Айрис Мердок считается ведущей английской романисткой 20-го века: получала Букера и другие менее значительные премии. В общем, все её любят (о ней даже сняли в 2001 году фильм «Айрис», хороший, кстати) и уже давно записали в классики.
Так вот, сам роман написан в 1973 году. История довольно тривиальная – речь в нем идет о 56-летнем писателе, который, будучи недовольным течением своей жизни, хочет покинуть Лондон, но ему все никак не удается из-за цепочки валящихся на него событий.
Сейчас будут небольшие спойлеры, так что если вы принципиальны в вопросах неизведанности сюжета, то следующий абзац пробегите с закрытыми глазами.
**********************************************************
**********************************************************
Лично мне роман показался скучноватым, но это, как вы понимаете, оценка субъективная – вам может показаться по-другому. Так что я просто укажу на места, которые меня заинтересовали, а вы уж сами решайте стоит читать или нет. В общем-то, таких мест три:
1. Главный герой романа – мужчина, повествование идёт от первого лица – то есть все чувства и переживания наружу, с пылу, с жару. В то же время автор-то женщина и очень любопытно наблюдать за тем, как женщина пытается понять, что же происходит у мужчины в голове. Как она описывает бритье, или состояние мужской влюбленности (с ватными коленями и желанием завернуться в ЕЁ шарф. Ага). В общем, очень любопытно.
2. Отношение главного героя к другим изменяется в реальном времени по мере его взаимодействия с ними. То есть вот сейчас он хороший, а через 15 страниц уже полный подонок. Нам не дают готовые характеры. Такое сопутствие очень приятно (эффект присутствия прям) и встречается не то чтобы очень редко, но нечасто. Это надо ценить.
3. Завершается книга серией послесловий от других персонажей-участников. Они там выражают свое видение произошедшего, дают свои оценки, и переворачивают наше представление о произошедших событиях. Напомню, что все это время рассказывал все 56-летний писатель, навязывая нам свою точку зрения. Эти послесловия, однозначно, самое лучшее из того, что было в книге и, пожалуй, хотя бы ради них книгу стоило прочитать.
Кстати, видение ситуации с разных сторон очень актуально в контексте вот этого материала
В общем, хороший такой роман. С фрейдистскими символами, богатым психологизмом и остроумной концовкой.
Комментарии (25)
Teacher
Ded_Pikhto
а вот это большой плюс! А то последние романы, которые читала, там всё так разжёванно, что даже обидно…
Короче и правда любопытно. Внесу его в мой список «прочитать до пенсии».
miss_olya
Ну я как бы и имею в виду то, что это хорошо.
А по поводу того, что женщина пишет от лица мужчины… Ну в этом романе это неплохо было. Даже хорошо. Местами наивно (ну вот с ватными коленями), но это, может, даже и умышленно.
А вот, кстати, мужчины могут о женщинах писать :)
Ded_Pikhto
Странно конечно, что мужчины могут, а женщины нет. Может хотя бы потому, что из мужчин в принципе писатели лучше?
Я вот например женскую прозу вообще не люблю. В этом вопросе я сексист.
miss_olya
Ded_Pikhto
Teacher
miss_olya
Irina
Лично мое ощущение — куда избыточнее, а не тоньше.
Жорж Санж? «заряжает дробовик»
Ded_Pikhto
Ded_Pikhto
Irina
Irina
Жорж Санд ужасно писала. Её зачислили к святым только для того, чтобы женщинам было не так обидно :) Ну и за плодовитость.
Ded_Pikhto
Irina
Ded_Pikhto
Halo
Irina
И каждый раз неловко кого-то поправлять, так что еще раз извините)
Halo
frau
Ded_Pikhto
frau
Ded_Pikhto
Конечно, Джуди Денчи и особенно Джим Бродбенд восхительно сыграли, но сам фильм мне не по душе пришёлся. Ну так, моё личное мнение.
А по поводу женской прозы. Да, много более-менее талантливых авторов-женщин, но не более. Выдающихся можно по пальцам пересчитать. Для меня это, пожалуй, Вирджиния Вульф и Тони Моррисон. И всё на этом.
На дух не переношу Жорж Санд и Фансуазу Саган. Что касается последней, то «Здравствуй, грусть» ещё куда не шло, но с каждым романом она становилась всё
сопливееэмоциональнее и богемнее. Мне такое не по душе. Впрочем, и такие романы находят своего читателя. Я тоже никого переубеждать не хочу.miss_olya
Duke
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.