Высадившийся на этой неделе очередной десант
правоохранителей из столицы, призванный навести порядок на АВТОВАЗе, уже произвел ряд арестов, неофициально озвучена цифра выявленных хищений:
1 миллиард рублей. Между тем жителям Тольятти трудно избавиться от ощущения дежа-вю. Вспоминает «Самарское обозрение»:
Обращение руководства АвтоВАЗа к государству с просьбой защитить завод от криминала уже приводило в 1998 году к получившей широкую огласку операции «Циклон».
Тогда, после нескольких громких убийств и покушений на вазовских топ-менеджеров, директор ОАО по безопасности и правопорядку Владимир Нестеров написал заявление в правоохранительные органы о том, что предприятие не способно своими силами справиться с криминалом, который по сути контролирует завод.
В итоге на главном конвейере завода высадился десант СОБРа, который контролировал отгрузку товарных автомашин в течение нескольких месяцев. Кроме того, представители правоохранительных органов из центрального аппарата МВД пров ерили экономическую деятельность АвтоВАЗа, возбудив несколько уголовных дел.
Результатом стало изменение системы отгрузки товарных автомобилей, что сделало ненужным присутствие ОПГ в цехах отгрузкитеперь они контролировали ее через менеджеров завода. Интересно, что после «Циклона» в карте отгрузки АвтоВАЗа появилась фирма «ГУВД-АвтоВАЗ», которая имела стабильную и крупную квоту на отгрузку товарных машин.
Впоследствии подобные события повторялись на Волжском автозаводе регулярно. Каждая проверка силовых органов была призвана очистить предприятие от криминала и каждый раз рапортовала об успешном завершении своей миссии. Последняя имела место в 2005 году, когда на завод вошла управленческая команда ФГУП «Рособоронэкспорт». После этого стало считаться, что криминал с завода и из Тольятти исчез. УБОП был расформирован, часть преступных группировок сняли с оперативного учета.
При этом сами группировки никуда не делись. С 2005 года изменился характер их действий в Самаре и Тольятти — лидеры ОПГ начали трансформироваться в публичные фигуры, финансировать выборы и т. д. По истории целого ряда фигур, появившихся в политическом пространстве муниципалитетов региона и самой области в последние годы, можно смело писать криминальные романы.
Силовики, увязшие в коррупции, проиграли войну преступности, а точнее — сами срослись с ОПФ или превратились в ОПФ. Ситуация с ВАЗом стала лишь одной из составляющих этого процесса. Часть сфер поставок на завод, хищения запчастей, сбыт машин, транспортные операции — все это в той или иной степени осталось в сфере влияния группировок. Неудивительно, что финал очередной проверки на ВАЗе и в Тольятти неофициально считают аналогичным тем, что предшествовали ей, то есть никаким.
«К нам приехал первый заместитель министра внутренних дел (а впоследствии заместитель прокурора России) Владимир Колесников и обещал пересажать половину руководства ВАЗа, Константина Титова называл «гражданином». А оказалось, что Титов не гражданин, а товарищ, и с завода не посадили ни одного человека, хотя Колесников нас год прессовал», — иронизировал по поводу одной из первых «зачисток» завода бывший вицепрезидент АвтоВАЗа по безопасности Владимир Нестеров. Его слова, похоже, можно будет повторять бесконечно, заменяя лишь фамилии.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.