В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации МЧС России совместно с МВД России и ФСБ России в 2010 году в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» завершает работу по созданию ОКСИОН.
В дальнейшем, в рамках планируемой федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», планируется продолжить работу по развитию ОКСИОН в субъектах Российской Федерации, в том числе, в которых ОКСИОН ранее не создавалась.
• Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
• Постановление правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
• Указ Президента РФ от 13 ноября 2012г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
• Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», определены основные мероприятия по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения;
• Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Государственное учреждение «Информационный центр ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
• сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
• повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
• повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
• повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
• повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
— информационные центры различного уровня;
— терминальные комплексы, такие как:
— пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
— пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
— мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
— распределенные автоматизированные подсистемы;
— другие средства информирования и оповещения населения.
В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.
В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
• наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
• внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
• устройства типа «бегущая строка».
Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
• видеокамер;
• датчиков уровня радиации и химического контроля;
• светодиодных экранов;
• плазменных экранов;
• бегущих строк;
• аудиосистем оповещения.
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
• пункты уличного информирования и оповещения населения;
• пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
• пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
• мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:
массового информирования (ПМИ);
наблюдения и сбора информации (ПСИ);
связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД);
информационной безопасности (ПИБ);
радиационного и химического контроля (ПРХК);
звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);
часофикации (ПЧ);
контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);
Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.
Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.
В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.
В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.
В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.
Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.
После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.
В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.