|
Про Волжский автозавод с Сергеем Синельниковым (текст)
|
|
Гость: Сергей Леонидович Синельников
Главный дизайнер Волжского автозавода 1997 – 2001 г.г.
Шеф-дизайнер компании «Русдизайн»
Тема: «Волжский автозавод в контексте успеха»
или «Успех в контексте Волжского автозавода»
начало здесь
Как это говорят, мечты – это хорошее дело, но иногда очень опасное. В связи с тем, что они иногда сбываются…
Что в этом смысле для тебя ВАЗ? Прошло много времени. С 2001 года прошло девять лет…
Почти девять. Колоссальное количество времени. Чуть раньше бы мне сказали, что я столько времени без родного автозавода смогу просуществовать, я бы не поверил. Прожить… мне это не очень нравится…
Ну, вот я с 1999 года существую без автозавода. И давай попробуем представить: мы с тобой становимся, как в старые добрые времена, «Директором НТЦ». Мы с тобой такой вот «Директор НТЦ» — Научно-технического центра… Чего мы делаем!?
(Смеется) Между прочим, я говорил тебе про формат или масштаб сначала Дизайн-центра, потом НТЦ. Лучше говорить не о дизайн-центре, а о дизайн-службе завода, и потом НТЦ, как службы. Я бы еще хотел затронуть тему овнешнённую такую. Волжский автозавод, он жить не может «в одной отдельно взятой» нашей стране. Сам по себе.
Но он вроде бы по устройству включен в эту мировую сеть?...
Он универсален. Он «по полному циклу», как это принято говорить… Но с другой стороны сейчас возьми автопром любой страны и его «легковую» часть. Он же не может быть представлен в такой многомиллионной стране одним автозаводом и кучей мелких сборочных предприятий. Это же не может быть. Посмотри любую из высокоразвитых стран – там десятки автозаводов. Крупных, пусть даже сборочных. По нынешним стандартам, когда они принимают на свои конвейеры узлы и агрегаты. Или, как принято сейчас говорить – компоненты. В основном заняты вот этой форматной сборкой, плюс кузовная работа, окраска и модифицирование…
Понятно, но здесь другой момент. ВАЗ тоже можно так «разобрать», сделать такую декомпозицию. Взять в СКП или МСП отгородить участок, назвать его каким нибудь новым предприятием, и выпускать там, скажем, подвеску для «Нисан», «Рено», каких-то других автомобилей. А юрисдикцию этого предприятия сделать где-нибудь в Лихтенштейне или Петербурге. И вот на территории механосборочного производства будет вот такое «предприятие».
По корейской модели… ))
Ну, типа, да!
Но надо тогда говорить откровенно. Мы взяли на вооружение, в отсутствие постсоветского автопрома, такую коммерческую модель продвинутую.
Да, мы все это сейчас «разберем на гайки» и по гайкам распродадим всё?
Ну, с одной стороны – да, продадим этим самым мощным компаниям, а с другой стороны будем экономику автомобильную строить по пути, скажем, развивающейся Южной Кореи…
Смотри! Они люди неискренние, это мы видим. Но вот мы с тобой «Директор НТЦ»…
Я приближусь к этому. Я не сказал еще один очень важный аспект из своего предложения, о котором мы беседуем. Мне думается, мало говорить о том, что надо по-особому ставить задачи для такой организации, как НТЦ. Которая строилась и создавалась «на золото партии» как региональная организация…
«Законодатель мод», тогда было сказано…
Если раскрыть полностью какие-то тайные надежды создателей этой организации здесь в Тольятти, то это всесоюзная организация по проектированию автомобильной техники.
Но это 25 лет тому назад – четверть века.
Плюс к тому, я бы сказал «монаршая запись» в том «приснопамятном» альбоме Владимира Ярцева и сотоварищи. Что необходимо вроде бы волжскому автозаводу становиться законодателем автомобильной моды. Но за этими словами действительно можно было представлять очень крепкий, емкий поток событий. В которых шаг за шагом эта мысль воплощается. С большой глубиной и скоростью. Но история по другому как бы «загибалась»…
В связи с этим я и хочу предложить не только в формате «дизайн-службы» НТЦ обсуждать какие-то вопросы, которые ты мне задаешь. Они во мне уже есть, но это надо «овнешнить» в отношении всего автопрома. Нынешнее состояние автомобильной промышленности может информировать нас о том…
Мировая имеется в виду?
Российская! В сравнении с каким-то иным «более энергичным» состоянием, автопрома сейчас как такового нет.
Я считаю, что здесь основной вопрос: «Новых нарожать или этих отмывать?». И вот сейчас никак принять решение не могут?..
А мне думается, какое бы там решение ни принимали, если поспрашивать тех, кто в этом вырастал и работал. То есть специалистов ныне живущих, и, слава Богу, здравствующих, еще пока! Которые и должны были бы сейчас «нарожать» других специалистов. И в этом преемственность не только поколений, а преемственность с точки зрения развития. Да еще, хорошо бы, в геометрической прогрессии!
Но тут «нить времен» и прервалась! ((
Она прерывается, причем искусственно, пуповина какая-то… Я бы сказал так, надо признать в масштабе страны проблему отсутствия системного (хотя бы легкового) автопрома. Надо это признать! А после этого зародить какой-то свой «план Маршалла». Его нужно зарождать. Без этого нет толчка от той отрасли, которая считается во всем мире самой экономически емкой. Это затрагивает все сферы человеческой занятости в любой стране. И развивает все сферы. Вот почему так болезненно это отзывается в наших сердцах, будем говорить, выросших в этой системе…
Ну, болезненно, болезненно, да!
Да, наплевать бы на эту болезненность, если бы чего-то где-то, активно так делалось помимо нас. Но ведь не делается!
Может быть, мы не знаем?! Может быть, они скрывают пока, а потом предъявят во всем блеске сделанные дела… Будем ждать!?
Может быть. Может быть так лихо скрывают, но за девять лет, скрыть… Если я не присутствую девять лет на верхних совещаниях, министерских совещаниях, президентских совещаниях и не вижу что именно делается, то, по крайней мере, какие-то отблески этого всего должны были…
Должно было, хоть где-то «просочиться»?
Ну, я знаю, что моя родная автомобильная промышленность обычно «возбуждает» множество отраслей, фундаментальных наук… возбуждает, заставляет проводить какие-то серьезные работы. И тем самым влиять на рост промышленности, опять же экономики страны и моего, ставшего уже вторым родным города Тольятти. А город Тольятти жив только тогда, когда радостные взоры горожан провожают автовозы…
…с новыми моделями?
Но даже в этом случае, мы знаем, что изменилось многое с точки зрения самой экономики вопроса. Я говорю о продажах продукции ВАЗа. Если раньше автовозы ехали, и город после этого дышал, он действительно «денежно» дышал. То сейчас даже если едут автовозы, то мы только в печати читаем, что «город дышит»… А сами то – как мы дышим?!
Хорошо! Сергей, все-таки штрихи к «плану Маршалла»? Что хотелось бы сделать, и что хотелось бы увидеть?
А вот штрихи такие. Во-первых, в рамках такой державы, как Россия. Да еще в рамках сменяющих друг друга уважаемых президентов, говорящих, что у нас есть поступления в казну, у нас есть стабилизационный фонд…
Модернизация и инновации у нас еще есть…
Да, инновации таким мощным образом вроде бы освещаются. Я не знаю как в реальной сфере это происходит. Надо спросить тех специалистов, которые внутри этого работают. Но хотелось бы точно увидеть Национальный проект, пусть не по возрождению, а по созданию заново автопрома России. То есть Национальный проект…
Так сейчас же автомобиль «Ё» делается, Ё-мобиль!
Ё-мобиль – это где?! ))
Ё-мобиль – это Прохоров! Это прикол или кураж?
Подожди! Я немного вижу по той «просачивающейся» информации, что там понемногу делается. Но, как я понимаю, работа идет с очень молодыми специалистами…
Но они, по крайней мере, хоть потренируются на этом проекте. Что-то вырастет?
К слову сказать, мы обращались с письмом в эту компанию, предлагали свои услуги по участию в этой работе от «Русдизайн». Представляли себе, что может понадобиться опыт «птеродактилей»…
… «птеродактилей» и «археоптериксов»?
Наверное, да. Для того чтобы организовать тему проектирования. Оснастить, зарядить там воспроизводство кадров… То есть начиная с «концептуализма» запустить эту систему создания реального автомобильного проекта и подготовки к производству. Так мы себе это представляли, но что-то ответа никакого не получили…
У меня тоже впечатление, что это такой «пиар-проект». Посмотрим, что прорастет.
Ну, понимаешь! Вот это самое «посмотрим», когда на протяжении многих лет говорим, — «посмотрим»… Ну, посмотрим, но вдохновенного результата не видно. И, откровенно говоря, немножко жаль.
Ну, хотелось бы поучаствовать в чем-то… Но я уже не печалюсь по этому поводу. Печаль моя светла! ))
Нет! Я, в той мере, в которой необходимо, чтобы не потерять чувствительность – печалюсь! Но, понятное дело, надо говорить о каких-то иных возможностях для развития и автопрома и его определенных участков работы. Соответственно, на мой взгляд, без энергичного государственного массированного хода, быстрого эффекта не будет. Надо «вливать» обязательно какие-то государственные средства. Но под очень таким строгим и емким проектом.
Тогда хотел бы уточнить. Твое отношение к перспективам «Альянса Рено-Ниссан-ВАЗ». Как тебе кажется, из этого что-то вырастет именно наше? Или это будет такая «ассимиляция» ресурсов ВАЗа в мировую промышленность?
Слово «кажется» я сам стараюсь реже произносить…
Это такое журналистское: «как вам кажется?» ))
Ну, не знаю. Поскольку в той же ВАЗовской школе нас приучали видеть, анализировать и мыслить. Вот что я мыслю в этом отношении, из того, что вижу…
Вижу – возможны варианты. Поскольку определенности в печати или на сайтах, такой открытой нам не представляют…
Не считывается?
Да, а варианты такие. Если угадывать, да и просто по голой логике, то в нормальном капиталистическом мире, в котором и Россия оказалась, и ВАЗ, есть понятие «конкуренции на рынках». И любому гиганту автопрома, который вступает в российский рынок, нафиг не нужно никакого солидного конкурента здесь.
Тем более выращивать его за счет своих ресурсов.
Нет, это ты, как следствие эту фразу сказал. А вот если этой логикой пользоваться, то представляешь себе так. Приходит «крупный дядька» и соображает: у меня вот эти конкуренты, эти и эти. Но дело в том, что не «эти», а «этот»! И что с ним делать, если у него еще 30% рынка находится. Что с ним делать? Его надо «либо туда, либо сюда», либо «себе в карман». Соответственно самое простое – это каким-то бескровным путем сначала сделать так, чтобы это стало своим «карманным» предприятием. А затем сделать с ним то, что нужно…
«Оптимизировать»?
Но оптимизация – она связывается с поступлением прибыли. Если прибыль поступает сейчас не «Рено-Ниссан», а в российские какие-то карманы. То они, конечно, заинтересованы в том, чтобы как можно большую часть прибыли отправить в другие карманы. Это же логично!
Очевидно! ))
Теперь стоит вопрос, – какими путями? В том числе и «инженерными».
Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее! Эта та тема, на которую мы вышли к завершению. Так что же делать с этим «инженерным потенциалом» ВАЗа, если он вообще остался?!
С ВАЗовским потенциалом подождем, а в этой логике рассуждения надо представлять себе. Хорошо, вот эта заинтересованная компания, она в принципе может ничего не делать. Если «денежный ручей» частью им отошел, то чего тут вмешиваться?! Пусть они сами.
Финансисты так и поступают.
По большому счету – да! Но по всей видимости в этом конкретном случае не всё так прямо. Наверное, есть и политические аспекты, которые приходится решать аж «по параллели» Карлос Гон – господин Путин. То есть настолько серьезные аспекты рассматриваются как в финансовых вопросах, так и в «прогрессивно-политическом» отношении, что приходится на таком уровне решать вопросы. Соответственно, можно предполагать так – если «политика и финансы» решаются, то чего бренд ВАЗа трогать? Пусть эта «ладья в овале» присутствует на продукции…
…и на крыше «высотки»
Всё как во многих странах мира было, как было со «Шкодой» и «VW», примеров много.
С другой стороны, мы больше заинтересованы, чтобы люди, люди, которые в этом во всем живут и работают, не потерялись. Тут, опять-таки, из того, что вижу. Не только «нерадивые специалисты» уволены с волжского автозавода. Не только те, кто дошли до своего крайнего пенсионного возраста…
Я могу сказать это простыми словами, — уволены еще и неугодные специалисты. Ну, да и что?! Но это мое мнение...
По всей видимости, эта «статья» действительно существует. С другой стороны «в угоду» (вот это слово применить в другую сторону) в угоду какой-то там «экономике», в угоду каким-то там «финансовым умозаключениям», «с закрытыми глазами, как та Фемида», просто выставляют за дверь людей, которые гораздо лучше, чем оставшиеся, могли бы принести пользу. Той же финансовой системе. Если бы они работали на своих местах.
Но мне ближе не финансы, а некая глубина знаний, добротное отношение к делу моих коллег. Моих родственников уже, как я их по жизни называю этих людей. Потому что я там вырос, как в школе профессиональной. Мне думается, надо радоваться тому, что приходят специалисты и руководители «Рено» и «Ниссан», которые могут принести новый опыт – это здорово! Но этот новый опыт нужен, во-первых, для саморазвития уже существующих специалистов, для выращивания новых, а может быть для обмена кадрами. Но я то по большей части вижу просто увольнения и сокращения.
Ну, будем смотреть… Итак, давай подведем итог! Такая «затравка для темы», в двух словах.
В двух словах вряд ли подведешь.
Автопрома, в таком классическом понимании, нет и его необходимо создавать. В высокоразвитой стране, чтобы она стала еще более высокоразвитой. И мне самому, как участнику этого процесса, просто очень было бы приятно приложить свои силы и свой опыт. К чему я собственно всю жизнь себя готовил.
Хотелось бы в этом поучаствовать!
Да, это могут быть разные способы. Либо национальный проект…
Самый главный «способ» – это наша программа «А на самом деле!» И я думаю, что мы еще вернемся к этому разговору. Спасибо большое!
На здоровье! ))
комментировать здесь
|
|
Комментарии (2)
Слишком много. Но лично сам желаю тебе здоровья удачи, бодрости и «окаянства» (как говорит наш друг, Волков)
Ребята, Вы молодцы!
Не отдавайте все концы, в других местах мира, ведь от этого
может измениться картина!!!
Слышен чеканный шаг, это идет «барбудос»
Слышен призыв и возглас тут
«Родина или смерть!»
Серега, не дрейфь!!!
Ты самый высокий, красивый дизайнер мира!!!
Aceton
Ваш комментарий перенес очень бережно, можно сказать на руках ))
alyosha
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.