Вы пользуетесь устаревшей версией интернет браузера, администрация сайта TltTimes не гарантирует корректную работу сайта в Вашем браузере. Скачайте последнюю версию любого популярного браузера:
Галина Ивановна Щербакова — профессор кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета, член Союза журналистов России.
Из биографии:
Галина Ивановна прошла большой путь в науке: от выпускницы филологического факультета Саратовского государственного университета до университетского профессора, написав за свою трудовую биографию более 70 научных статей и три монографии, изданные в Саратове, Москве и Санкт-Петербурге. Научной специализацией Г. И. Щербаковой является история отечественной журналистики, это теме она остается верна всю свою творческую жизнь.
Первой научной публикацией юбиляра были тезисы в сборнике материалов Всесоюзной научной студенческой конференции в Тарту. В студенческие годы под руководством своего научного руководителя А. А. Жук, известного лермонтоведа и щедриниста, активная студентка приняла участие не в одной конференции, как студенческой, так и собственно научной, что возбудило в ней стремление навсегда связать свою жизнь с научной деятельностью. Отработав после окончания университета пять лет в школе, Г. И. Щербакова стала сотрудником Саратовского государственного университета, одновременно обучаясь в аспирантуре по кафедре русской литературы. В январе 1986 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную сравнительному анализу журналистской и критической деятельности Белинского и Чернышевского, в совете Томского государственного университета.
В девяностые годы, когда возросла роль журналистики, Г. И. Щербакова активно занималась совмещением педагогической и журналистской деятельности: она курировала специализацию по журналистике на филфаке СГУ, интенсивно сотрудничала с саратовскими периодическими изданиями, стала редактором (1997-2003 гг.) регионального приложения к бюллетеню «Закон и право СМИ», выпускаемому журфаком МГУ при содействии британского фонда «Ноу-Хау». Она выиграла несколько соросовских грантов для проведения обучающих семинаров по современному медийному праву и этике для журналистов Саратовской области. В 1997 г. выиграла грант фонда «Ноу-Хау» для совместного проекта по разработке принципиально нового учебного плана по журналистике, над которым трудилась совместно с коллегами Каледонского университета (Глазго), была его координатором до 2001 г. Параллельно шла работа над докторской диссертацией.
В 2003 г. Г. И. Щербакова переехала в Тольятти, через год стала заведующим кафедрой журналистики Тольяттинского государственного университета, она оставалась в этой должности до 2010 г. В июне 2005 г. Г. И. Щербакова защитила докторскую диссертацию, посвященную исследованию малоизученного журнала «Библиотека для чтения» и его роли в формировании массовой журналистики в России XIX в. в диссертационном совете факультета журналистики Санкт-Петербургского университета. За время ее работы в должности заведующего кафедрой подразделение активно развивалось: ее сотрудниками было защищено четыре кандидатских диссертации, выигран один грант, получено несколько дипломов первой степени на конкурсах профессионального мастерства (Самара, Челябинск, Санкт-Петербург), выпущено более тридцати учебно-методических пособий, из которых пять принадлежит юбиляру. Значительным достижением стало открытие при кафедре журналистики ТГУ аспирантуры в 2006 г. и магистратуры в 2009 г. На кафедре осуществлялась проектная деятельность посредством экспериментальных площадок.
Г. И. Щербакова является членом диссертационного совета по филологическим наукам при Самарском государственном университет, входит в состав редколлегии журнала «Вектор науки», руководителем магистерской программы, продолжает активную исследовательскую деятельность, участвуя в престижных научных проектах, как, например, «История цензуры в России», осуществляемом Российской Национальной библиотекой.
Здравствуйте, диплом соит недеево. Несколько месяцев работы, сколько-то походов в библиотеки и книжные магазины, сколько-то купленых и прочитаных книг. Сколько-то сидений по ночам в поисках мысли или слова, сколько-то вдохновения или хотя бы труда, полчаса нервотрепки во время самой защиты. А возможно, чувство полета, оттого, что начинаешь кое-что понимать в жизни или профессии. Кто это пробовал- знает, что оно того стоит. Приходите, сами узнаете.
ПРивет, уважаемый корреспондент, ваш вопрос взволновал до опечатки. Прошу читать в первой строчке: недешево стоит. Честно говоря, надоело доказывать, что ты не верблюд. Мы стали все настолько циничны, что везде видим только деньги, а есть еще честь и труд.
1. Любить людей, любить процесс жизни, в которой все время что-то происходит, любить слово, любить общение.
2. Помешает равнодушие, бездарность, цнизм(он «просвечивает» и дурно пахнет), помешает излишняя «упертость» на своей точке зрения или неумение развиваться и искать ответ на поставленные жизнью вопросы, и многое другое. Профессия-то творческая при всей своей технологичности, а творчество- дело хрупкое.
3. См. пункт 2. Но главное, когда ему становятся неинтересны люди или если он возомнит, что ему все уже ясно в этом мире.
4. Этика — это свод норм и правил, которые помогли работавшим до тебя в журналистике сделать свою профессию полезной и интересной людям. Это способ эффективнее работать, ориентируясь на лучших, а не изобретать велосипед. Это способ сомневаться в себе и научиться ответственности перед читателем и перед историей.
Не хочу обидеть уважаемых преподавателей, но сдается мне, что современные вузы не учат, а просто зарабатывают деньги, а выпускника вуза потом после такой учебы либо никуда не берут, либо он приходит на свое место работы как только что родился, его надо с нуля (!) учить всему, да еще отучивать от ерунды которую ему всаживали в голову в вузе, то есть выполнять двойную работу!
С этим уж сколько раз сталкивался я лично, и другие, когда выпускник вуза ничего не умеет, и ты просто расходуешь на него свои силы, притом что мне за это не платят, я трачу свое личное время… И в общем несколько лет я уже насмотрелся на подобную картину, отказался от этих бестолковых выпускников, ну кроме каких то единичных случаев, когда попадается явный гений…
В связи с этим вопрос, чему там учат в вузах преподаватели, почему они учат разной ненужной ерунде, не зная реалий жизни?
Уважаемый Ewgeniy, Вроде сеять «разумное, доброе, вечное»-обяанность русского интеллигента? что же жаловаться! Если человек сам не учится, всегда найдется, тот, кто будет ему голову забивать. Вуз не худший вариант, по журналистике тоже. Во-1-х, программа довольно сбалансированная, т.е.имеется гарантия, что знания будут системными; во-2х, учат разные люди: закончившие разные вузы, с разным жизненным опытом, разного возраста и темперамента, чему я немало содействовала в свое время, разность- спасение от любого сектантства. затем к нашим студентам до последнего времени приезжали лучшие умы в теории и истории журналистики6 из Москвы, Питера, Воронежа, Ростова, Екатеринбурга. студенты видели авторов своих учебников рядом, слушали лекции, задавали вопросы. Они подключались к интеллектуальному потоку высокого напряжения, а не коснели в провинциальной замкнутости. Уже по этому они не могли покинуть стены ТГУ неразвитыми тупицами. доводка специалиста всегда шла и будет идти на том месте, где он работает. и она продолжается всю профессиональную жизнь. Это нормально и в интересах работодателей. Узнайте, уважаемые редакторы, что же умеет выпускник: может, и не то, что вы, а может, и то, что вы не умеете. Использовать надо все способности молодого человека, а не сокрушаться, что он не может повторить/воспроизвести то, что есть уже в редакции. Это, по -моему, и есть реалии жизни.
Добрый день, Галина Ивановна!
Чем обусловлено Ваше молчание по поводу ситуации с газетой «Университет» и её главным редактором Сергеем Мельником? Сейчас Вы можете высказать свою позицию по открытому письму Сергей Георгиевича?
С чем связан ваш уход с должности заведующей кафедрой?
Добрый день. Молчала, потому что больно. Я люблю и уважаю Мельника как журналиста. вся ситуация с его увольнением и весь «пожар» вокруг нее был, по моему глубокому убеждению, вреден для университета, который я тоже люблю. Я не хотела и не хочу подбрасывать в этот костер ни единой веточки. Пусть он затухнет. пусть Сергей будет здоров и полон сил, пусть у него будут успешные проекты, пусть его ничто не сломает. Возможно, ему нужно было выйти на новый жизненный круг. как и мне. я ушла, когда стала недовольна или, точнее, перестала быть удовлетворенной своей работой, и собой на ней. Каждый человек всегда меняется, как и обстоятельства вокруг него, надо внутренне быть к этоу готовым, а не цепляться за прошлое, которого уже нет. Сергею надо было уйти раньше, и мы с ним про это разговаривали. Мне тоже хотелось сделать нечто, на что у меня катастрофически не было времени. Быть зав. каф. — это тяжелая работа, забирающая все силы; а время и жизнь идут, и остается все меньше времени на твои планы. У меня от них трещала голова, и хронически не хватало времени. Мое любимое стихотворение Пушкина- «Из Пиндемонти». Прочитайте- там ответ.
Некоторое время был рецензентом дипломников ВУИТ и ТГУ журфака. И было мне непонятно: чему вы их там учите? В течение лета ко мне набивалось до 20 практикантов-практиканток. Не скрою, были и интересные персонажи. На 1-м курсе (в свое время) ко мне пришли Саша Грошева, Марина Кривошеева (обе вышли замуж, сейчас у них другие фамилии). Словом, эти первокурсницы реально представляли профессиональный интерес для работодателя. Но были и практикантки 3, 4 курсов, с которыми я не знал, что делать. В их «преклонные годы» у них представления о журналистике были такими: что это — общение со «звездами», бесконечные фуршеты, банкеты. Никто не понимал, что это — бесперебойный конвейер, тяжелая и неблагодарная работа. А «благодаря» двум нынешним факультетам — еще и низкооплачиваемая. Помню период, когда за 15 тыс. воротили нос от такой работы. За 25 — еще соглашались. Нынешние «молодые волчата» работают за 6 тыс. в месяц. Неужели в городе нужны столько журналистов? Куда их девать-то? Я даже смотрю — у работодателей возник «порог возраста»: в основном на работу принимают девушек до 25 лет. Профессиональные навыки не важны, был бы диплом. В общем, мне отчего-то поворчать захотелось на эту тему. Не серчайте.
P.S.: В журналистике — с 1987 года.
Ну что же, поворчали и ладно, это полезно.
куда готовим и зачем столько? представьте себе садовода, который говорит, мне нужно пять кустов помидоров и сажает в землю пять семечек. Что он получит? Сколько взойдет, сколько зачахнет? Мы работаем не только ради денег. Но не можем оттолкнуть тех, кто готов платить деньги, чтобы учитьс у нас. Нельзя сразу сказать, что выйдет из юного человека. Я видела немало многообещающих студентов, которые оказывались пустоцветом, и середнячков, которые за счет упорства и трудолюбия раскрывали все внутренние и потенциальные резервы, каких никто и не ждал. надо ли говорить, что человек полон неожиданностей? должна заметить, что конкуренция нарастает не только из-за притока молодых журналистов, но и из-за сокращения количества СМИ в городе, что связано как с экономическими причинами, так и другими. Я считаю творческую конкуренцию полезным явлением. Приятно, что вы помните фамилии некоторых наших студентов, но с тех времен, что вами упомянуты, прошло немало времени и появилось немало новых, творчески активных стужентов. Они востребованы, почти все желающие работать, работают, большинство по професии, котя количество рабочих мест значительно сокращается. как я писала выше, многие наши уезжают в другие города, считая, что там найдут себя. как-то Засурский назвал Москву Клондайком для журналистов. там много денег, седовательно, много изданий, которым нужны кадры. наших берут, и на неплохие зарплаты, повыше тех, о которых вы ностальгировали. Конечно, хотелось, чтобы наши ребята оставались здесь и что-то меняли. Вы же не можете, надеюсь, сказать что удовлетворены состоянием журналистики в нашем городе? Плохо, что журналистика все больше зависит от власти и капитала, притом вовсе не зависит от своего читателя.
Я согласен отчасти с предыдущим комментатором. Вопросы такие.
1 Для кого вы готовите «специалистов», если работать им все равно негде?
2 Почему ваших выпускников постоянно приходится еще год-два натаскивать, чтобы они хоть чему-то научились?
3 Вы сами чем знамениты в журналистике?
4 Вы реально считаете, что журналистике надо учиться? по-моему, это дар Божий.
Здравствуйте. Отвечаю по пунктам.
1. Не разделяю утилитарный подход к подготовке специалистов. Что значит, «скоко надо?» — это люди, они имеют право на образование, и им решать, чему учиться и с кем бороться за место под солнцем.
2. Потому что мы их готовим не для вас, а для профессии. вы их потом «затачиваете» под себя. хорошо ли это, плохо ли- другой вопрос. А спор это давний. Я в нем участвую лет двадцать, наверное, но позицию не поменяла. Слышала многих московских редакторов на научных конференциях, которые говорили: вы мне подготовьте человек пять, но так, чтобы они пришли ко мне и сразу работали по моим стадартам. Окей, скажу я им, а вы сколько лет будете выпускать свое издание, знаете? а когда вы его закроете, куда пойдут «заточенные под вас» журналисты. А когда вам понадобится новый формат, если вы хороший менеджер и чувствуете конъюнктуру, вы опять под новый проект будете затачивать, а прежних под откос!? творческая профессия по моему убеждению, не терпит узости, в том числе узости подготовки. надо давать как можно больше знаний, если они не пригодятся в конкретном издании, то понадобятся где-то еще, скажутся в широте взгляда на проблему, в масштабе обобщений. мы готовим(верю в это) журналистов, а не ремесленников. Жизнь большая, могу утверждать и как историк журналистики. в разные времена- разные потребности. вооружите человека знаниями и умением их находить, он будет гибким по-хорошему человеком, а не биться лбом в стену, когда что-то меняется в мире. главное — помнить, что изменилось раз, то измеится и два.
3.О себе говорить нескромно. жизненный путь см. выше, горжусь, что обрела уважение тех, кого уважаю сама, что не подстраивалась под ситуацию, что любила и люблю журналистику и верю в достижимость высоких профессиональных стандартов.
все, что я делала в жизни, о чем писала, чему учила — связано с этим.
4. я действительно не считаю, что журналистом родятся, вроде как китайцем или зулусом. Этому учатся ВСЕ: кто в вузе, кто на своей шкуре и опыте других. по второму пути пробиваются одаренные Богом, но их мало, а журналистика, как справедливо заметил один мой корреспондент, сейчас конвейер, нужно много людей, а поскольку я гуманист, то пусть люди учатся, это убережет их от ошибок. И вообще, пусть все учатся, тогда, может, глупости и подлости станет меньше.
Галина Ивановна, немного странно Вы рассуждаете. То есть, Вы сами признаете, что количество рабочих мест уменьшается, и призываете тут же готовить и готовить спецов. Потому что они «имеют на это право». Не вижу логики.
2 Речь не о том, что кто-то затачивает выпускников под себя. Но о чем говорить, когда выпускники на планерках сами предлагают в качестве материала написать о каких-то никому не нужных семейных стартах. А поиск информации заканчивается передиранием цитат из классиков и интернета. Стилистика и просто связность речи отсутствуют напрочь. Я единицы могу назвать выпускников журфака, которых в итоге удалось чему-то научить (но это не ваша заслуга, а редакторов изданий). И массу людей без образования, которых даже править не приходится.
1.Не вижу смысла выяснять, чьи засуги «первее»: редакторов или вуза в успехах молодых журналистов, это старый спор про курицу и яйцо. Ясно, что здания без фундамента не бывает Вуз -это фундамент.
2. Живу в Тольятти уже почти восемь лет, с удивлением наблюдаю недоверие к вузу; версий о причинах этого у меня много, но не уверена в истинности ни одной. Такого я не видела в Саратове, где журналисты считают подготовку новых кадров общим делом, сотрудничают с вузом и не тянут одеяло на себя, похожее наблюдала в других «старых» городах, и Москве, и Воронеже, и Питере. Почему в Тольятти иначе. Ау, город, объясни.
По роду деятельности пересекаюсь в виртуальном и реальном пространстве с молодыми журналистами. По должности иногда даже приглашают в конкурсные комиссии на конкурсах молодых журналистов, что особенно интересно.
И вот по результатам некоторого времени работы в таком качестве у меня сформировалась некая картина ситуации в тольяттинской журналистике:
— молодые (да и не только) журналисты довольно амбициозны, считая бытовые новости малоинтересными для себя, а зарплату чуть выше уровня з\п учителя младших классов (даже на старте карьеры) — категорически неприемлемой;
— молодые журналисты часто демонстрируют крайне поверхностное знание не только предметной области, о которой собираются писать, но и элементарных норм этики, русского языка;
— самые интересные и самобытные журналисты на моей памяти — непрофессиональные журналисты (люди, пришедшие в профессию «от сохи», для которых профессиональное образование стало гарниром, но никак не главным блюдом их identity:) );
— дискурс молодых (да и не только) журналистов часто замыкается на себя любимых (чему пример — этот сайт, где обсуждения материалов и фаллометрического характера выяснения отношений между «властителями дум» разных уровней — весьма распространенная тенденция, равно как и Ваше дежурство, а также дежурство Чудной и Гремина);
— информированность и ценностная ориентированность «профессиональных» молодых журналистов на общегородские проблемы — практически нулевая (сужу, к примеру, по посещаемости слушаний по генплану, бюджету, застройке, а также по материалам на подобные темы).
Пожалуй, из всех молодых журналистов современного Тольятти я могу выделить только Олесю Гладких (Август). Хороших, пишущих ребят — достаточно много, но людей такого уровня, имхо — пока больше нет.
Могли бы Вы прокомментировать эти наблюдения, сделанные в т.ч. по практике работы с молодыми журналистами «Студенческого вестника», «Молодежного акцента», «Молодого Тольятти»?
И второй, последний вопрос: ведет ли кто-либо с кафедры журналистики ЖЖ, читаете ли Вы ЖЖ молодых тольяттинских журналистов?
Спасибо, что следите за ребятами и болеете душой за город и нашу журналистику.
Попробую по порядку.
1. Молодые всегда амбициозны, у нас такого предмета нет.
2. предметную область надо пахать не один год, досье накапливается не сразу. Насчет русского согласна полностью. Это беда, могу взять вину и на систему образования, но не полностью. Происходит вымывание гуманитарных предметов их школьной программы, часы на русский не растут, литература становится факультативной, историю сдают по тестам, в том числе в вузе, бытовое общение предполагает узкий словарный запас. как выше говорила, количество аудиторных занятий, где должно происходить грамотное общение, где должно учиться культуре выражения своей позиции и культуре дискуссии, тоже сокращается! Это, увы! тенденция, и общая. может, у нас усугубленная местными особенностями, в виде широко распространеной неформальной лексики, на что обращают внимание приезжие.Мы боремся и не сдаемся, надеемся, что результаты будут.
а насчет совещаний и планерок хочу спросить, а была ли встреча с начинающими авторами о целях и программе вашего издания, его приоритетах. М.Б., ребята еще не в контексте?
3. Олесю Гладких тоже люблю. Было бы где писать- вырастут. Мало места редакторы дают на творческие эксперименты. Власть денег предполагает быструю отдачу, а молодым хочется поискать себя.Плюс ко всему время настало осторожное, все с оглядочкой делается. Все ругают девяностые, хоть и есть за что, но была и свобода, и размах, и эксперимент. сейчас все гладенько, спокойненько, беспроблемненько и лучшее- враг хорошего. На последний вопрос честно отвечу — заглядываю, но не регулярно. Вижу, что много интересного, но есть вещи, что отталкивают, в частности, из той сферы, о которой и Вы вначале говорили.
Что касается доведения до молодых программы и приоритетов издания — лично я к этому не причастен, этим занимаются специально обученные (в т.ч. на журфаке ТГУ) люди.
Относительно пространства для творческих экспериментов: те же ЖЖ (да и другие социальные медиа) предоставляют для этого посещаемую, бесплатную и довольно уютную площадку. Но, как Вы заметили:
есть вещи, что отталкивают,
. Получаются, скорее, экскременты вместо экспериментов. Может быть, что-то в консерватории подправить?)
Я тоже заметила тенденцию, что журфак стал модным. И теперь молодые девицы стремятся не только в модели, танцовщицы и певицы, но и на журфак. С русским нелады, конечно. Раньше мода была в Тольятти на психологов. Ну, психологов ещё можно куда-то рассовать, а журналисток куда? Вообще, всему этому «образованию» грош цена.
Мода на журналистику отчасти прошла. была она в девяностые, докатилась до начала «нулевых», да сплыла. Журналистика теряет свое лицо, все больше растворяясь в пиаре и рекламе, горбатится, зарабатывая, чтобы выжить. Высокие материи сменились на шутки, хохмы, ерничание и мелкотемье. Выпускников школ стало меньше, статус «денежных» профессий — выше. А журналистика к ним никогда не относилась. Журналисты «растекаются» по рекламным и пиар-агентствам, пресслужбам. Относительно стоимости образования я сказала выше.
Прикиньте. Только сейчас обнаружила, что у меня купили статью. Зашла на сервис, где я работаю, а статья, оказывается, продана ещё 13 декабря. Чёт я лечу тут с вами. Статья была на тему «Сервер бухгалтера» — экономичный вариант по внедрению 1С на предприятия. Я тут спрашивала у всех, что такое «тонкий клиент», чтобы эту статью написать, то есть отрерайтировать чужую. Короче, пойду транзакции смотреть.
Я к тому здесь пишу, потому что во первых, удивилась. Потом: я не журналист по образованию, но зарабатываю на написании статей и умею выуживать информацию вообще везде и у всех.
И самое главное, раз уж пошла такая тема. Вот на какую тему людям интересно читать, скажем, на сайтах? Мне нужно писать статьи на какие-нибудь такие темы, чтобы мои стать распродовались, как пирожки. Пожалуйста, отнеситесь к вопросу серьёзно. Что людям хочется сегодня читать, простым людям на сайтах?
Рада за Вас, что статью купили, это мне больше нравится, чем когда покупают журналиста. Насчет, статей-пирожков так скажу- людям нравится читать про СЕБЯ.
всем добрый день! вклиниваясь в беседу, хочу отметить вопрос про свободу слова! вот тут то как раз и просыпается ценизм! у меня вопрос, Галина Ивановна, Вы наверняка были свидетелем событий 2008года, когда развивались информационные войны связанные с нападением грузии… весь мир понял, что нас потребителей информации очень легко обмануть! Скажите, как с этим бороться? (имею ввиду обман в данной сфере)
Рада новому человеку и серьезному вопросу. от обмана может спасти только собственная голова. Еще одна причина для защиты нашего образования: во всем мире развивается медиаобразование, в Скандинавии такой предмет в школах есть. Там, где давно существует множество каналов информации, появилась потребность учить простых людей с ней работать: сопоставлять, анализировать и проч. у нас программы в этом направдении стали зарождаться в конце девяностых, а потом все заглохло. Пока этого нет, каждый должен учиться думать и анализировать сам и не ждать гуру, который все разжует.
у меня в группе училось 30 человек. Я до конца не доучился — работаю главредом. Некоторые девочки с красными дипломами работают официантками. Странно как-то, не находите?
А вообще из 30 человек по специальности работает от силы 8.
В среднем чуть более 50%. на разных курсах по-разному. Есть годы более урожайные на толковых ребят, есть менее. в этот процент мы включаем всех, кто работает в сфере коммуникации. выше я говорила про медиаобразование, так что думающие читатели тоже нужны.
поздравляю с продвижением, и с тем, что природа вас одарила. Жаль, что к нам идет мало мальчиков. Пугает творческий конкурс, надо очень много читать- усидчивость не входит в число мужских добродетелей тоже. Молодые люди раньше бывают вынуждены зарабатывать. Феминизация журналистики происходит во всем мире и всех беспокоит. не спорю, бывают отличники, нацеленные только на воспроизведение чужого, но не все уж такие. А если у кого-то инициативы в жизни не хватило или амбиций — пожалеть человека надо, а не класть отдельную личностную неудачу как аргумент в споре. Конечно, не всегда гендерный аспект объясняет судьбу выпускника после вуза. У нас на курсе было 75 человек, профессорами стали двое, из них одна, ваша покорная слуга, у которой было две тройки. все определяет жизненная цель. проблема неиспользования полученых в вузе знаний была всегда, даже в плановой экономике, она усугубилась в рыночной. Она одинакова для юридических, экономических и проч. специальностей. а журналистика как творческая еще жестче к личности, ведь из актерского факультета выходят те, кто лишь «голос за кажром», и из консерватории не все лауреатами становятся.
в 2006 году наблюдал картину:
«попробуй тв» вроде звалось, на местном, прости Господи, тв;
на пробы пришли девчушки с вашей кафедры, подслушал их разговор:
"… вот у нас через пару месяцев практика будет, возможно здесь. Что скажет кафедра, если нас в этом шоу видит..."
тогда я понял, с такими личностями, нам свобода слова не светит…
Предлагаю оставлять здесь все возможные темы для разработки в виде дипломных и курсовых работ в качестве острого и разнопланового материала для дежурной!
Например, почему студенты-журналисты не освещают тему велосипедизма в Тольятти?
К примеру, в работе: Специфические стилистические приемы спортивной журналистики как инструмент продвижения актуальных урбанистических практик в Тольятти.
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе,
об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт
обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)
Комментарии (42)
только не говорте, что не продаются/
vazm6
sherb505
sherb505
Какие человеческие качества могут помешать работе журналиста?
Когда журналист становится профнепригодным?
Что в вашем понимании означает термин «журналистская этика».
Belozerova1
2. Помешает равнодушие, бездарность, цнизм(он «просвечивает» и дурно пахнет), помешает излишняя «упертость» на своей точке зрения или неумение развиваться и искать ответ на поставленные жизнью вопросы, и многое другое. Профессия-то творческая при всей своей технологичности, а творчество- дело хрупкое.
3. См. пункт 2. Но главное, когда ему становятся неинтересны люди или если он возомнит, что ему все уже ясно в этом мире.
4. Этика — это свод норм и правил, которые помогли работавшим до тебя в журналистике сделать свою профессию полезной и интересной людям. Это способ эффективнее работать, ориентируясь на лучших, а не изобретать велосипед. Это способ сомневаться в себе и научиться ответственности перед читателем и перед историей.
sherb505
С этим уж сколько раз сталкивался я лично, и другие, когда выпускник вуза ничего не умеет, и ты просто расходуешь на него свои силы, притом что мне за это не платят, я трачу свое личное время… И в общем несколько лет я уже насмотрелся на подобную картину, отказался от этих бестолковых выпускников, ну кроме каких то единичных случаев, когда попадается явный гений…
В связи с этим вопрос, чему там учат в вузах преподаватели, почему они учат разной ненужной ерунде, не зная реалий жизни?
ewgeniy
sherb505
sherb505
Чем обусловлено Ваше молчание по поводу ситуации с газетой «Университет» и её главным редактором Сергеем Мельником? Сейчас Вы можете высказать свою позицию по открытому письму Сергей Георгиевича?
С чем связан ваш уход с должности заведующей кафедрой?
artyom
sherb505
ewgeniy
P.S.: В журналистике — с 1987 года.
slavasmirnov
куда готовим и зачем столько? представьте себе садовода, который говорит, мне нужно пять кустов помидоров и сажает в землю пять семечек. Что он получит? Сколько взойдет, сколько зачахнет? Мы работаем не только ради денег. Но не можем оттолкнуть тех, кто готов платить деньги, чтобы учитьс у нас. Нельзя сразу сказать, что выйдет из юного человека. Я видела немало многообещающих студентов, которые оказывались пустоцветом, и середнячков, которые за счет упорства и трудолюбия раскрывали все внутренние и потенциальные резервы, каких никто и не ждал. надо ли говорить, что человек полон неожиданностей? должна заметить, что конкуренция нарастает не только из-за притока молодых журналистов, но и из-за сокращения количества СМИ в городе, что связано как с экономическими причинами, так и другими. Я считаю творческую конкуренцию полезным явлением. Приятно, что вы помните фамилии некоторых наших студентов, но с тех времен, что вами упомянуты, прошло немало времени и появилось немало новых, творчески активных стужентов. Они востребованы, почти все желающие работать, работают, большинство по професии, котя количество рабочих мест значительно сокращается. как я писала выше, многие наши уезжают в другие города, считая, что там найдут себя. как-то Засурский назвал Москву Клондайком для журналистов. там много денег, седовательно, много изданий, которым нужны кадры. наших берут, и на неплохие зарплаты, повыше тех, о которых вы ностальгировали. Конечно, хотелось, чтобы наши ребята оставались здесь и что-то меняли. Вы же не можете, надеюсь, сказать что удовлетворены состоянием журналистики в нашем городе? Плохо, что журналистика все больше зависит от власти и капитала, притом вовсе не зависит от своего читателя.
sherb505
1 Для кого вы готовите «специалистов», если работать им все равно негде?
2 Почему ваших выпускников постоянно приходится еще год-два натаскивать, чтобы они хоть чему-то научились?
3 Вы сами чем знамениты в журналистике?
4 Вы реально считаете, что журналистике надо учиться? по-моему, это дар Божий.
mihail
Это яичница.
slavasmirnov
mihail
1. Не разделяю утилитарный подход к подготовке специалистов. Что значит, «скоко надо?» — это люди, они имеют право на образование, и им решать, чему учиться и с кем бороться за место под солнцем.
2. Потому что мы их готовим не для вас, а для профессии. вы их потом «затачиваете» под себя. хорошо ли это, плохо ли- другой вопрос. А спор это давний. Я в нем участвую лет двадцать, наверное, но позицию не поменяла. Слышала многих московских редакторов на научных конференциях, которые говорили: вы мне подготовьте человек пять, но так, чтобы они пришли ко мне и сразу работали по моим стадартам. Окей, скажу я им, а вы сколько лет будете выпускать свое издание, знаете? а когда вы его закроете, куда пойдут «заточенные под вас» журналисты. А когда вам понадобится новый формат, если вы хороший менеджер и чувствуете конъюнктуру, вы опять под новый проект будете затачивать, а прежних под откос!? творческая профессия по моему убеждению, не терпит узости, в том числе узости подготовки. надо давать как можно больше знаний, если они не пригодятся в конкретном издании, то понадобятся где-то еще, скажутся в широте взгляда на проблему, в масштабе обобщений. мы готовим(верю в это) журналистов, а не ремесленников. Жизнь большая, могу утверждать и как историк журналистики. в разные времена- разные потребности. вооружите человека знаниями и умением их находить, он будет гибким по-хорошему человеком, а не биться лбом в стену, когда что-то меняется в мире. главное — помнить, что изменилось раз, то измеится и два.
sherb505
все, что я делала в жизни, о чем писала, чему учила — связано с этим.
4. я действительно не считаю, что журналистом родятся, вроде как китайцем или зулусом. Этому учатся ВСЕ: кто в вузе, кто на своей шкуре и опыте других. по второму пути пробиваются одаренные Богом, но их мало, а журналистика, как справедливо заметил один мой корреспондент, сейчас конвейер, нужно много людей, а поскольку я гуманист, то пусть люди учатся, это убережет их от ошибок. И вообще, пусть все учатся, тогда, может, глупости и подлости станет меньше.
sherb505
2 Речь не о том, что кто-то затачивает выпускников под себя. Но о чем говорить, когда выпускники на планерках сами предлагают в качестве материала написать о каких-то никому не нужных семейных стартах. А поиск информации заканчивается передиранием цитат из классиков и интернета. Стилистика и просто связность речи отсутствуют напрочь. Я единицы могу назвать выпускников журфака, которых в итоге удалось чему-то научить (но это не ваша заслуга, а редакторов изданий). И массу людей без образования, которых даже править не приходится.
mihail
2. Живу в Тольятти уже почти восемь лет, с удивлением наблюдаю недоверие к вузу; версий о причинах этого у меня много, но не уверена в истинности ни одной. Такого я не видела в Саратове, где журналисты считают подготовку новых кадров общим делом, сотрудничают с вузом и не тянут одеяло на себя, похожее наблюдала в других «старых» городах, и Москве, и Воронеже, и Питере. Почему в Тольятти иначе. Ау, город, объясни.
sherb505
mihail
По роду деятельности пересекаюсь в виртуальном и реальном пространстве с молодыми журналистами. По должности иногда даже приглашают в конкурсные комиссии на конкурсах молодых журналистов, что особенно интересно.
И вот по результатам некоторого времени работы в таком качестве у меня сформировалась некая картина ситуации в тольяттинской журналистике:
— молодые (да и не только) журналисты довольно амбициозны, считая бытовые новости малоинтересными для себя, а зарплату чуть выше уровня з\п учителя младших классов (даже на старте карьеры) — категорически неприемлемой;
— молодые журналисты часто демонстрируют крайне поверхностное знание не только предметной области, о которой собираются писать, но и элементарных норм этики, русского языка;
— самые интересные и самобытные журналисты на моей памяти — непрофессиональные журналисты (люди, пришедшие в профессию «от сохи», для которых профессиональное образование стало гарниром, но никак не главным блюдом их identity:) );
— дискурс молодых (да и не только) журналистов часто замыкается на себя любимых (чему пример — этот сайт, где обсуждения материалов и фаллометрического характера выяснения отношений между «властителями дум» разных уровней — весьма распространенная тенденция, равно как и Ваше дежурство, а также дежурство Чудной и Гремина);
— информированность и ценностная ориентированность «профессиональных» молодых журналистов на общегородские проблемы — практически нулевая (сужу, к примеру, по посещаемости слушаний по генплану, бюджету, застройке, а также по материалам на подобные темы).
Пожалуй, из всех молодых журналистов современного Тольятти я могу выделить только Олесю Гладких (Август). Хороших, пишущих ребят — достаточно много, но людей такого уровня, имхо — пока больше нет.
Могли бы Вы прокомментировать эти наблюдения, сделанные в т.ч. по практике работы с молодыми журналистами «Студенческого вестника», «Молодежного акцента», «Молодого Тольятти»?
И второй, последний вопрос: ведет ли кто-либо с кафедры журналистики ЖЖ, читаете ли Вы ЖЖ молодых тольяттинских журналистов?
Спасибо.
Ivan_Burduh-Ali
Попробую по порядку.
1. Молодые всегда амбициозны, у нас такого предмета нет.
2. предметную область надо пахать не один год, досье накапливается не сразу. Насчет русского согласна полностью. Это беда, могу взять вину и на систему образования, но не полностью. Происходит вымывание гуманитарных предметов их школьной программы, часы на русский не растут, литература становится факультативной, историю сдают по тестам, в том числе в вузе, бытовое общение предполагает узкий словарный запас. как выше говорила, количество аудиторных занятий, где должно происходить грамотное общение, где должно учиться культуре выражения своей позиции и культуре дискуссии, тоже сокращается! Это, увы! тенденция, и общая. может, у нас усугубленная местными особенностями, в виде широко распространеной неформальной лексики, на что обращают внимание приезжие.Мы боремся и не сдаемся, надеемся, что результаты будут.
а насчет совещаний и планерок хочу спросить, а была ли встреча с начинающими авторами о целях и программе вашего издания, его приоритетах. М.Б., ребята еще не в контексте?
3. Олесю Гладких тоже люблю. Было бы где писать- вырастут. Мало места редакторы дают на творческие эксперименты. Власть денег предполагает быструю отдачу, а молодым хочется поискать себя.Плюс ко всему время настало осторожное, все с оглядочкой делается. Все ругают девяностые, хоть и есть за что, но была и свобода, и размах, и эксперимент. сейчас все гладенько, спокойненько, беспроблемненько и лучшее- враг хорошего. На последний вопрос честно отвечу — заглядываю, но не регулярно. Вижу, что много интересного, но есть вещи, что отталкивают, в частности, из той сферы, о которой и Вы вначале говорили.
sherb505
Что касается доведения до молодых программы и приоритетов издания — лично я к этому не причастен, этим занимаются специально обученные (в т.ч. на журфаке ТГУ) люди.
Относительно пространства для творческих экспериментов: те же ЖЖ (да и другие социальные медиа) предоставляют для этого посещаемую, бесплатную и довольно уютную площадку. Но, как Вы заметили: . Получаются, скорее, экскременты вместо экспериментов. Может быть, что-то в консерватории подправить?)
Ivan_Burduh-Ali
Belozerova1
sherb505
Я к тому здесь пишу, потому что во первых, удивилась. Потом: я не журналист по образованию, но зарабатываю на написании статей и умею выуживать информацию вообще везде и у всех.
И самое главное, раз уж пошла такая тема. Вот на какую тему людям интересно читать, скажем, на сайтах? Мне нужно писать статьи на какие-нибудь такие темы, чтобы мои стать распродовались, как пирожки. Пожалуйста, отнеситесь к вопросу серьёзно. Что людям хочется сегодня читать, простым людям на сайтах?
Belozerova1
sherb505
klauss
sherb505
BeaR
sherb505
какой % работает по полученной профессии?
vazm6
А вообще из 30 человек по специальности работает от силы 8.
padonak1983
sherb505
sherb505
«попробуй тв» вроде звалось, на местном, прости Господи, тв;
на пробы пришли девчушки с вашей кафедры, подслушал их разговор:
"… вот у нас через пару месяцев практика будет, возможно здесь. Что скажет кафедра, если нас в этом шоу видит..."
тогда я понял, с такими личностями, нам свобода слова не светит…
vazm6
Если бы была возможность создать свое собственное издание, чтобы это было и о чем?
daughter
sherb505
Г.И. Щербакова
sherb505
Например, почему студенты-журналисты не освещают тему велосипедизма в Тольятти?
К примеру, в работе: Специфические стилистические приемы спортивной журналистики как инструмент продвижения актуальных урбанистических практик в Тольятти.
VELOTLTLOVE
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.