Игры, в которые играют менеджеры
|
|
Собирательный образ современного «играющего» менеджера выглядит примерно так. Это избирательный, ищущий различные возможности обучения человек, сфокусированный на восполнении информационных и образовательных пробелов. Практика показывает, что именно игра помогает менеджеру раскрыться по-новому, выявить в себе неожиданные грани. Потому что игра — это свобода.
Если по пытаться определить суть деятельности управленца вне зависимости от уровня, то самым не противоречивым будет, пожалуй, словосочетнаие «принятие управленческих решений». Большинство, надеюсь, согласно. Но можете и добавить: «и их реализация». Теперь уже моя очередь соглашаться. Как утверждает, методология современного менеджмента утверждает — эффективный менеджмент обеспечивает принятие качественных решений и их продуктивную реализацию. Это требует от управленца навыков и компетенций, которые сложно развивать в одиночку и только лишь на основе теории. Потому то, наверное, в практику подготовки менеджеров как за рубежом, так и в России прочно вошли деловые игры.
Деловая игра — это модель какой-либо ситуации с динамично меняющимися условиями. Как правило, в ней действуют несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою задачу. Преимущества этого метода не требуют обоснования, поскольку в игре человек может попробовать разные модели поведения и, допустив ошибку, вернуться на исходную позицию и исправить ее. В ходе игры руководители могут решать реальные бизнес-задачи, проверять свои стратегии, принимать рискованные решения, проверять эффективность своих идей. Но только в том случае, когда игра максимально приближена к бизнес-реалиям.
На определённой стадии игры и дискуссионные семинары становятся, пожалуй, наиболее оптимальным инструментом развития для управленца, имеющего достаточный богаж знаний и арсенал практического опыта. При помощи этих обучающих форматов управленец может удостовериться в том, что не существует стандартного знания, стандартных решений одних и тех же задач, поскольку существует множество опытов и мировоззрений.
Особенностью деловых игр является то, что не нужно искать одно-единственное окончательное, не поддающееся пересмотру решение и на его основе выстраивать цепочку стратегически важных действий. Задача игрового процесса состоит в том, чтобы заставить менеджеров тщательно анализировать действия других игроков и с высокой вероятностью прогнозировать их шаги. В игре важно не столько продемонстрировать свое преимущество, как посмотреть, что могут другие.
Игры наиболее востребованы как инструмент командообразования. Одна и та же игра в каждой группе переживает новую жизнь. В ходе работы участники приобретают навыки эффективного общения, командного принятия решений, находят общий язык. Опыт, полученный за непродолжительное время игры, в реальной жизни можно нарабатывать годами.
Особый класс игр составляют так называемые бизнес-имитации. Задача бизнес-симуляции состоит в том, чтобы разобраться в закономерностях процессов управления бизнесом при помощи моделирования реальной ситуации. Группы участников получают в управление виртуальное предприятие и проводят его через полный цикл развития бизнеса. За счет этого они получают возможность прожить 10 лет жизни предприятия за 2-3 дня. Поэтому большая часть бизнес-симуляций носит стратегический характер.
Бизнес-симуляции имеют преимущественно западное происхождение. Яркий пример — соревнование Global Management Challenge (GMC), которое ежегодно проходит в двух десятках стран с участием более чем трехсот тысяч менеджеров.
Global Management Challenge — это международное соревнование на основе компьютерного бизнес-симулятора, имитирующего процесс управления компанией в условиях глобальной конкуренции. Команды талантливых менеджеров возглавляют виртуальные компании, принимая более 60 стратегических решений в сфере маркетинга, финансов, производства, управления персоналом и отвечая за финансовые результаты этих компаний. Победитель определяется по конечной стоимости акций компании. Ежеквартально команды принимают решения о цене, объеме поставок и отчислениях на рекламу по каждой модели телевизора на конкретном рынке. Кроме того, участники должны принимать решения о количестве сотрудников и дистрибьюторов, покупке оборудования, получениях кредита, необходимости ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и т. д. Так, наращивание объемов производства за счет уменьшения времени сборки может привести к большому количеству неисправных телевизоров — в этом случае придется потратиться на устранение брака. Как и в реальной жизни, компании конкурировали не только на рынках сбыта, но и на рынке рабочей силы. Решения, принимаемые игроками, тут же оказывали влияние на другие команды в группе. В этих непростых условиях, максимально приближенных к реальным, важно не только не потерять имеющийся бизнес, но и обеспечить его развитие и процветание, чтобы достичь наивысшей цены акций своей компании на виртуальном фондовом рынке.
По мнению организаторов GMC в России, участники соревнования получают глобальное видение компании, понимают принципы ее функционирования и ключевые факторы успеха. Молодые менеджеры имеют возможность раскрыть свои управленческие таланты, бросив вызов лучшим управленческим командам всей страны, получить дополнительный импульс для личностного и карьерного роста. А для HR-директоров — это мультисистема для развития и обучения персонала компании, позволяющая опередить хедхантеров в раскрытии потенциала своих сотрудников.
В январе стартовал новый общенациональный чемпионат GMC. В сезоне 2010-2011 GMC-Russia примут участие команды ведущих российских компаний, известных бизнес-школ и университетов, успешных предпринимателей и представителей профессиональных сообществ. Через 2 месяца на Национальном очном финале в Москве будет определена команда, которая получит возможность представлять Россию в Международном финале, который пройдет в апреле 2011 года в Макао (Китай).
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.