Вчера, 1 июня, скончался легендарный Марк Васильевич Демидовцев, долгое время являвшийся главным дизайнером АВТОВАЗа. Под его началом создавались все самостоятельные модели завода — от «Нивы» до «десятого семейства». Только «Калина» разрабатывалась уже при другом руководстве.
Официальной информации о его смерти нет, пока о ней пишут
лишь в блогах:
«Марк Васильевич был абсолютным авторитетом для многих ВАЗовцев, историей во плоти. Но не бронзовоподобной, коим стал, допустим, Поляков, а той, что находится от тебя на расстоянии протянутой руки. Ему было 82, а он всё ходил на работу.
Я, узнав об этом, не поверил: на работу ходит? Да, сказали мне ВАЗовцы, у него кабинет свой, он там чуть-что не живёт, картошку даже жарит, так, что запах на весь НТЦ! Работал Марк Васильевич помощником вице-приезидента ВАЗа по техническому развитию, но это так, номинально. Фактически у него была другая должность: человек-легенда.
Он делал какие-то архитектурные проекты, спроектировал потрясающее здание для автомобильного музея ВАЗа, которое, даст Бог, будет когда-нибудь построено, за руку здоровался с Патриархом: церковка перед зданием дизайн-центра — тоже его проект.
Я как-то выкладывал здесь цикл статей по истории ВАЗовских электромобилей, там были и фотографии Демидовцева. Это направление он вёл с особенным энтузиазмом, благо, в компоновке электрокаров для дизайнера много больше свободы. Помните, в связи с электромобилями я упоминал другого ВАЗовского конструктора и дизайнера Михаила Маркиева? Сегодня он мне написал по поводу смерти Демидовцева: „Мы обязаны ему своим творческим ростом, бесценным опытом, становлением профессиии дизайнера“. Думаю, это не пустая декларация скорби, не дежурные комплименты ушедшему. Это действительно так.
Демидовцев не очень понял, что произошло, когда французы купили блокпакет завода и прислали в Тольятти своего дизайнера — Энтони Грейда. Кажется, он искренне считал это временным явлением, дескать, поживём немного — и прогоним этих непутёвых французов.
Немногие знают, что Демидовцев начинал карьеру на Павловском автобусном заводе, где сделал самый эффектный советский концепт-автобус ПАЗ-Турист. Автобус, увешанный международными премиями и вошедший во все учебники по автобусному дизайну. Но, увы, так и не запущенный в производство.
Марка Васильевича не обожествляли. Скажу больше: к нему многие относились весьма прохладно. И когда он ушёл на пенсию и занялся архитектурными проектами, вздохнули: наконец-то. Действительно, он провёл в главных дизайнерах четверть века, это много даже для гения. Но всё равно, дизайнеры считают его своим учителем и покровителем. И те, с кем он не сработался, и те, кто мог бы занять его место, но не занял — Ярцев, Сёмушкин, Патрушев, Рузанов…
Мне более всего жаль, что мы не успели подробно поговорить про электромобили конца семидесятых, про самое интересное время в истории ВАЗа. Всё как-то откладывалось, всё не находилось других причин доехать до Тольятти. Теперь, если и доеду, пробела не восполнить».
Комментарии (7)
mihail
slavasmirnov
Да и блогу, в котором информация дана, уже четыре года, и автор явно имеет отношение к российскому автомобилестроению и плотно общается с представителями АВТОВАЗа. Так что не утка, я думаю…
angry_hungry
slavasmirnov
slavasmirnov
oldmurik
angry_hungry
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.