05.08.2012г.
=18.00= Пашем без устали. Мимо «проплыли» устье реки Волхов, где мы ошиблись слегка и зашли в Староладожский канал. Лишних получилось метров 200. Усталость всё более ощущается в руках.
Вечером зашли в одну из забитых катерами проток, которая заросла и представляет собой тупик. Дошли по широкой песчаной дороге ножками метров сто до озера – берег песчаный широкий, а горизонт – выпуклая полоска воды. Место для ночёвки не понравилось – людно очень.
Пошли дальше. Не доходя километра два до деревни Чёрное, встали на утоптанной лужайке левого берега на ночёвку.
Везде мусор, ваучеры, пакеты драные, какое-то разрушенное укрытие от дождя всё переломанное и… муравьи, много муравьёв, снующих по своим дорожкам по делам.
=06.08.2012г.=
Беда пришла, откуда не ждали. Ночью проснулся от сильного головокружения. Показалось (приснилось?), что лечу в пропасть кувыркаясь. Вылез из палатки посмотреть, как байдарки стоят на берегу и… не смог устоять на ногах. Завалился на бок – вестибулярный аппарат отказался работать… С удивлением несколько минут полежал на боку. Страх, огорчение, досада и большое нежелание быть обузой для НН и команды – чувства, пережитые за те две-три минуты, пока я «загорал» на травке. С трудом, сначала – на четвереньки, потом «по-человечески» встал. Шатающейся походкой еле дошёл до палатки. Прилёг – голова сразу начала «летать» по палатке. Разбудил НН. Поделился новостью. Выпив водички, уснул с трудом. Утром пошатывало и мутило. Еле заставил себя съесть немного каши…
Вышли на маршрут в 8 часов. После деревни Кабона решили пройти по Ладожскому озеру. Вышли через протоку на берег, весь заросший камышом, наметил ориентир на той стороне бухты Петрокрепость и пошли напрямую. На Ладоге был полный штиль. Тишина. Простор.
На втором часу перехода началось. На горизонте на воде появилась серенькая полоска – подумал с надеждой, что она нас минует. Потом серенькая полоска появилась у нас по курсу нам, как обычно, навстречу… Потрепала Ладога нам нервишки два часа. Отвыкли уже от больших волн. Пришлось к берегу выруливать и вдоль берега, заросшего сплошным камышом обходить залив.
Долго шли камышами по протоке и у деревеньки Назия зашли в родной уже канал.
В нём чувствовалось попутное нам течение – к Неве, к Шлиссербургу!
Толик закупил продукты на своё последнее дежурство, и мы замахали вёслами. По каналу идти – не по морю.
=20.00= За очередным поворотом направо показался большой кран портовый и первый красивый особняк на берегу – чую Неву! Сердце что-то покалывает при гребке левой рукой…
07.08.2012г.
И вот настал, наконец, этот день!!!
День, уверен, Победы! Победы над собой, над своей слабостью и жалостью к себе, любимому, над бесконечными километрами и постоянным встречным ветром «мордотыком», над постоянным желанием спать, над… Да мало ли чего и кого мы победили… Во имя чего всё это было задумано и исполнено?! А вот ответ на этот вопрос, наверное, придёт после того, как отоспимся в поезде и всё осмыслим дома…
Вчера вечером мы эффектно пересекли траверсом Неву, учитывая мощное течение, и встали на ночёвку напротив Шлиссербурга. Сфотографировали в красивом закате крепость Орешек.
Покупались в Неве. Отужинали вкуснейшими блюдами, приготовленными Анатолием. Ночная «симфония» шумного судостроительного завода на том берегу не помешала сну усталых тел – уже два дня мы проходим ровно по 60 километров…
Чтобы описать наше прохождение Невой и по Санкт-Петербургу понадобится много эпитетов, восклицаний, наречий, сослагательных и что там есть ещё в могучем русском языке?..
Было тихое, с лёгким западным ветерком, утро на пустынном берегу. Стартовали вовремя. 4 (четыре!) перехода были под солнцем в облаках на быстром течении и с частым пересечением фарватера от мыса до мыса.
Посетили знаменитый Невский пятачок, где сражались герои. Каждый квадратный метр там в осколках и крови – я почувствовал нутром этот героизм в заросших окопах в небольшом лесочке у кургана. Но какой-то современный «герой»-ублюдок заехал на квадроцикле на самый верх кургана-памятника, оставив незаживающих две борозды-раны на газоне. Он тоже, наверное, теперь мнит себя героем? Для меня он – ублюдок на квадроцикле!..
В 15.30 зашли в пределы Санкт-Петербурга под вантовый мост и… что-то Природе в нас не понравилось. Ну, какой-то уж очень хороший финиш вырисовывался. Представьте себе: чистое небо, солнышко светит, тихо, волнишка на Неве, и… три байдарки тихо скользя по волнишкам, на течении подходят к Васильевскому острову. Высаживаемся. Улыбки встречающих. Традиционное шампанское. Выносим сухие вещи на стрелке острова. Сушим быстро байдарки на разогретой брусчатке у Ростральных колонн и едем на вокзал…
Но! Не спасибо тебе, погода северной столицы! Не спасибо тебе, Нева! За такой приём – не спасибо!
За вантовым мостом как-то в Природе потемнело резко, и, не побоюсь этого слова, похренело. Вначале — тучи. Потом дождь капельками до ручьёв сверху. И началась катавасия. Мы были готовы к дождю, но не такому затяжному. Небо стало свинцово-угольным и холодный дождь хлестал всё более.
Дойдя до моста Александра Невского, вспомнили запасной вариант финиша – у моста (под мостом дождя не было, дул лишь сильный холодный ветер). Минут десять качались на волнах.
После долгих колебаний и вопросов к команде: — что будем делать? – принял решение идти дальше. Все молча взмахнули вёслами. Прошли метров триста. Засомневался я, что дойдём при такой погоде. Сомнения возобладали, и… мы вернулись назад против течения опять под мост. Опять простояли под мостом на ветру, как в трубе, минут двадцать. Что делать, какое принять решение: финиш под мостом для такого похода как-то не очень солидно, финиш на стрелке Васильевского острова – красиво, но дойдём ли мы до него – водная полиция, наверное, работает и в непогоду? Сомневался я.
Остальные члены команды особой охоты к инициативе как-то не проявляли, молча раскачиваясь в байдарках на волнах. Решил! — Пошли дальше!
Прошли под знакомыми мостами, при этом, не стесняясь, пересекли пару раз на поворотах фарватер реки с приличными волнами. Прошли Смольный парк, тюрьма Кресты осталась по правому берегу — разглядывать, а тем более делать фото было просто не-ког-да! Здание КГБ всегда мне не нравилось своей серостью, а в этот пасмурный день и вовсе показалось мрачным угрюмыми тюремными стенами. У одной из остановок речного трамвая мужик с набережной нам категорически прокричал: — Куда вы прёте? Вы же там нигде на берег не выйдите!
Прошли знакомые по ленинградской курсантской мореходной жизни места: Финляндский вокзал, Аврору, Зимний дворец, ограду Летнего сада… У Летнего сада затормозили, пропуская в канал два речных трамвая. Опасный момент возник при прохождении узкой и низкой береговой аркой Троицкого моста. Кинув взгляд на памятник Петру Первому и убеждаясь, что на Дворцовую набережную нам было бы не выйти, повинуясь течению, вошли в первую слева арку моста. «Американские горки» были недолги, но произвели впечатление своими барашками. Услышал только, как Ваня заорал что-то громко и не связно. Скорее — это была истерика, а не восхищение стихией волн, ветра и низким потолком арки над головой.
Простор Невы между Троицким и Дворцовым мостом, не смотря на плохую погоду, был весь заполнен хаотично снующими судами и судёнышками. Пять минут вынужденного перекура на течении потратил на оценку судовой обстановки, откуда и куда идут метеоры и ракеты, траекторию речных трамвайчиков с туристами, при этом успел рассмотреть Петропавловскую крепость, с её приглашающим к финишу пляжем, и, конечно, красиво возвышающиеся Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова. Собрались все три экипажа в кучку. Некоторое время выбирал «окно» между «Ракетами», выходящими из-за Васильевского острова и поворачивающими в Неву на выход и «Метеорами», проходящими вдоль правого берега. – Пошли! – было сигналом к мощной работе вёслами. С усилием упираясь вёслами в воду и ногами в педали, я вдруг почувствовал, что байдарка рулём не управляется! Один конец, ведущий от педали к рулю, видимо оборвался. Наталья сквозь ветер прокричала: — Что случилось? – Всё нормально! Работаем! – было в ответ. Пришлось управлять вёслами, пропуская гребок или табаня.
Пять минут упорной гребли «на выживание» и мы оказались за красным буем у стрелки Васильевского! — не помешав при этом никому, и нам никто не помешал.
Наши ожидания оправдались частично – у спуска к воде стрелки Васильевского острова в воде были две ступеньки.
Традиционный хлопок шампанского, эйфория от пройденного и испытанного, радостные наши мокрые счастливые мордашки, обнимания и поздравления на фоне Ростральных колонн остались в памяти и на фотографиях.
Счастливые, замёрзшие, мокрые, уставшие – мы ЭТО сделали!
Технический выход на скользкие гранитные ступени, распаковка и разборка байдарок, упаковка мокрого снаряжения, перевозка снаряжения на Московский вокзал (Анатолий договорился с сыном, живущим в С.-Петербурге и имеющим грузовой фургон) были как во сне…
ЭПИЛОГ
Закончен поход. Напечатан и размещён на разных ресурсах дневник похода. Пересмотрены не по одному разу сотни фотографий и видео…
Здорово, что планы были воплощены в жизнь без каких-либо ЧП и конфликтов. Поход оказался тяжелейшим в физическом плане, но, в качестве компенсации, мы увидели много километров новых красот матушки Природы России, и теперь представляем себе, что такое есть солёное Белое море с его приливами-отливами и богатейшим животным миром, Соловецкие острова с их трагической историей самого страшного лагеря ГУЛАГа, два больших северных озера Онегу и Ладогу.
Беломоро-Балтийский канал поразил своей историей строительства, я просто ежедневно ощущал физически, созерцая берега и сооружения канала, нечеловеческое напряжение участников строительства – заключённых ГУЛАГа, в сооружении такого грандиозного сооружения.
Новоладожским каналом теперь пользуются только на моторках, катерах и яхтах, но протяжённость сооружения поражает – как можно было без техники соорудить такое? Река Свирь оказалась не самой красивой рекой и почти без течения. А вот Нева поразила стремительным течением и застроенными коттеджами берегами. Ну и, конечно, «убил» Санкт-Петербург (Ленинград) своёй погодой, которой, впрочем, мы должны быть благодарны – МЧСники при хорошей погоде нас бы, конечно, заметили и завернули назад на первом же повороте…
Команда успешно преодолела за 29 дней 1291 километр в запланированный срок, что в таких дальнобойных походах немаловажно.
Всяческих восхищений и любви заслужила
Наталья Николаевна Степанова – единственная женщина в России, которая на байдарке прошла более 14 000 километров, обошла весь Байкал, прошла от истока до устья реки: Волгу, Урал, Сухону-Северную Двину, Обь. И, которая …не умеет плавать!
Подвиг совершил Анатолий Александрович Колосов, прошедший в одиночку на байдарке 1100 км, при этом вёз не только свои вещи, но и (вынужденно – для выравнивания дифферента) лишних килограммов пятьдесят – ему этот поход стоил большого напряжения физических и духовных сил.
Владимир Фёдорович Емелин в свои 66 лет доказал, что «старость его дома не застанет» и был полезным в команде во всех отношениях.
Иван Петрович Якушев доказал прежде всего себе, на что он способен, а все его «косяки» были отражением его характера.
МЫ сделали ЭТО не для кого-то, не ради известности, а прежде всего – для себя. Наша большая жизнь состоит вот из таких маленьких жизней. Мы прожили месяц семьёй в пять человек трудную, красивую и богатую на впечатления жизнь.
Что дальше? Готов план-график «Большой Байкальской кругосветки – 2013». Дай, Природа, нам здоровье, всё остальное мы сделаем сами!
Комментарии (22)
Ещё не успел выложить заключение, как получил два минуса. НН пошутила: — На тебя уже «клюют»! — посмеялись по доброму вместе!
Была мысль выложить сокращённый дневник Северной Байкальской кругосветки 2010 года — там та-а-акие фотографии!..
Но — вижу не ко двору…
На этом сайте в фаворе совсем иные темы...-(
Shesterin
Dobrovolec
Shesterin
Над окошком, где размещается текст, есть панель, найдите «cut» или ножницы:
В окошке с текстом оставьте для «шапки» 1 фото и (или) абзац текста, далее нажмите «ножницы». Сохраните.
Всё, что после «ножниц» уйдет внутрь, а «шапка» будет видна на главной.
Dobrovolec
У меня ножницы ассоциируются всегда со стиранием.-)
Shesterin
Молодцы, что пошли, прошли, рассказали, заставили остановиться и задуматься!
А на «минусоидов» — не надо внимания. Для них в лифте застрять — приключение, до сердечного приступа! :)
Aceton
NIC
Shesterin
На фото, конечно, парочка гусей…
Shesterin
Shesterin
Estrin
Я на правом берегу у истока Невы утром долго ходил у памятников, где ЖД дорога была через Неву и не мог понять, какими силами, каким напряжением ума и здоровья можно было построить мост на деревянных сваях при таком течении и при бомбёжках?!
А сколько таких мостов было построено нашими отцами и дедами по всей России…
И ведь живут среди нас те, которые на своих «квадрациклах» по могилам…
Shesterin
За всеми красивыми фото и описаниями скрывается тяжелый труд участников, мужественное преодоление всех невзгод и препятствий, возникающих в путешествии!
Дай Бог всем вам здоровья и новых маршрутов!
Vozmezdie
Beashen
Donna
Возможно вы рассказывали в прошлых выпусках (я начал читать эту историю не с начала) но меня заинтересовал такой вопрос — для осуществления подобных походов требуются какие-либо специальные документы (утвержденный кем-то маршрут, разрешения итд) или сел в байдарку и куда хочу туда иду? И есть ли различия в организационном плане в зависимости от того, где пролегает маршрут(крупная/мелкая река, море)? Заранее спасибо.
qwerty_asdf
qwerty_asdf
Документы с планом прохождения маршрута и разрешениями спрашивают только в заповедниках.
Я, к примеру, в этом году уже направил по интернету письмо в Забайкальский Нац. парк и Заповедник с указанием маршрута и сроков прохождения. Стоянки в заповедниках разрешены только на специальных местах — а это — оказание услуги, т.е. платная стоянка…
Shesterin
Исключительно для Вас и друзей, не обращая внимания на негатив, готовлю к публикации Северную Байкальскую Кругосветку 2010 в таком же формате.-)
Shesterin
robocop
Примите мои искренние соболезнования, «робокоп» — берегите своё здоровье.
Мимо Ваших публикаций я просто прохожу, не обращая внимания — сделайте так с моими и… будет Вам счастье. Но, ведь загля-ядываете, зачем? — чтобы погадить?
Просто — пройдите мимо!
Shesterin
Shesterin
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.