На ООО «Томет», находящемся на территории ПАО «Тольяттиазот», в прошлом декабре произошли две серьезные аварии с разницей в неделю: 6 декабря прошлого года при начале пусковых работ и подачи подогретого природного газа в зону печи риформинга в реакционные трубы произошло повреждение труб печи с выбросом струи горящего природного газа. Это привело к полной остановке одного из агрегатов метанола. Ремонтная служба выявила повреждения на 15 трубах, которые теперь подлежат замене. А 13 декабря из-за аналогичной аварии на трубопроводах был остановлен второй агрегат метанола. Вопреки требованиям закона, в Средне-Поволжское управление (СПУ) Ростехнадзора даже не были переданы оперативные сообщения об обнаруженных разрушениях.
О плачевном техническом состоянии и ТоАЗа, и «Томета» известно давно, как и о «дружеских» отношениях между руководством обоих предприятий и местным Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора, привыкшим закрывать глаза на чудовищное пренебрежение нормами безопасности и охраны труда. Но даже при всем этом два агрегата за неделю – это крайне подозрительно. Сотрудники ТоАЗа и «Томета» склоняются к мысли, что однотипные аварии с разницей в неделю произошли не по воле случая, а являются спланированной диверсией со стороны основных владельцев обеих компаний, семьи Махлаев, которым не удалось провести фиктивное банкротство «Томета» через суд.
Внести ясность могла бы проверка «Томета» государственными инспекторами, и с 22 по 29 января Средне-Поволжское управление Ростехнадзора формально такую проверку провело. На сайте ведомства размещен акт проверки, в котором сухим языком обыденно перечисляются обнаруженные нарушения. Например, «Томет» почему-то не только решил не передавать оперативные сообщения о произошедшем 6 и 13 декабря в Ростехнадзор, но и не провел никаких собственных расследований причин случившегося. Отсутствует проектная документация на оборудование и экспертиза промышленной безопасности, выявлено внесение несогласованных изменений в технологический процесс. Не выполняются требования производственного контроля.
Но особенно показательно, что сотрудники Ростехнадзора уже сразу называют произошедшее в декабре на «Томете» «инцидентами», а не «авариями». Людям, далеким от темы промышленного надзора, этот выбора слов мало о чем скажет. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «инцидент» представляет собой «отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса», тогда как «авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ». Кроме того, при аварии, в отличие от инцидента, определяется виновный, который несет ответственность в соответствии с законом, а также степень его ответственности.
И своим актом инспектора уже сразу хотят сказать, что произошедшее на «Томете» – это ни в коем случае никакие не серьезные «аварии» (что уж говорить о диверсии), а всего лишь незначительный «инцидент». Также, судя по всему, СПУ Ростехнадзора в ходе своей проверки не нашло никаких поводов для обращения в суд по факту выявленных нарушений.
Что же заставляет инспекторов прикрывать нарушения и спускать дело на тормозах? С СПУ Ростехнадзора у Махлаев давно налажено взаимовыгодное сотрудничество. Уже не первый год в СПУ работает бывшая сотрудница ТоАЗа Раися Абдрахманова, заместитель начальника отдела надзора за объектами нефтехимического комплекса. Договариваться с коллегами она умеет, поэтому, когда в конце 2019 года инспектор Ростехнадзора Анастасия Лукьянова (она же участвовала в недавней проверке «Томета») прибыла на ТоАЗ, чтобы помочь судебным приставам остановить опасный производственный объект на предприятии, на котором не выполнялись никакие требования безопасности, она вскоре попросту покинула производственную площадку, сославшись на участие в новогоднем корпоративе.
На «Томете» ситуация обстоит схожим образом. Генеральный директор Владимир Чабров, как и его «старший товарищ» с ТоАЗа Дмитрий Межеедов, не имеют никакого опыта работы на производстве. Вопросы с контрольно-надзорными органами «решают» заместитель генерального директора по промышленной безопасности Александр Бабич и заместитель генерального директора по строительству Надежда Лекарева. Оба – выходцы из тольяттинского межрегионального отдела СПУ Ростехнадзора, оба были уволены по довольно компрометирующим причинам, но тем не менее оба были приняты на ключевые посты в «Томет». Это позволило, в частности, перевести «Томет» из 1-го класса опасных производственных объектов в 3-й, то есть фактически обеспечив льготный режим промышленной безопасности. Все текущие проблемы с промышленной безопасностью обычно решаются с вышеупомянутой Абдрахмановой и ее начальником, заместителем руководителя СПУ Ростехнадзора Сергеем Стифатовым.
Очевидно, и в этот раз участники данного сговора решили, что лучше не выносить сор из избы и не расследовать причины аварий, даже если это может угрожать жизни и здоровью трудовых коллективов и вообще всех жителей региона. В декабрьских авариях, по счастью, обошлось без жертв, но так ведь бывает далеко не всегда. Весной на ТоАЗе произошла целая серия групповых несчастных случаев со смертельным исходом, которые руководство завода с молчаливого согласия контролирующих органов усердно пыталось скрыть. Но что будет, если когда-нибудь их ставка на «авось» не сработает, и произойдет настоящая техногенная катастрофа, последствия которой замолчать уже будет невозможно? Скорее всего, назвавшие произошедшее на «Томете» в декабре «инцидентами», а не «авариями», просто предпочитают об этом не думать.
Источник.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.