Российская история глазами школяра
Война за умы молодых уже, видимо, проиграна
2012-09-28 / Алексей Александрович Ростовцев — ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке, писатель, автор многих книг и публикаций, член Союза писателей России.
«Превед, бояре!». Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». 1973.
Страна наша чрезвычайно богата талантами, однако же обалдуев в ней тоже немало, причем количество последних не уступает количеству первых, что дало право Александру Сергеевичу Пушкину воскликнуть однажды: «Черт меня дернул с моим умом и талантом родиться в России!» Быть может, великий поэт подумал в тот момент о самом тупом из лицеистов – Модиньке Корфе, которому удалось дослужиться аж до генерал-лейтенанта. Корф считал Пушкина недоумком. Модиньку обскакал только князь Горчаков. Правда, будущий железный канцлер и умом был не слаб, и связищи имел – дай бог каждому.
Я начинал свою трудовую деятельность на педагогическом поприще. Поработал немного в школе, а потом перешел в пединститут. Так вот один из моих учеников написал как-то в сочинении: «Лермонтов убил Мартынова у подножья горы Мундштук». Хорошо, если б так случилось!
Недавно мне принесли кипу распечаток, скачанных из Интернета. Это были ответы выпускников российских школ на Едином государственном экзамене по истории России. Ознакомившись с творчеством будущих студентов, я пришел к выводу, что их ответы на экзамене отнюдь не всегда являются плодами врожденного слабоумия. Дураком не обязательно родиться. Им можно стать под воздействием среды, от нечитания книг, от постоянного общения с телевизором, от учителя, получившего коммерческое образование.
Итак, начинаем анализ школярских премудростей:
– «При Иване на Руси впервые начались митинги протеста».
Скорее всего выпускник имеет в виду мятеж 1547 года, вызванный неурожаем и пожаром, уничтожившим большую часть Москвы. Царю Ивану было тогда 17 лет. Он велел отрубить голову каждому десятому участнику уличных беспорядков. А ведь мог бы и каждому второму. Самодержец! Что хочу, то и ворочу. Иван, в сущности, поначалу был добрым малым. Озверел же под влиянием исторических обстоятельств. А так, скажет любой историк, тема не раскрыта.
– «При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции».
Правильно! Если каждому оппозиционеру дать хлебную должность и позволить ему по локоть запустить лапу в государственную мошну, то никакого инакомыслия и не будет. Зрит в корень школяр!
– «Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, узнав, что бояре стучат на царя».
Интересно, кому это они стучали. Вряд ли начальнику охранки Малюте Скуратову, который находился в прямом подчинении у Ивана. Видимо, Господу Богу стучали через митрополита, которого по этой причине пришлось удавить.
– «Иван Грозный первый царь в истории, которому надоел его народ».
Явная глупость! Царя, которому его народ не надоел бы с момента восшествия на престол, я не знаю.
– «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством».
Зачем было убивать? Можно было выслать или посадить. Снова не раскрыта тема.
– «Петр Великий прорубил очко в Европу».
Интересно, зачем ему это понадобилось?
– «При Екатерине II людей не пытали бутылками из-под шампанского».
Не то пишешь, девушка! Зато били палками по голой заднице так, что она вспухала, как подушка, причем чины, звания и пол здесь не имели никакого значения. Тайных дел мастер Шешковский приглашал провинившегося или провинившуюся в свой кабинет, нажимал на рычаг под столом, и жертва проваливалась в неглубокий подпол так, что голова оставалась снаружи. Пока холопы обрабатывали ягодицы наказуемого, Шешковский вел с ним воспитательную беседу. Однажды мастер тайных дел сам провалился в люк и верные холуи едва не забили его до смерти.
– «Екатерина меняла фаворитов, как колготки».
В восемнадцать лет пора бы знать, что колготок в галантном веке еще не изобрели. Были чулки с подвязками. Правильнее было бы написать: «Она меняла фаворитов, как тапочки».
– «При Екатерине страна покрылась университетами».
Так вот, оказывается, с каких пор всякое ПТУ стало называться академией или университетом! Каждый день узнаешь что-нибудь новенькое!
Но вот наступил грозный ХIХ век. Тут-то «Александр Суворов и оставил большой след в руководстве Красной Армией под Бородино», а «Александр I умер в Таганроге от воспаления мозгов». Началось восстание декабристов. И все потому, что «Константин отрекся от престола, так как был монахом и моногамен».
Почему-то выпускники о декабристах пишут мало. Все больше об их женах: «Самая известная из жен декабристов – Анна Ахматова. Она оставила воспоминания в стихах о поездке в Сибирь на каторгу в гости к мужу». Следующее высказывание вступает в прямое противоречие с предыдущим: «Жена декабриста следовала за своим мужем в Сибирь, продолжая с ним супружескую связь». Мы знаем, что судьбы декабристских жен были незавидны, но чтобы до такой степени: «Жену декабриста можно было, во-первых, лишить звания, во-вторых, оскорбить, в-третьих, изнасиловать». Хотя… кто ж его знает? Ведь «царя Николая I называли палкой Европы».
История как школьная дисциплина должна воспитывать верных сынов и дочерей Отечества, патриотов. Превращать события отечественной истории в фарс – преступление:
– «Сталин сделал из людей роботов, привив им стадный инстинкт»;
– «В советских школах дети были как инкубаторы, у них все было одинаковое»;
– «В СССР большая часть жителей была задействована в чернорабочей сфере»;
– «В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря»;
– «Политика всеобщей грамотности преследовала цель наполнить бюджет. Люди покупали книги и газеты, а это наполняло бюджет не меньше, чем покупка водки»;
– «Большевики ликвидировали безграмотность для облегчения цензуры. Ведь как можно цензурировать неграмотных? Никак»;
– «Врагов Советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось»;
– «Советская власть могла заставить Запад дать нашим ученым и писателям Нобелевские премии».
А между прочим, об этих самых роботах и инкубаторах президент США Кеннеди заметил с печалью в голосе, когда узнал о полете Гагарина: «Русские переиграли нас за школьной партой». Теперь о нас такого никто не скажет.
О Хрущеве мало, но известно:
«В 1940 году по поручению Хрущева в Мексике был убит ледоколом Троцкий».
Зато о Солженицыне много и с любовью, хотя очевидно, что никто из пишущих о Солженицыне его книг в руках не держал:
– «Солженицын был главным писателем-передвижником»;
– «Его отправили в лагерь за рассказ «Один день Вани Денискина»;
– «Он принес в наш язык слова: «шмон», «борзой», «стукач»;
– «Солженицын – это автор романов «Архипелаг ГУЛАГ» и «Поднятая целина»;
– «После высылки он продолжил свой лагерный путь в США».
И вот, наконец, я слышу голос не мальчика, но мужа: «Ельцин – это первый политический деспот демократической России… Он был первым президентом СССР. Развалил страну, все распродал, все похерил. За развал СССР ему вручили Нобелевскую премию». Нет ничего удивительного, что молодежь путает Ельцина с Горбачевым. По большому счету, это одно и то же лицо. Мы в свое время тоже путали трех Лжедмитриев.
Никак нельзя пройти мимо одного школярского шедевра: «Ельцин отменил статью 6 Советской Конституции, запрещавшую иметь больше одной партии на одном приусадебном участке».
Один из выпускников закончил свою работу так: «Уважаемые эксперты! Возможно, мои ответы неполны, а в некоторых случаях даже неверны. Прошу вас проявить свою снисходительность и доброту душевную и оценить мою работу. Мне очень нужны балы. Если я не здам экзамена, мама меня убьет. С наилучшими пожеланиями!»
Подробнее:
nvo.ng.ru/notes/2012-09-28/16_history.html
Комментарии (73)
Ivan-Bezdomnyj
Ivanka
Lira
TABY
Beashen
Ivanka
Всё правда! Это были кошмарные времена!)))
Ivanka
foma
madina
Bot-a-nik
Есть. Хотели на шахматы записаться, но сказали малы еще). Бум расти.
Lira
Шахматы — это спорт. Я говорю о тех знаниях которые служат фундаментом высшего инженерного образования.
Bot-a-nik
Lira
mihail
Lira
mihail
15-16 поздно, наклонности например к геометрии у меня еще в детском саду проявились.
Bot-a-nik
Более старший возраст — понятно, им в вузы готовиться надо и ориентиры уже более определены.
mihail
На счет вбухивать громко сказано, там какие-то сертификаты сейчас...в общем не интересно мне это, я лично не поскуплюсь если будет интерес у ребенка, и вообще это должен быть государственный интерес в отличие от спорта (изучаем опыт Германии). А вот что касается времени, не знаю что и ответить даже. Лично мне кажется, что в данный момент мы на изломе стоим, и надо принять окончательное решение, то ли нам по пути Венесуэлы и Нигерии идти, то ли по пути Германии и Южной Кореи.
Bot-a-nik
бл… дейолигархов естьводканефть и газ, которые им на халяву достались — им остальное не интересно.mihail
Ну значит уже прошла и не в ту сторону :(
Bot-a-nik
Здрасте! Конечно были, я лично в такой при школе ходил.
Bot-a-nik
Математический кружок.
Сидят мальчики и девочки уравнения решают, синусами мерятся, какие то непонятные буквы говорят. Кайфуют.
— Пацаны, чо делаете?
— Уйди, не мешай, гуманитарий.
— Ботан, дай и мне порешать немножко?
— Да пошел ты из точки x через точку y в точку u! :)
mihail
Да — да, так оно и было :) Если серьезно ни каких уравнений мы там не решали, предлагались интересные задачки типа те что в серии книг «Занимательная математика», типа:
ну и про всякую «хрень» типа двоичного исчисления нам рассказывали.
Bot-a-nik
— Здорово, пацан, дай 100 рублей.
А ты им:
:)
mihail
И они в ауте, видишь какие полезные навыки в школе прививали, а сейчас хунфу, айки до, айки после — децкий сад... :)
Bot-a-nik
Точно-точно!:)
Visson
Visson
mihail
Посещали, как правило, те, кто дальше собирался в ВУЗ.
Уровень обычной школы считали достаточным только будущие ПТУшники.))
Я заканчивала одну из лучших школ г.Кирова, в моем классе училась чемпионка России среди юниоров по плаванию, вот она и ещё двое с первого захода поступили в МГУ.
Тогда это был серьезный уровень.))
Visson
mihail
Так надо закрывать, ну нет толку от этих филиалов и вузов в подворотнях. В СССР только каждый пятый выпускник школы мог в вуз поступить (и это был один из лучших показателей в мире) а сейчас больше 100%.
Bot-a-nik
mihail
Bot-a-nik
Хотя давно известно, что они одни из лучших для получения образования по академическим дисциплинам.
«Лондонская школе экономики и политических наук»(LSE) даже в «10-ку» не входит, а ведь это европейский аналог нашего МГИМО, правда, посерьезней уровнем.
Что касается знаний в этих заведениях, результаты наблюдаю в действии уже 10 лет — отменные знания! На Западе цена выпускников таких серьезных заведений очень высока!
В нашем городе многие учат детей в Англии, но в большинстве это провинциальные универы, даже родительские деньги не спасают — в серьезные, для начала, нужно поступить.
В целом, я убеждена, что, если у человека есть мотивация к знаниям, он их доберет где-угодно.
:)) Но престиж и клановость здесь никто не отменял!
Visson
По каким критериям?
Bot-a-nik
3 месяца испытательный срок, далее всё понятно.))
Visson
Visson
Visson
которые и породили этот самый
чья роль всем понятна и очевидна, может для общего блага их всех в расход?
Bot-a-nik
Visson
Они «родимые» и породили.
Bot-a-nik
Visson
К друг другу мы ездим. Но мы тут не причем мы технари :)
Bot-a-nik
Абсолютно не понятно. Понятно когда на выходе автомобиль, космический аппарат, телевизор, телефон, ядерная бомба «на худой конец», а вот
— вообще ни как не понятно.
Bot-a-nik
Кроме того «вживаемость» в команду, и пр. показатели.
Всякая разная статистика же ведется?))
Мне кажется работа ведущих специалистов очень быстро отслеживается.
Visson
Лично я на свое имя 7 лет работал.
Bot-a-nik
Имя нужно заработать, а умение получать результат уже видно и через три месяца.))
После этого срока принимается решение оставить или нет специалиста.
Я об этом и говорила, что практически всех оставляют.
Visson
Лично я вижу результат через 5 минут собеседования. Очень — очень мы далеки друг от друга.
Bot-a-nik
Хм, я бы не стала делать поспешных выводов, будучи не знакомой с человеком.:))
Visson
Специфика профессии у меня такая, 3 контрольных вопроса и все ясно.
Bot-a-nik
Не знаешь? — свободен.:)
Visson
Зверь просто, не я чутка добрее буду :)
Bot-a-nik
vetchi
TABY
May
Угу только по месяцу трудовом лагере нужно было отпахать и за мытье полов тоже.
Bot-a-nik
May
а конкретно 4 часа в середине июля за которые мог (если не сачковать)хватить тепловой удар, впрочем Звездный с его ежедневной часовой маршировкой не многим лучше был.
Bot-a-nik
Не так уж и плохо детей к труду приучать, делают трагедию сейчас из швабры и тряпки. Мы когда сами мыли полы и парты — не кидали бумажки и не плевали где попало…
Ulitka
Centner
Ни чего бесплатно не было, нет и быть не может, ну разве что кроме сыра в мышеловке.
Bot-a-nik
May
Вы лично не платили, это ни как не означает что ни кто за это не платил. Ферштейн?
Bot-a-nik
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в 10 квартале, напротив Военного училища — порядка 12 кружков для детей (ИЗО, флористика, хор, церковно славянский, декоративно-прикладное творчество и многое другое). Все занятия бесплатные. Воскресная школа для взрослых, тоже бесплатно.
Lira
Ivanka
Смешно, но у нас не было сил даже на танцы бегать!)))
Ivanka
vetchi
TABY
Beashen
TABY
Centner
TABY
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.