Бережливый менеджмент среди многочисленных подходов к бизнесу занимает особое место и на деле доказал свою эффективность. Принципы и инструменты бережливого производства универсальны, они могут применяться компаниями любого размера и любой отрасли. Этот факт во многом определяет то, что lean в настоящее время является самым мощным подходом к развитию бизнеса. Его внедрением занимаются во всём мире. Активно подключаются к освоению бережливого менеджмента и передовые российские предприятия, как производственные так и сферы услуг.
Бережливый менеджмент – это подход к бизнесу, заключающийся в постоянном уменьшении всех видов потерь (потерь, а не затрат!), повышении производительности труда и удовлетворённости клиентов и персонала при минимальных затратах.
Опыт внедрения lean, что предприятие из любой сферы может как минимум добиться следующих результатов:
• Снизить потери как минимум на 10-30%.
• Значительно повысить производительность труда.
• Уменьшить производственные и административные площади.
• Повысить удовлетворенность клиентов и сотрудников.
• Запустить механизм постоянного совершенствования процессов.
Суть lean проста, но эта простота дорого стоит, т.к. в какой-то мере противоречит здравому смыслу, которому обучали в школах и ВУЗах. Например, в традиционной экономике считается что для того чтобы снизить себестоимость нужно уменьшить номенклатуру продукции и увеличить программу производства с использованием автоматизированного, специализированного (и как правило дорогостоящего) оборудования. Опыт lean подтверждает обратное: себестоимость снижается, когда производят широкую номенклатуру товаров, организовав единичный поток изделий строго под заказы клиентов на недорогом, универсальном, быстропереналаживаемом оборудовании.
Авторство lean принадлежит Toyota. Разработкой и отладкой lean компания Toyota занималась около трех десятилетий и добилась поразительных результатов: высокого качества и низкой себестоимости автомобилей, на постановку новых моделей она использует существенно меньше средств, чем конкуренты. Все это позволило Toyota развиваться значительно быстрее других автомобильных компаний. С 2012 года Toyota – мировой лидер по количеству проданных автомобилей (реализовала за год 9,75 млн. автомобилей, чистая прибыль составила более $9,7 млрд.).
Американские автомобилестроители долго не могли понять секрет производства дешевых и качественных автомобилей Toyota. Президент Крайслер Ли Якокка причины этого видел в искусственном занижении курса иены, протекционистских мерах правительства Японии и т.д. Однако главная причина оказалось в другом – в чрезвычайно эффективной производственной системе Toyota.
Долгое время западные промышленники не могли понять суть lean. На Западе было финансировано много научных исследований, чтобы раскрыть суть эффективной системы бережливого менеджмента. Toyota помогала некоторым компаниям на Западе освоить lean, в т.ч. GM, создав совместное предприятие, но широко раскрывать суть бережливого менеджмента и процесс его внедрения мировой бизнес-общественности не торопилась. Об этом говорит тот факт, что книга одного из идеологов бережливого менеджмента, вице-президента Toyota Таити Оно «Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства», которая была издана в Японии в 1978 году, на английском языке была опубликована только в 1988 (после захвата значительной доли рынка США), а на русском – в 2005.
Полагаю, что книгу Таити Оно «Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства» полезно прочитать каждому руководителю. Заказать книгу на Озоне можно по
ссылке.
Комментарии (35)
Бережливый менеджмент особенно полезен для предприятий, которые:
1. почти полностью исчерпали традиционные возможности снижения затрат и дальнейшее следование прежним курсом приведет к ухудшению качества товаров (услуг), удовлетворенности потребителей и мотивации персонала;
2. работают (прогнозируют деятельность) в условиях стагнации или спада экономики;
3. функционируют на рынках в условиях ужесточения конкуренции;
4. ищут возможности развития бизнеса при минимальных вложениях.
Ожидаемые результаты: запуск механизма постоянного совершенствования деятельности компании, оптимизация процессов, ежегодное снижение потерь мин на 10-30%, повышение согласованности и мотивации деятельности персонала. Генерированные персоналом идеи нередко позволяют увеличить продажи, в т.ч. во время кризиса.
В ходе работы по проекту «Выстраивание потоков производства вагонеток ВГ-9 и ВДПУ» в ООО «Апатит-Электромашсервис» результат превзошел ожидания: время на изготовление сократилось в два раза, себестоимость в 1,5 и трудозатраты в 1,8. ОАО «ПО ЕлАЗ» добилось за год увеличения производительности и объемов на 25% (на 4 единицы спецтехники), сокращения исправимого и неисправимого брака на 30%, гарантийное обслуживание (возврат продукции) снижено на 30%. ОАО «КАМАЗ» провел картирование 1 200 процессов на главном сборочном конвейере всего за 4 месяца. Применение данного инструмента привело к повышению производительности труда в 2,2 раза.
На семинаре организационные консультанты поделятся собственным опытом успешного внедрения lean и расскажут о способах достижения результатов. Будут рассмотрены следующие составляющие бережливого менеджмента: оптимизация процессов, улучшение системы управления, изменение мышления и способы вовлеченности сотрудников.
Семинар проводят Ирина Осинская и Наталья Филипёнок — организационные консультанты, руководители проектов по внедрению улучшений, опыт работы по lean с 2008 г., оптимизированно более 200 процессов (обучение – McKinsey, Accenture, Erickson College и др).
Для обязательной регистрации на семинар звоните по телефону: 8-905-019-71-69 или обращайтесь по e-mail: p.tushov@mail.ru.
Консалтинговая Группа «ПУТЬ» работает на рынке с мая 2007г. и имеет опыт работы как с крупными компаниями (ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Тольяттихлеб», ОАО «ТЕВИС», группой предприятий «Акрон металл групп» и др.), так и с предприятиями среднего и малого бизнеса.
Количество участников семинара ограничено.
tushov
tushov
Но кого интересует краткая информация из книги Таити Оно пишите мне на почту: p.tushov@mail.ru. Вышлю
tushov
Кому надо забирайте всю целиком.
Kut
Kut
tushov
Kut
tushov
(https://www.facebook.com/groups/562193390484848/permalink/623478494356337/)
Идея подготовки краткой информации о важных бизнес-книгах у меня появилась, когда я решил внедрить на АВТОВАЗе форму информационного обслуживания ТОП-менеджеров «Эффективный менеджмент в практику управления ОАО „АВТОВАЗ“. Суть данной формы заключалась в том, что сначала менеджерам предлагалось ознакомиться с краткой информацией о книге, в которой был описан опыт решения актуальных для ВАЗа проблем. И если ТОП-менеджер заинтересовывался этой книгой, то делал заказ и эта книга для него закупалась.
Неожиданным для меня оказалось то, что некоторые ТОП-менеджеры регулярно читали краткую информацию из книг и считали её ценной (по итогам анкетирования), но не заказывали книги. Поговорив с несколькими такими менеджерами я понял почему так происходит: они никогда не читают бизнес-книг (не привыкли/некогда). Но в то же время нужно быть в курсе новых тенденций менеджмента, владеть различными фактами и цифрами, чтобы выступать перед персоналом, беседовать с руководством. И для таких руководителей краткая информация оказалась ценнее самой книги )))
tushov
ну стоит заметить что внедрение бережливого производства в большинстве российских предприятий заканчивается выкидыванием большей части того, что лежит на складе (продажей, сдачей в утил и т.д.), уменьшением межоперационных заделов (если таковые имеются, а иногда уменьшение этих заделов в дальнейшем приводит к простоям последующих операций, после чего заделы возрождают) и подсчетом виртуальной прибыли: стоимость от сдачи в утиль/металлолом/продажи + экономия на хранении в связи с освобождением места и высвобождением людей. Где-то еще минимизируют количество транспорта и «лишнего» (простаивающего на данный момент) оборудования, что иногда через некоторое время приводит к некоторому переосмысливанию своих поступков, т.к. потребность есть, а транспорта/оборудования уже нет. Потому что планирование то все равно через 1 место происходит.
Не, курсы это правильно, только вот руководители у нас не готовы внедрять это целиком и полностью, а так же не готовы тратить деньги на обучение работников компании (и это не отправить 1,5 землекопа на курсы, что бы они потом обучили других). И даже если заказать себе консалтинг по 1 проекту, то в большинстве случаев это 1 проектом и кончится. К сожалению.
пс: не хаю саму идею LP, идея здравая, реализуется она у нас обычно как-то не очень.
Организаторам совет — выкупите себе домен для почты и заведите себе почту на нем, стоит не дорого, но официальный почтовый ящик на мейл.ру, смешно, тем более LP внедряют серьезные конторы, которые задумываются о длительном будущем своего бизнеса, и им в принципе нужны аналогичные партнеры (в т.ч. и те, кто будет их учить), а какая серьезность в почте на мейл.ру и федеральном номере для связи (здесь бы подошел обычный городской шестизнак).
Мне вот когда по почте приходят всякие предложения я в первую очередь смотрю именно на это.
Arbo2
Спасибо за советы по организации!
tushov
В медгородке даже в 30-ти градусные палаты очень жарко в палатах, много окон открыто, ночью горит много лишнего света. Сколько за это переплачивается лишних денег! А эти средства можно использовать в нужном для медицины направлении. Поэтому не думаю, что наша медицина такая нищая, а вот то что плохо управляется — это точно
Полагаю, что бережливый менеджмент в медицине был бы очень полезен )))
tushov
uuuuuuu
А что касается Зурабова, то он не внедрял бережливый менеджмент в медицинских учреждениях
tushov
Beashen
Не согласна. Вон Гройсман — он кто угодно — тренер, главный врач, депутат. А кто помнит о нём, как о враче? И враче какой специальности, кстати? Кажется, он стоматолог вообще-то
Ghost
tushov
uuuuuuu
а сейчас как? Более мелкая фасовка или что?
Ghost
uuuuuuu
*задумалась* а ведь это существенно дороже! Назад, к мешкам, к экономии! Хотя таскать такое…
Ghost
tushov
— стратегия сокращению затрат приводит к ухудшению качества товаров (услуг) и деморализует сотрудников.
— стратегия исключения потерь (бережливый менеджмент) придает людям энергию и инициативу. Организация при этом находит возможности для развития даже во время кризиса.
uuuuuuu, приглашаю Вас на бесплатный семинар, там эти вопросы будут подробно рассмотрены
tushov
Кстати, полагаю, что именно в этом большая проблема медицины и пока она не будет решена никакие финансы не помогут улучшить положение в медицине в стране:
— оборудование будет закупаться, но работать не будет, т.к. не предусмотрели средства на з/ч;
— капремонт здания сделали, окна поменяли, но отсутствует экономия по теплу и электроэнергии, т.к. подошли к проблеме некомплексно;
— и т.д. и т.п.
tushov
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.