Анатолий Волошин в своём
блоге ЖЖ поделился видением о новом экономическом мироустройстве и предложениях для Евразийского союза промышленников и предпринимателей.
В условиях резкой дестабилизации системы международных отношений, разрушения старого и формирование нового миропорядка, которое сопровождается мировыми войнами между старыми и новыми лидерами за доминирование на мировом рынке, эскалацией международной военно-политической напряженности Россия, как никогда прежде, нуждается в сильной экономической политике, способной обеспечить структурную перестройку экономики на основе принципиально новых технологий и новых механизмов воспроизводства капитала.
Однако, динамка показателей экономического роста РФ в последние годы, наглядно и объективно демонстрирует, что, выстраивая самодостаточную и независимую внешнюю политику, нам пока нечем адекватно ответить на внешние экономические вызовы, а именно: мировой кризис, санкции, изоляцию от рынков капитала, технологий и проч. Эти и другие вызовы, по-прежнему, являются не стимулом к активным и продуманным действиям, а главной «отмазкой» откровенных неудач во внутренней финансово-экономической политике.
Мы серьёзно ослабили, и продолжаем терять основной «драйвер» экономического роста и устойчивого развития – малый и средний бизнес. В большинстве экономически развитых государствах доля малого и среднего бизнеса в формировании ВВП достигает 70-80%, в то время как в России она составляет уже не более 20%
Действия ЦБ и Правительства по «оздоровлению» банковской системы кроме не проявившихся пока положительных эффектов, уже привели почти полному прекращению доступа малых и средних предприятий (МСП) в регионах к финансовым ресурсам.
По данным Эксперт РА финансирование предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) только на первом этапе «оздоровления» сократилось в первом полугодии 2015 г. по сравнению с первым полугодием 2014 г на 36%. В абсолютном выражении это около 1,5 триллиона рублей фактически изъятых из реального сектора экономики.
Если проанализировать данные, размещенные на официальном
сайте ЦБ можно убедиться, что общий объём предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году упал до уровня 2010 года и продолжает снижаться, т.е. мы вернулись на 6 лет назад.
По данным
опроса KPMG, доступ МСП к финансовому ресурсу, превратился сегодня в главную нерешаемую проблему. Все остальные: налоги, административные барьеры и проч. отошли на «задний план».
Малый и средний бизнес более подвижен, гибок и быстрее адаптируется к изменению внешних условий. Чем активнее МСП в регионе, чем выше его доля в экономике региона, тем выше потенциал устойчивого развития региональной экономики. Таким образом, устойчивый рост ВВП в стране может быть достигнут только в результате развития сектора малого и среднего бизнеса в регионах. Очевидно, что состояние МСП в регионе – главный фактор, локомотив его устойчивого развития.
Лишив МСП доступа к финансовым ресурсам, мы лишили себя способности к экономическому росту.
Можно сказать, что главная цель наших противников в санкционной войне достигнута.
На фоне финансовых потерь в кредитных портфелях МСП, измеряемых триллионами, выделение 20 млрд. на госпрограмму поддержки предпринимателей и 50 млрд. руб. на поддержку малого предпринимательства через госкорпорацию проблему доступа МСП к финансовым ресурсам не решают. Кроме того, по мнению комиссии общественной палаты по МСП, опубликованному в газете «Ведомости», получателями бюджетных средств, выделенных на развитие предпринимательства становятся не более 3% предпринимателей. В основном средства осваиваются на развитие инфраструктуры.
Региональные и местные программы практически никак не скоординированы, представляют из себя мало увязанные между собой меры различных видов поддержки, в основном так же направлены на развитие инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и проч.).
Что можно предпринять, чтобы изменить пагубную тенденцию.
На наш взгляд одними государственными средствами и административными усилиями ничего не решишь.
Необходима консолидация государств — ближайших союзников по Евразийскому экономическому Союзу с последующим расширением на основе партнёрства с предприятиями, и предпринимателями в регионах РФ и странах-партнёрах.
Главная цель партнёрства – обеспечение условий развития малого и среднего бизнеса на основе сближения и выработки единых стандартов финансирования, единой философии развития, интегрированной стратегии развития, единой системы безопасности.
В настоящее время, в рамках деятельности Евразийского союза промышленников и предпринимателей (ЕАСПП), разработны проектные предложения по оформлению такого партнерства в виде сетевой организации состоящей из финансовых учреждений (региональных банков в регионах РФ и странах ЕАС) и управляющей компании, выполняющей роль администратора сети, созданных на основе перекрестного владения.
Задачи партнёрства:
• Создание эффективного механизма управления развитием региональных экономик
• Реализация комплексного подхода к формированию и реализации региональных и местных программам развития предпринимательства, координация региональных программ
• Повышение устойчивости и снижение рисков финансирования малого и среднего предпринимательства
• Повышение прозрачности и управляемости региональной банковской системы
• Повышение эффективности поддержки МСП государством (каждый рубль, вложенный в банковский капитал оборачивается 10-кратным увеличением кредитного портфеля)
• Создание единой системы безопасности для региональных участников: финансовой, экономической, физической и пр. Гибкое реагирование на изменение внутренней и внешней среды
• Концентрация и эффективное использование совместных ресурсов. Консолидация активов и капитала
• Устранение конкурирующих интересов между участниками. Расширение географии обслуживания клиентов
• Укрепление положительного имиджа предпринимательской деятельности
2.
Принципы партнёрства:
• Единый бренд
• Единые стандарты
• Единая философия регионального развития
• Единая стратегия развития
• Консолидированная финансовая отчётность
3.
Форма объединения: Сетевая организация на основе перекрестного владения. Каждый участник передает от 10 до 20% (в зависимости от количества участников) своих акций (долей) в обмен на 1-2% акций создаваемой организации.
4.
Задачи организации
• Определение приоритетных направлений инвестирования и контроль эффективности использования инвестиций организации;
• Утверждение долгосрочных и среднесрочных бизнес-планов хозяйственных обществ – участников;
• формирование единого информационного пространства (генерация и обмен новой информацией; единство финансового, технологического и правового пространства);
• формирование единых нормативов и стандартов деятельности участников сети;
• Определение общей учетной политики для всех обществ, входящих в состав организации
5.
Функции администратора:
• Аналитика
• Описание и освоение лучших практик
• Финансовое, экономическое планирование
• Организация безопасности
• Организация расчетов в национальных валютах, клиринг.
• Трансфер капиталов, технологий
• Субконтрактация
• Формирование централизованных финансовых фондов для реализации проектов организации.
• Создание единой методической базы (унификация нормативной базы)
• Координация деятельности участников сети
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.