, borisov59.
Borisov59
LSX-63
ну вот и славно)
Borisov59
LSX-63
LSX-63
Ivanka
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.