В России государственную аккредитацию с правом выдачи диплома по этому виду образования начали присуждать только в 2003 году, на сегодня её имеют чуть больше 30 вузов. Ежегодно в них диплом MBA получают около 7 тыс. человек. По данным Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), сегодня в России насчитывается 4 тыс. выпускников MBA. Выпускников американских и европейских школ MBA в России пока не так много — всего 1000 человек
Важнейший критерий качества – практическая направленность обучения. Многие спрашивают, какую реальную пользу принесет им МВА, когда вернутся вложенные деньги, как будет развиваться карьера? Вопросы, безусловно, важные и во всех учебных заведениях на них пытаются ответить максимально позитивно, называют фамилии известных выпускников. Но давайте будем честными: многие бизнес-школы сформировались в стенах академических вузов и по своей сути ими остаются. Учебный процесс там выстраивается по традиционной схеме: студентам два года предстоит конспектировать лекции, выполнять домашние задания, зарабатывать оценки… Бизнес-школы, которые изначально опирались на западные форматы, уделяют значительно большее внимание кейсам и рабочим проблемам слушателей.
Одна из последних книг Генри Минцберга называется «Требуются управленцы, а не выпускники МВА». Автор категорически против того, чтобы МВА получали молодые люди. В России же по госстандартам эта форма обучения доступна любому человеку с высшим образованием. Государственные бизнес-школы приветствуют такой подход, позволяющий им удлинить цикл обучения одного человека: бакалавриат, магистратура, МВА. Разумеется, они насыщают программы практическими занятиями, но сохраняют академические принципы преподавания.
На западные программы МВА, как правило, приходят более зрелые люди, их интересы находятся в практической плоскости. Конечно, для определенного числа слушателей академическая система более понятна, удобна и комфортна. Кому-то нужно именно второе высшее, магистратура или курс повышения квалификации. Нельзя не учитывать и психологические типы абитуриентов – одним необходимо, чтобы их контролировал научный руководитель, другие наоборот стремятся к лидерству и самостоятельности. Школам важно дифференцировать аудиторию, а слушателям – точно осознавать, где они будут учиться. Но в любом случае МВА – вершина образовательной пирамиды, для получения этой квалификации необходим значительный профессиональный опыт.
Когда человек остается один на один с обилием лекционных знаний, результат обучения невысок. Важное преимущество западного подхода к МВА – возможность обсуждать какие-то кейсы в группе с преподавателем и коллегами. Разумеется, такая форма больше подходит для занятых людей, которые не готовы терять время на стояние в автомобильных пробках для посещения лекционных занятий по вечерам в будни. Для них важно адаптировать знания в процессе активных дискуссий, услышать мнение окружающих, увидеть слабость или наоборот силу каких-то своих решений, впитать опыт коллег. Коллективные обсуждения тем и хороши, что может быть высказано несколько точек зрения – и все они будут верными. Ведь в бизнесе не бывает единственного способа решения какой-то задачи. В таком шумном, многополярном, увлекательном мире нередко рождаются настоящие лидеры.
Обучение на очно-заочных и модульных форматах позволяет человеку учиться по мере развития своих компетенций. Некоторые проходят первый этап, понимают, что пока не готовы реализовывать знания в своей практической деятельности и делают перерыв. А кто-то наоборот приступает сразу ко второму этапу обучения. Но сколько бы человек не учился, МВА достаточно быстро прививает ему управленческие навыки – с каждым пройденным модулем кругозор человека существенно расширяется.
Диплом не открывает автоматически двери компаний и не является «карьерным лифтом». Лидером и управленцем высокого уровня становятся те, кто нацелен на приобретение определенных навыков. Программа МВА создает необходимые условия для того, чтобы определенным образом изменить мировоззрение человека, помочь ему избавиться от старых схем и правил, сформировать определенную систему реагирования на внешние вызовы. А в итоге – сформировать менеджера или предпринимателя мирового уровня.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.