Программа утилизации позволила российскому авторынку пережить кризис. По итогам года продажи новых машин вырастут на 30%. Но собственно система утилизации автомобильного хлама так и не создана — она заработает в лучшем случае в 2012 г.
Год назад никто не верил, что после безостановочного падения автомобильного рынка в 2009 г. в этом году он покажет хоть сколько-нибудь заметный рост. Несмотря на анонсированную программу утилизации, аналоги которой и в Европе, и в США показали эффективность, аналитики ожидали роста на считанные проценты. А планы «АвтоВАЗа» собрать не менее 497 000 Lada выглядели абсолютно несбыточными. Ведь в 2009 г. он выпустил всего 337 834 машины.
Итоги оказались ошеломляющими: в уходящем году продажи вырастут на 30% до 1,9 млн автомобилей, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса. А «АвтоВАЗ» не только легко превзошел собственный прогноз — компания рассчитывает продать 648 000 Lada и получить прибыль 1,5 млрд руб. (после рекордных убытков прошлого года).
«АвтоВАЗ» стал главным выгодоприобретателем утилизации. По данным «Автостата», 58% всех автомобилей тольяттинский автозавод продал именно взамен сданных в хлам. Но выиграл не только он. У других компаний доля утилизационных продаж тоже оказалась весьма высока (см. график).
Объяснять рост рынка только программой утилизации нельзя. Растут и коммерческие продажи, а половина из автомобилей, купленных по программе, была бы приобретена и без нее, считает вице-президент «АвтоВАЗа» по маркетингу и продажам Артем Федосов. С начала действия программы до середины декабря по ней было продано около 260 000 автомобилей, а прирост продаж составит около 700 000 штук, согласен гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
В Европе продажи автомобилей после завершения утилизационных программ падали. Но Россию эта участь должна миновать. По прогнозу «Автостата», в 2011 г. рынок вырастет еще на 400 000 автомобилей. Правда, в следующем году будет поставлено еще около 230 000 машин по программе утилизации — на это в бюджете 2011 г. предусмотрено 13,5 млрд руб. Но даже в 2012 г. после окончания стимулирования автомобильного рынка он вырастет еще на 100 000 штук, ожидает «Автостат».
Программа закончится осенью 2011 г., думает директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов. Постепенный спад интереса к ней уже очевиден: в апреле — мае министерство выдавало в среднем 3000 сертификатов в сутки, а сейчас — около 1500. Поставки машин по программе закончатся к следующей зиме. Примерно в то же время «АвтоВАЗ» начнет выпуск ультрабюджетной Lada Granta, рассчитывает Федосов, и еще до фактического окончания программы намерен собрать портфель заказов на новый автомобиль. Другие компании также наращивают производство в расчете на рост спроса: Volkswagen в следующем году начнет собирать машины на конвейере ГАЗа, Hyundai в 2012 г. расширит мощности своего завода с 150 000 до 200 000 машин в год.
Не удалось лишь создать систему утилизации старых автомобилей. Главной задачей эксперимента была помощь автопроизводителям, не скрывает Рахманов. С программой закончится и утилизация старья, уверен Целиков. Новых современных утилизационных центров за время действия программы так и не появилось. Хламом занимаются небольшие компании, разбирающие машины вручную, утверждает заместитель гендиректора подмосковного утилизатора «Втормет» Юрий Воронцов. Не разработан и механизм финансирования утилизации после прекращения программы, добавляет Целиков. Минпромторг еще в сентябре отправил на межведомственное согласование концепцию новой системы утилизации. Она предусматривает отчисления автопроизводителей с продаж новых машин в специальный фонд. Эти деньги и должны направляться на оплату утилизации автохлама, говорит Рахманов. Но даже в случае одобрения концепции в действие она может быть введена в лучшем случае в 2012 г., отмечает чиновник.
_________________________________________________________
(С) Алексей Непомнящий, «Ведомости», 30.12.2010, № 248 (2766)
Комментарии (2)
зап части на вторичный рынок!
чего тут не понятного то?!
vazm6
Что власти хотели — то и получили.
Кстати, заметили — по всем информационным каналам одна и та же фишка: вложение в, развитие, поддержка и т.п. ЭКОНОМИКИ, А НЕ ЭКОЛОГИИ,
Вот и вся их цель. (
emelya
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.