МИЛЛИОН РУБЛЕЙ В ДЕНЬ. ЭТО КАК?
О сверхвысокой заработной плате президента АВТОВАЗа Бу Андерссона «Вольный город» уже писал. Сейчас завод из-за спада продаж на российском автомобильном рынке находится в кризисном состоянии. Там уже прошло несколько этапов сокращений работников, и они еще не закончились. В связи со сложной ситуацией на градообразующем предприятии редакция газеты обратилась к бывшему лидеру вазовского профсоюза «Единство» Анатолию Иванову с просьбой высказать свое отношение к происходящему на АВТОВАЗе.
Начну с более легкого, но, без сомнения, важного вопроса. Да, как уже говорилось в различных средствах массовой информации со ссылкой на достоверный вазовский источник,
годовая заработная плата президента АВТОВАЗа Бу Андерссона составляет 10 миллионов долларов. Это по сегодняшнему курсу доллара уже около 400 миллионов рублей. В то время как зарплата прежнего президента Игоря Комарова составляла порядка 100 миллионов рублей.
Есть еще один интересный факт, взятый из отчета о деятельности АВТОВАЗа по итогам первого полугодия, который касается зарплат членов правления и всех остальных работников. Так, в первом квартале среднемесячная зарплата каждого из 12 членов правления составляла 1 604 278 рублей, во втором – уже 2 220 833, то есть существенно возросла. Среднемесячная же зарплата работников в первом квартале была 29 675 рублей, а по итогам второго квартала составила 28 167, то есть снизилась. Как поется в известной песне, кто-то теряет, а кто-то находит.
Возвращаясь же к уровню дохода Бу Андерссона, хочу сказать следующее. В своих первых интервью после переезда в Тольятти он говорил о важности для него в этом проекте не уровня дохода, а укрепления своего имиджа как антикризисного менеджера. В связи с этим, а также учитывая кризисное состояние предприятия, получать Бу Андерссону такую высокую зарплату не только нелогично, но и даже безнравственно. Это с одной стороны. С другой же, если сравнить с доходами глав российских, даже государственных, крупных компаний (в крупных частных компаниях доходы могут быть еще выше), то зарплата Бу Андерссона не покажется сверхвысокой. Особенно с учетом трудового вклада и ответственности в условиях жесткой конкуренции.
Например, как говорится во многих московских средствах массовой информации, годовой доход президента «Роснефти» Игоря Сечина составляет 50 миллионов долларов, президента «Банка ВТБ» Андрея Костина – 35 миллионов, председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера – 25 миллионов, генерального директора «Ростехнологий» Сергея Чемезова – 20 миллионов, президента «Сбербанка России» Германа Грефа и президента «РЖД» Владимира Якунина – по 15 миллионов долларов.
Да, эти компании по сравнению с АВТОВАЗом пока не находятся в кризисном состоянии, здесь никакой заслуги глав компаний нет. Нет у них никаких высокого уровня трудового вклада и ответственности, как не может этого быть у глав компаний, занимающих монопольное положение. Поэтому и доход их не может быть таким чрезмерно высоким. Вот по отношению к указанным лицам говорить о безнравственности можно без всяких сомнений, а Бу Андерссон по сравнению с ними белый и пушистый.
И теперь о главном: как тольяттинцам, особенно вазовцам, относиться к происходящему на нашем пока еще автогиганте? Чтобы об этом говорить, нам следует обратиться к событиям 2005 года. В то время АВТОВАЗ был успешно работающим (
чистая прибыль в 2003 году составила 5 миллиардов рублей, а в 2004-м – 5,6 миллиарда) предприятием, постепенно переходящим в управление жестких, но эффективно работающих представителей самарской финансово-промышленной группы «СОК». Однако более влиятельной финансово-промышленной группе (Сергей Чемезов, Владимир Артяков и другие) не хотелось отдавать этот лакомый кусок, по их мнению, «криминальной» структуре. И тогда АВТОВАЗ перешел в собственность государственной компании во главе с Сергеем Чемезовым. Управление москвичей, а точнее снятие ими сливок, наверное, затянулось бы надолго, если бы не наступивший мировой кризис. В конце концов, поняв, что автомобильный бизнес им не по силе, они в июне текущего года окончательно продали его альянсу «Рено-Ниссан», в собственности которого теперь 74,51 процента акций АВТОВАЗа. То есть вазовцев власть отдала на растерзание одной из акул капитализма.
Но любая компания всегда стремится к извлечению прибыли, и данный альянс не может быть исключением. Однако прибыли у него пока нет, наоборот,
в 2013-м на АВТОВАЗе альянс понес убыток в 34 миллионов евро, а в первом полугодии текущего года – уже еще 55 миллионов евро. Поэтому происходящие на предприятии всякого рода оптимизации, в том числе и сокращения, для работников крайне неприятны, но понятны. Тогда что же, им следует смириться с происходящими сокращениями и повышением уровня своей эксплуатации? Конечно, нет, ни в коем случае. Работникам следует в различных формах организованно протестовать, то есть бороться за свое право на достойную жизнь.
Знаю, что профсоюз «Единство» сейчас готовится к проведению митинга, на котором планирует потребовать от руководителей АВТОВАЗа добиваться получения прибыли не увольнениями, а прежде всего сокращением других расходов, в том числе выплаты руководителям чрезмерно высоких зарплат. Почему профсоюз не проводил такие митинги раньше? По мнению его руководителей, у работников завода раньше не было готовности к участию в протестных действиях. Сейчас же такая готовность может быть.
При этом главные требования вазовцы должны предъявлять власти, с помощью которой, как я уже говорил, наш завод оказался в собственности альянса «Рено-Ниссан». Хорошо, что Владимир Путин периодически оказывает помощь АВТОВАЗу. Однако этой помощи недостаточно: проблему трудоустройства сокращаемых работников она не решает. А ведь многие из них еще долго могли бы трудиться, принося пользу и себе, и обществу. Особенно это касается работников предпенсионного и пенсионного возраста, бесценный опыт которых, к сожалению, не используется.
Для трудоустройства же сокращаемых работников запланировано создание в Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Почему эта зона еще не работает? Что, нельзя было ускорить процесс ее создания? Ответы на такие вопросы тольяттинцам необходимо потребовать от власти.
Считаю, что происходящие сейчас на АВТОВАЗе «хирургические» процессы являются зоной ответственности лично Владимира Путина и Николая Меркушкина. Об этом мы должны и не забывать сами, и как можно чаще напоминать им.
Анатолий ИВАНОВ,
депутат Государственной думы
от Тольятти 3, 4 и 5-го созывов
Источник.
Комментарии (10)
Ivanka
где вчерашняя статья про АВТОВАЗ и мои высказывания о «слухах» что бродят по ВАЗу?
удалили?
я же говорил что пресс-центр ВАЗа «помогает» местным СМИ чтобы писали правильно
polid
местных гнобят: типа много получают, а сами приезжают и: мужья не работают, нянечек выписывают из Москвы — это сколько же надо получать? (до этого у местного был оклад в районе 150 т.р.)
когда зашли на завод — отняли у всех действующих руководителей служебные автомобили, сотовые телефоны… а новым, из Москвы, тут же и корпоративная связь и служебные гранты с АКПП…
вот такие двойные стандарты…
мое мнение — гнать надо Бо с ВАЗа, он завод вместе со всеми своими иностранными замами разваливает… живет одним днем…
polid
прости админ
polid
Santa
Beashen
Santa
Ivanka
кормушкивласти нужно было не демагогией заниматься и пилить профсоюзный бюджет, а разъяснять рабочим и служащим как можно влиять на ситуацию, как -то трастовое владение акциями и отстаивание своих акционерных прав. А сейчас, да. сейчас можно только сокрушаться, какие капЭталисты плохие дядькиSanta
Beashen
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.