о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Экспертное мнение

 
 

По Тольятти 18 июля "дежурил" блоггер Антон Тарантей, историк и знаток речного флота

Антон Тарантей — блоггер (tritopora.livejournal.com).

Антон имеет непосредственное отношение к речному флоту. А поскольку утром 18 июля стартовала операция по поднятию со дна затонувшего теплохода «Булгария», мы пригласили его, чтобы читатели могли обсудить эту тему.

Наш эксперт ответил на вопросы в течение дня.
Тольятти, Дежурный по городу, крушение Булгарии, Антон Тарантей

Комментарии (24)

+
+1
Антон уже рассказывал о «Булгарии» в интервью «Новой газете», рекомендую всем предварительно ознакомиться.
avatar

angry_hungry

  • 18 июля 2011, 08:27
+
+1
Собственно вопрос: инструкции в каютах пассажирских теплоходов (видел фото на форуме инфофлота) на Волге предписывают пассажирам в случае тревоги одеть спасательные жилеты и сидеть в каютах, ожидая приказов команды судна по радио.
С «Булгарией» же вышло так, что шанс спастить был у тех, кто либо находился на палубе, а не в каютах, либо максимально быстро постарался выбраться на палубу.
Инструкция неправильная? Если идти в круиз по Волге, стоит на нее наплевать, и в случае чего пулей лететь из каюты наверх?
avatar

angry_hungry

  • 18 июля 2011, 08:30
+
+1
Ни одна инструкция не может предусмотреть случай мгновенного опрокидывания судна. Судно даже набрав воды должно тонуть на ровном киле, в этом случае спасательные операции заканчиваются благополучно. Случаи такого опрокидывания больших пассажирских на наших реках до того не случались, поэтому вряд ли инструкция может такое предусмотреть. Судно спроектировано так, что в исправном состоянии, соответствующем проекту оно не может мгновенно опрокинуться. Почему это произошло предстоит установить следствию.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:18
+
0
Вообще в истории речного судоходства уже в современную эпоху (последние 100 лет) случались аварии, когда именно подобные инструкции оказывались действенными?
Складывается впечатление, что они носят чисто теоретический характер…
avatar

angry_hungry

  • 18 июля 2011, 13:25
+
0
Ни одна инструкция такого рода не может предусмотреть всех опасностей — пожара, опрокидывания, столкновения. Инструкцию, в которой дотошно описаны все возможные случаи, просто никто не будет читать в силу её объёма.

Думаю, цель инструкции в большей степени — сохранить управляемость большим количеством неподготовленных людей в угрожающей ситуации, отсюда и правило — сидеть и ждать команды.

Думаю, правильным было бы использовать для документов такого рода современные средства повышения наглядности вплоть до комиксов.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 14:45
+
+1
Виноват ли в катастрофе «Булгарии» капитан самой «Булгарии»? Если бы он выжил, вы бы протестовали против его уголовного преследования или нет?
avatar

Beauty_Beast

  • 18 июля 2011, 10:00
+
+1
Капитан несёт полную ответственность за всё, происходящее на судно. В случае, если следствие усмотрело бы в его действиях халатность или нарушение предусмотренных правил судовождения, то такое преследование было бы оправданным.

Другое дело, что самой хозяйственной системой, существующей сейчас в России, экипажи судов, самолётов и других транспортных средств — источников повышенной опасности, поставлены в такие условия, когда несговорчивому капитану судовладелец всегда найдёт замену — реальных профсоюзов, которые бы вступились за принципиального судоводителя в России нет.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:22
+
0
Сейчас, после катастрофы «Булгарии», хоть на время станет лучше? Судовладельцы начнут прислушиваться к капитанам?
avatar

Beauty_Beast

  • 18 июля 2011, 14:12
+
+1
Думаю, что да. По крайней мере — первое время.

Однако это не снимет проблему нехватки оборотных средств у судовладельцев в условиях невысокой рентабельности круизов. А именно этими факторами и объясняется далёкое от идеала техническое состояние судов.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 14:29
+
0
Антон, обычные омики и паромы, которые плавают на короткое расстояние — они у нас в области в порядке? Им можно доверять для перевозки или для речной прогулки свое бренное тело?
avatar

Beauty_Beast

  • 18 июля 2011, 14:56
+
0
Скажите, чем дорогостоящая операция по подъему судна поможет (если вообще поможет) в расследовании причин катастрофы?
avatar

klauss

  • 18 июля 2011, 10:30
+
+2
Она позволит установить реальное состояние машин, механизмов и обшивки и набора судна на момент катастрофы, положение перьев рулей, иллюминаторов и других средств восстановления картины происшествия.

Кроме того, оставить судно лежать на дне — это создать опасность потенциально опасную для судоходства ситуацию. Даже то, что там достаточно глубоко не гарантирует от «сюрпризов» в будущем. Поэтому я думаю что решение о подъёме «Булгарии» со всех сторон правильное.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:26
+
+1
Здравствуйте, Антон! Мне не дает покоя вопрос — какую оценку по пятибалльной шкале вы можете поставить речным плавучим транспортным средствам Самарской области? Я вот выше чем на 3 их не оценил бы.
avatar

PINGvin

  • 18 июля 2011, 11:50
+
+1
Думаю это адекватная оценка — скорость эскадры оценивается по самому тихоходному судну. И средняя оценка будет именно такой.

Помимо состояния самих судов значение имеет ответственность экипажей. Но эта сложная и квалифицированная работа не оценивается на мой взгляд достаточно в денежном выражении. Квалифицированный труд, особенно связанный с такой ответственностью за сохранность жизней и здоровья людей должен оцениваться очень высоко. Я думаю, этот фактор, о котором мало говорят, один из основных предпосылок катастрофы.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:30
+
+1
Помимо состояния самих судов значение имеет ответственность экипажей.

Насколько вообще экипажи были ответственны до катастрофы «Булгарии»? Ведь 30 лет, целое поколение речников, не было ничего подобного. Даже самые дисциплинированные люди в таких условиях постепенно распускаются и относятся ко всем правилам безопасности наплевательски. Если матросу 25 лет, а последняя крупная катастрофа на реке была 29 лет назад, и то без всякой связи с матросами, когда капитан не туда повел «Суворова» и врезался в мост — что ему мешает греть пузо на солнышке и пить пиво, пока теплоход идет?
По-вашему, были ли матросы на пассажирских речных судах раздолбаями во все последние годы?
avatar

Probezhiy

  • 18 июля 2011, 13:36
+
+1
На разных судах уровень дисциплинированности команды по моим личным наблюдениям сильно разнится. Случаются и пьянство, и раздолбайство и даже воровство. И увольняют капитанов за это, всё это бывает.

Но корень проблемы, на мой взгляд, в катастрофической недооценке квалифицированного труда в реальном секторе экономики в России в целом.

Самочувствие капитана и членов экипажа в качестве уважаемых и ценимых в обществе людей — незаменимое средство повышения трудовой дисциплины.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 14:07
+
+1
Сажать ли капитанов прошедших мимо «Булгарии» барж? От интернет-статей на эту тему голова уже болит: одни говорят, что они уроды, другие — что нет. Одни говорят, что капитан «Арабеллы» молодец, что максимально быстро спас, кого можно, другие — что его заставили пассажиры спасать людей.
Про того же капитана «Арабеллы» говорят, что сейчас он «отмазывает» из капитанской солидарности капитанов барж, прошедших мимо, заявляя, что он сам их попросил идти мимо и не мешать возле затонувшей «Булгариии».
Где правда-то?
avatar

fanfan

  • 18 июля 2011, 12:16
+
+1
Исходя из имеющейся у меня картины существовавшей обстановки считаю, что нет. Я не могу себе представить капитана судна, который видя тонущих людей и имея техническую возможность осуществить их спасение не навредив им при этом, равнодушно проследует мимо. Я считаю, что у данных судов (СТ «Арбат» и состав из двух барж и буксира «Дунайский») такой возможности не было.

Вся эта история со «зверями-капитанами», запущенная жёлтой прессой, имеет явный характер отвлечения внимания общественности и её перенаправления «праведного гнева». У пассажирского судна, идущего вверх по курсу затонувшей «Булгарии» возможности для спасения гораздо выше и они были использованы. Думаю, что профессиональный судоводитель, каким является капитан «Арабеллы», знает ситуацию несколько лучше, чем охочие до ужасов журналисты.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:40
+
+1
Добрый день, Антон. Вы, случайно, не в курсе, какова на сегодняшний день рыночная стоимость подобных 50-летних плав.средств, а также, стоимость аренды?
Должны ли собственники плав.средств нести ответственность за их неудовлетворительное состояние, или же договорами аренды с них снимается вся ответственность?
avatar

zagato

  • 18 июля 2011, 13:12
+
+1
Стоимость плавсредств меняется исходя из рыночной конъюнктуры и других факторов. Например, в 1999-м, после дефолта, один из пассажирских теплоходов 588-го проекта середины 50-х годов постройки в ужасном техническом состоянии был выставлен на продажу всего за несколько десятков тысяч долларов. Однако сейчас цена гораздо выше, естественно суммы судовладельцы раскрывать не спешат.

За недостатки, связанные с осуществлением текущего и капитального ремонта несёт ответственность арендатор. (п.2 ст.64 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Однако, согласно п.3 ст.63 Кодекса при аренде судна без экипажа предусмотрена ответственность судовладельца-арендодателя за наличие скрытых недостатков судна.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 13:58
+
+1
Антон, покупая путевки в речной круиз, как определить, нормальный будет корабль или ржавое корыто типа «булгарии»????
avatar

Lilly

  • 18 июля 2011, 14:21
+
+1
В Сети существует несколько форумов любитель речного флота и круизов. И хотя люди бывают пристрастны, более-менее адекватную картину вы составите.

Ну и на хорошие суда путёвка обычно будет стоить дороже (хотя это далеко не панацея, суда 70-80-х гг. постройки — это тоже не новые суда и душ в каюте, предусмотренный проектом, не гарантия безотказной работы тех механизмов, которые не предназначены для показа туристам.

Поэтому я бы посоветовал форумы.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 14:26
+
0
Как вы относитесь к таким проявлениям, как, например, массовое набегание пользователей «контакта» на страницу капитана «Арабеллы» Романа Лизалина с последующим проставлением ему метки «Like» на всё, на что можно эту метку поставить?
avatar

angry_hungry

  • 18 июля 2011, 14:37
+
+1
Я думаю, что это естественная реакция — люди примеряют на себя положение людей в воде, ожидающих спасителя. А в наше время дефицита бескорыстных героев таким героем может стать любой, кто честно исполняет свой долг и становится известным в силу исключительности ситуации. Я думаю, капитан заслужил это, ну а форма такого выражения признательности доступна каждому в наше время.
avatar

TNT

  • 18 июля 2011, 14:50

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet