Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого?
Каждый малыш,
иногда чересчур «
разгуливается», то есть балуется, бегает, скачет, как заводной, давая выход накопившейся энергии. И это, конечно же, не плохо, но…
определяющим словом в этом вопросе становится:
ИНОГДА…
А вот если ваше чадо постоянно находится в возбуждённом состоянии, никогда не сидит спокойно, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно, вот тут-то и стоит бить тревогу. Ведь, как правило, это явные признаки
ГИПЕРАКТИВНОСТИ.
Диагноз гиперактивность ставят вместе с диагнозом синдрома дефицита внимания (СДВГ) и определяются они тремя основными критериями (симптомокомплексами): это
невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Как проявляется гиперактивность?
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации и в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него
не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.
У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов.
Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Как устанавливается диагноз гиперактивности?
Врач обстоятельно обследует ребенка и просит родителей и учителей точно описать поведенческие особенности ребенка.
Никаких лабораторных и психологических тестов для постановки диагноза не требуется.
Беспокойное поведение довольно часто проявляется у маленьких детей, и только когда они становятся старше на первый план выходит
проблема дефицита внимания.
Поэтому, если у вашего малыша уже буквально с первых дней жизни
повышен мышечный тонус, он изо всех сил старается освободиться от пеленок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать, то вполне вероятно у него проявляются первые признаки
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Также, при этом диагнозе, малыши могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком.
Такие спазмы — признак расстройства нервной системы, и здесь важно не спутать их с проблемами желудка.
Лучше проконсультироваться с врачом.
Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д.
Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Наиболее острой проблема становится, когда малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. То есть, когда он идёт в детский сад, потом в школу. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива
уже требуется достаточная степень самоконтроля. И именно там, становятся заметными гиперактивность и проблемы с вниманием, которые с каждым годом
принимают всё более угрожающий характер.
Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка, вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей.
Ребенок всегда нацелен на движение, причём она правило, не имеет определенной цели. Он просто не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы, с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
Обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Это объясняется тем, что центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (
увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Это сказывается на успеваемости.
Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.
В Итоге, попав в разряд "
неуспевающих", он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе.
Но, конечно же, бывают исключения, и некоторые гиперактивные дети могут стать «
негативными лидерами» в коллективе.
Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. У них снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.
Поэтому, здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, так как, коллектив возглавляемый таким ребёнком, «трясет и будоражит» довольно серьёзно.
Что же можно посоветовать родителям гиперактивного ребенка?
Прежде всего, обратиться к специалистам – детскому
невропатологу или
психоневрологу. В ряде случаев ребенку необходимо медикаментозное лечение.
Будет нелишним наладить контакт с
психологом детского сада или школы. Он подскажет, как скорректировать поведение малыша, даст рекомендации учителям и воспитателям.
Основные рекомендации родителям:
Уважаемые родители, если вы узнали эти признаки в своём малыше, то не стоит закрывать на них глаза, думая, что он и так справится. Н
еобходимо набраться терпения, и помочь своему чаду, в успешной социализации.
1.
Прежде всего, нужно установить четкий режим дня, включающий активные прогулки, на которых ребенок будет не просто носиться, а участвовать в импровизированных спортивных соревнованиях или играть в подвижные игры с правилами, развивающие координацию движений. А для развития тонкой моторики подойдут специальные игры и занятия, такие как собирание мозаики, лепка, оригами.
2.
Для ребенка очень важно ложиться спать вовремя.
3.
Можно научить ребенка таким способам релаксации, как психогимнастика, элементы аутотренинга и йоги.
4.
По рекомендации врача можно использовать сборы лекарственных трав, оказывающих успокоительное действие. Обычно, такой сбор трав, включает в себя мяту, мелиссу, пустырник, цветки боярышника и ромашки, плоды барбариса и тмина, и некоторые другие.
5.
Поручите ребенку посильные для него домашние дела — покормить собаку, вынести мусор.
6.
Гиперактивные дети чувствительны к похвале, а большое количество критических замечаний только понизит самооценку ребенка. Обращайте внимание ребенка на его достижения.
7.
Гиперактивным детям сложно довести начатое дело до конца, особенно если они сталкиваются с какими-либо трудностями. В этом случае предлагайте детям выполнить какую-то часть задания, а после этого хвалите. Постепенно увеличивайте время, отведенное для занятий, и приучайте ребенка ориентироваться во времени.
Все эти хлопоты, дадут неплохие результаты.
Главное, не предъявлять завышенных требований к нему. Если малыш не в состоянии выполнить то, что требуют от него родители, то неминуемо следует ждать вспышек агрессии, потери интереса к деятельности.
Но в то же время, не стоит проявлять излишнее попустительство и вседозволенность по отношению к ребенку. В этом случае он не знает границ и не выполняет правила поведения.
Запреты необходимы, но в меру.
В заключении хотелось бы напомнить, о самом главном:
ЛЮБИТЕ своего малыша, и почаще
говорите ребенку о том, что вы его любите!
P.S. Для тех, родителей, которые хотели бы переговорить со специалистами, привожу внизу
список организаций:
Больницы детские, где функционируют отделения детской неврологии:
1.
Городская детская больница №1
Тольятти, ул. Лесная, 1
Тел.: (8482) 22-48-48, 22-59-93
2.
Детская служба, Медгородок
Тольятти, бульвар Здоровья, 25
Тел.: (8482) 35-08-27 заместитель гл. врача по детской службе, 34-19-30 и 34-93-81 (платные услуги), 30-84-42
3. Муниципальное учреждение здравоохранения "
Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна».
Адрес: г.Тольятти, Автозаводский р-н, ул. маршала Жукова, 3
Тел: (8482) 32-40-29 Факс: (8482) 32-40-29
4.
Медицинский центр рефлексотерапии Рубор г. Тольятти.
Болезни детей: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), синдром гиперактивности и др.
Адрес: г. Тольятти, Автозаводский район, Московский проспект 61.
Тел. 8(8482) 35-25-20, 8(8482) 499-228
5.
Реацентр Тольятти, детский неврологический центр
Тольятти, ул. 40 лет Победы, 65
Тел.: (8482) 61-25-12, 66-33-20
6.
Реацентр Ставрополь, терапевтический комплекс
Тольятти, ул. Октябрьская, 72 А
Тел.: (8482) 61-25-35, 22-93-29
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.