Если и читаем, то для того, чтобы отвлечься, чтобы чему-то обучиться.
Да и вообще – Новый год.
Алекс Росс. Дальше – шум. Слушая 20 век. Не тот и не другой случай.
Это книга для любителей и ценителей музыки, в том числе для тех, кто за собой таких склонностей раньше не замечал. Штраус, Малер, Шенберг, Дебюсси, Барток, Равель, Кук, Айвз, Гершвин, Сибелиус, Шостакович, Прокофьев – это только часть героев книги.
Исторический контекст, социальное окружение, особенности личности композиторов, краткий анализ их лучших произведений, отношение друг к другу. Книга довольно-таки объемная, почти 600 страниц. Но можно по настроению выбирать отдельные главы. Мой выбор пал на Сибелиуса и Шостаковича.
Про первого что-то слышал, и было просто интересно узнать и о творчестве и о личности Сибелиуса. Про второго, наоборот, и слышал, и слушал, было интересно другое – как современный американский музыкальный критик передает атмосферу нашей страны тех лет, какие использует образы и выражения.
91 год прожил Сибелиус. Творил в неустанной борьбе со славой, одиночеством, алкоголем. «Все врачи, которые запрещали мне пить и курить, умерли»,- подшучивал над своей неспособностью умереть величайший финский композитор. Что такое Финляндия? Сауна, телефон «Нокиа» и композитор Сибелиус.
Точность подробностей контекста эпохи 30-40-х Советской России удивляет. Речь не о самих произведениях, а о «перевыполняющих план стахановцах», «колхозных бригадирах», «сделанных своими руками скрипках Тухачевского» и т.д.
Шостакович и Прокофьев. Гонения на первого и спец.операция ОГПУ по возвращению в СССР второго. Художник и тиран. Война и творчество.
По большому счету, важен ракурс при чтении этой книги. Я, к сожалению, мало что понимаю в музыке, поэтому, честно говоря, про собственно музыкальные особенности произведений, про попытки композиторов вырваться за традиционные рамки или, наоборот, удержаться в них, устояв под напором авангардистов, и не запомнил почти ничего. Меня больше привлек в этой книге исторический и социальный контекст, который ставил совершенно иные задачи перед творцами музыки, и то, как они его использовали или ему поддавались. Мне кажется, это знание многое меняет, когда ты услышишь произведение «знакомого» композитора после прочтения такой книги (понятно, что их сотни, если не тысячи).
Рекомендовано для новогоднего чтения: легко, занимательно, познавательно.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.