В общем, На АвтоВАЗ пришел Мор!
Совет директоров АвтоВАЗа во вторник утвердил Николя Мора на посту президента компании. Решение вступает в силу 4 апреля, когда уволится нынешний руководитель АвтоВАЗа Бу Андерссон, говорится в сообщении завода.
В сообщении Alliance Rostec Auto BV (СП Renault-Nissan и «Ростеха», контролирующее АвтоВАЗ) говорится, что за последние годы тольяттинское предприятие модернизировало модельный ряд и и производственные процессы, а также существенно улучшило качество продукции.
«С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и АвтоВАЗА, как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе», — приводятся в сообщении слова председателя совета директоров АвтоВАЗа и президент Renault-Nissan Карлоса Гона.
По мнению гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, задача Гона — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. «АвтоВАЗ» является стимулом для развития сотен других предприятий страны. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится», — сказал Чемезов.
Акционеры АвтоВАЗа не стали благодарить Андерссона за два года работы на тольяттинском заводе.
Кто такой Мор
У 56-летнего Мора два высших образования — математика и инженера, а также степень MBA. В структурах Renault работает с 2000 года: прошел путь от директора по закупкам запчастей и аксессуаров до вице-президента Renault-Nissan по закупкам двигателей, коробок передач и трансмиссий. С 2006 по 2008 год был директором завода Dacia в Румынии, а в январе 2014 года стал президентом компании.
Dacia — крупнейшее по обороту румынское предприятие (в 2015 году 4,2 млрд евро). Завод был основан в 1967 году в небольшом городке Миовени. К концу 1990-х автопроизводитель оказался на грани банкротства и перешел под контроль Renault. Французы доработали старую платформу и в 2004 году поставили на конвейер модель Logan, ставшую хитом европейского рынка, вспоминает главный редактор «Автобизнесревю»
Сергей Баранов: «Машина получилась дешевой и качественной, аналогов ей почти нет до сих пор». Позже на этой же платформе были разработаны Sandero, Duster, Logan MCV (в России — Lada Largus). На российском рынке все эти модели входят в число десяти самых продаваемых автомобилей. «Renault впервые за свою историю сделали на одной платформе фактически полноценный модельный ряд. Проект Dacia можно считать одним из лучших решений главы Renault-Nissan Карлоса Гона», — добавил Баранов.
Возглавив Dacia Мор объявил одной из своих целей — сохранение конкурентоспособности предприятия. Ему пришлось сократить персонал и замедлить темпы роста зарплат. Уходящий президент АвтоВАЗа Бу Андерссон сократил за 2014-2015 годы сократил штат примерно на 19 тыс. человек, или 28% персонала, до 48 тыс. работников. Это вызвало недовольство гендиректора «Ростеха» (косвенно владеет 24,5% АвтоВАЗа) Сергея Чемезова: «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче».
При Море Dacia стала пятым в Европе по числу произведенных автомобилей. По итогам 2015 года на румынской площадке было собрано порядка 340 тыс. автомобилей при емкости местного рынка 81 тыс. автомобилей (данные ACEA). 90% автомобилей идет на экспорт. Совокупный же объем производства (с 2012 года автомобили Dacia также собираются на заводе Renault в марокканском Танжере) составил 551 тыс. машин — на 3% больше, чем годом ранее. Компания не раскрывает прибыль, но она есть, говорил в интервью румынским СМИ Мор.
Задачи Мора
По масштабу производства АвтоВАЗ примерно соответствует Dacia, на российском заводе также ведется сборка моделей на платформе Logan. Но финансовое положение у АвтоВАЗа сильно хуже. Тольяттинский завод убыточен с 2012 года. В 2015 году завод получил рекордный за всю историю убыток в 74 млрд руб., производство сократилось на 11%, до 465,5 тыс. автомобилей с учетом контрактной сборки. В заключение к отчетности за 2015 год Ernst & Young усомнился, что предприятие сможет работать.
Российский автомобильный рынок сокращается четвертый год подряд. С пиковых значения 2012 года в 2,9 млн автомобилей рынок по итогам 2015 года может сократиться до 1,1 млн машин. Lada агрессивно вытесняют с рынка иностранные конкуренты.
Первое, что нужно сделать новому главе АвтоВАЗа — решить проблему дорогих комплектующих (на компоненты приходится порядка 75% себестоимости Lada) и повысить уровень локализации производства, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Мору придется наращивать экспорт, чтобы компенсировать падение на внутреннем рынке, а также продолжить начатую Андерссоном оптимизацию затрат, добавляет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».
В среднесрочной перспективе АвтоВАЗу будут нужны новые модели, продолжает Беспалов. По мнению Удалова, заводу не помешает и диверсификация производства, например, за счет развития компонентного бизнеса для других автопроизводителей и отраслей.
Сокращать персонал, на чем погорела тольяттинская карьера Андерссона, Мору, возможно, не придется, не исключает Удалов: штатная численность завода близка к оптимальной. Но, оговаривается эксперт, все будет зависеть от ситуации в экономике и темпов восстановления рынка. Рост продаж подтолкнет АвтоВАЗ к российским поставщикам, уверен первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
Комментарии (2)
962kalips
Не случилось ли чего?..
SlesarVova
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.