Основание Ставрополя-на-Волге. Калмыки. Крещение калмыков. Наряду с ламаизмом в 70-е годы XVII веке среди калмыцкого населения начинает распространяться православное христианство.
Начиная с ХVII века, царское правительство выделяло значительные средства на пропаганду и распространение среди калмыков православной религии. Часть рядовых калмыков и некоторые правители – тайши в ХVIII веке перешли из ламаизма в православие. Проповедники часто выступали в роли дипломатов, доносивших интересы правительства до калмыцкой знати. Для крещеных калмыков устраивались особые поселения с целью отделения их от остальных калмыков и затруднения влияния ламаистского духовенства на них.
Для активизации процесса христианизации Святейший Синод в 1724 году сделал распоряжение о направлении миссии в калмыцкие улусы. Для этой цели был назначен иеромонах Никодим Ланкевич, знавший калмыцкий язык. В этом же 1724 году умер верховных хан калмыков Аюка. Среди его многочисленных преемников началась борьба за власть. Лидирующие позиции занимает внук хана Аюки Баксадай Дорджи, который в 1724 году в Петербурге принимает христианство. В крещении он получает имя Петра Тайшина. Петр Тайшин обращается к правительству Петра I с просьбой отделения крещеных калмыков и построения для них крепости.
Однако в ближайшее время российскому правительству этот вопрос разрешить не удалось в связи со смертью Петра I и началом эпохи дворцовых переворотов. Продолжительный период времени вопрос о калмыках оставался не разрешенным вплоть до восшествия на российский престол Анны Иоанновны.
В начале 1736 года Петр Тайшин отправляется в Петербург. И обращается уже к правительству Анны Иоанновны с просьбой передать всех обращенных в христианство калмыков ему в подчинение, и выделить место для их поселения. Разрешение было получено. Пока шла переписка по подбору места, князь Петр Тайшин умирает, и власть над калмыками перешла к его вдове, Анне Тайшиной, получившей титул княгини.
Министерство иностранных дел России поручило начальнику Оренбургского края Ивану Кирилловичу Кириллову выбрать место для строительства крепости, и переселить крещеных калмыков. Для строительства крепости И. К. Кирилловым было выбрано место на реке Ток. Министерство иностранных дел согласилось с предложением и 7 января 1737 года дало указание построить крепость. 7 апреля 1737 года выходит Указ Коллегии Иностранных Дел Кириллову о том, чтобы к приезду в Самару княгини Анны Тайшиной была построена крепость и при ней церковь. Княгиня Анна Тайшина приехала в Самару в апреле 1737 года, где ей временно предоставили пригород Алексеевск.
10 мая 1737 года начальником Оренбургского края вместо умершего И.К. Кириллова был назначен Василий Никитич Татищев один из видных политических деятелей ХVIII.
Основание Ставрополя. По мнению В.Н. Татищева, выбранное место для строительства крепости И.К. Кирилловым на реке Ток было не совсем подходящим. Один из казаков предложил Татищеву урочище Переполье. Летом 1737 года В.Н. Татищев и комендант крепости Андрей Змеев поехали смотреть Переполье и подыскали удобное место на луговой стороне — Куньей Воложке, напротив Жигулевских гор. Кунья Воложка располагалась недалеко от кочевий калмыков, и поэтому была удобна для их переселения.
20 июня 1737 года императрицей Анной Иоанновной была дана Жалованная грамота Анне Тайшиной о построении крепости для крещеных калмыков в районе Куньей Воложки.
При непосредственном участии В.Н. Татищева был разработан план строительства. Будущая крепость имела форму неправильного шестиугольника, была окружена рвом и частоколом с тремя воротами – Оренбургскими, Симбирскими и Водяными. Внутри крепости должны были располагаться дома княгини, коменданта, архимандрита, канцелярия, архив, казармы и склады. Так же построены церковь Святой Троицы и школа.
Летом 1737 года В.Н. Татищевым и полковником Змеевым были определены места для поселения калмыков — Ягодное, Сускан, Чекалин, Ташла, Раковка, Курумоч, Гвардейская слобода, Красное Поселение, Сахча, Кобельма, Кошки, а также новая крепость на месте Куньей Воложки.
31 октября 1737 года Татищевым был получен указ о постройке крепости на берегу Куньей Воложки. На протяжении зимы 1737-1738 годов шла заготовка строительных материалов.
Весной 1738 года было начато строительство крепости на Куньей Воложке и домов для княгини и её приближенных. В сентябре 1738 года из Алексеевска (Самара) в крепость переезжает Анна Тайшина и первые партии калмыков в количестве 700 кибиток. В крепости была построена небольшая деревянная одноглавая церковь с отдельной колокольней – церковь Святой Троицы и школа для солдатских детей на 35 учеников.
В 1738-1739 годах для крещеных калмыков построены поселения: Ягодное, Сускан, Чекалин, Ташла, Раковка, Курумоч, Гвардейская Слобода, Сахча, Кобельма, Кошки.
Вместе с калмыками было решено поселить государственных русских, чувашских, мордовских, татарских крестьян. Правительство надеялось, что такое соседство поможет кочевникам усвоить навыки земледелия и перейти к оседлому образу жизни. Вблизи мест калмыцких зимовий располагались мордовская деревня Благовещенский (Верхний) Сускан, Чувашский Сускан, русское село Курумоч и другие.
Мероприятия по строительству крепости и переселению калмыков шли полным ходом, а вот названия у крепости еще не было. Существовало несколько вариантов. В.Н. Татищев предложил назвать крепость “Епифания”, что в переводе с греческого означает “просвещение”, “благовещение”. Но Змеев и генерал Л.Я. Саймонов предложили другое название – Ставрополь, что в переводе с греческого означает “Город Святого креста”. Поскольку город был построен для упрочения и распространения христианства, это название звучало как миссия города – быть центром крещеных калмыков, нести им православную веру.
21 февраля 1739 года вышел указ Сената о наименовании Ставрополем построенной для княгини Анны Тайшиной крепости. В 1740 году при Ставропольской крепости возникли слободы: Миллионная, Купеческая, Солдатская.
Правительство пыталось “посадить” калмыков на землю, но земледелие не получило какого либо широкого распространения – калмыки в подавляющем большинстве своем оставались кочевниками-скотоводами на протяжении долгого времени, кочевавшими в междуречье Сока, Кондурчи и Черемшана.
От себя: так как каждый рядовой калмык обязан был предоставить для военной службы две лошади (вторую для поклажи) и обмундирование, а денег у него не было. То в результате задолженности рядовых калмыков перед своей же знатью, семьи просто напросто бежали в другие губернии. После войны 1812 года калмыки продолжали восстания против налоговой политики и их постепенно переселили в Оренбургские степи.
По материалам: Краеведческое издание «Ставрополь – Тольятти. Предыстория». (2008 г)
Научно-популярное издание представляет собой первую попытку создания исторического очерка о Самарской Луке и территории. Ныне входящей в Ставропольский район, с древнейших времен до строительства города Ставрополь, ныне Тольятти.
Книга рассказывает о наименее известных, но не менее интересных периодах развития края: о древнейшем прошлом, об особенностях разных народов, живущих на территории, о хозяйственном освоении земли и людях, внесших вклад в историю становления Самарского края.
«Ставрополь – Тольятти. Предыстория» создана для историков, краеведов, студентов, школьников, и всех, кто интересуется историей города Ставрополя-Тольятти.
Авторский коллектив проекта: И.В. Птицын, А.Н. Борисов, Е.Л. Налетова, В.М. Сергеева, М.А. Иванова, И.В. Агрофенина.
Чуть не забыл. Как выглядили калмыки:
Комментарии (4)
emelya
)
Shadow
oldmurik
Aceton
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.