о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 
 

Полит просвет

 
Блог темы Полит просвет
 

Владимир Каданников: «Решение об уходе принял не я»

Первое интервью после ухода с АВТОВАЗа. С момента своего ухода с АВТОВАЗа Владимир Васильевич не дал ни одного интервью, и в этом разговоре он признался, что тогда ему нечего было сказать. А еще он хотел избежать оценок новому руководству. Избежал он их и на этот раз, не удерждавшись, впрочем, от пассажа про морковку.



Мы сидим в московском офисе банка НТБ (Владимир Каданников является председателем совета банка) в небольшом здании недалеко от Садового кольца. Хозяин кабинета предлагает чай или кофе, а сам просит принести чай.

– Я раньше любил кофе, а потом как отрезало. Причин особых нет, просто не нравится, и все тут. Кофе тот же, а не нравится.

– А вы курите?

– Уже 11 лет не курю.

– Как удалось бросить?

– Просто взял и прекратил курить. Я вообще два раза бросал. Первый раз сорвался, когда поехал на встречу одногруппников, взял в подарок блок красного Marlboro и там покурил, ну и пошло-поехало. Жалко потом было, что сорвался так глупо. Я уже два года тогда не курил. Ну а потом уже совсем бросил.

– Владимир Васильевич, есть ли темы, на которые вы не хотели бы говорить?

– Я обо всем готов говорить без ограничений. Кроме политики! Не потому, что у меня какие-то сдерживающие начала, а просто потому, что я ничего про политику не знаю.

Уход по-английски

– В Wikipedia в статье о вас написано, что вы в 2005 году ушли с поста председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» «в связи с уходом на пенсию по возрасту». Но, по сути, вы же отдали предприятие в руки госкорпорации «Рособорон
экспорт». Это было ваше решение?


– Конечно, такое решение принял не я. Там много что сложилось… Нельзя сказать, что мой уход был полностью добровольным, но и полностью насильственным он не был. В общем, вот так сложилось.

– У вас все-таки осталась обида?

– Да, конечно.

– Но у вас не было выбора поступить по-другому?

– Нет, не было другого выбора. Когда порассуждаешь, то думаешь, что обида была и у Полякова, и у других людей. Про это всегда много говорят, что «спортсмену надо вовремя уйти» и всякое такое. Но всегда уход с такого поста – штука индивидуальная и болезненная, это окончание главного дела в жизни, это конец жизни, как ни крути.

Но мне хватает ума никого не винить. Я считаю, что обстоятельства сложились так, что это случилось. В США есть такой закон, что в индустрии, в промышленности можно быть управленцем до 65 лет, но после – все. Можешь быть в совете директоров, еще где-то, но в управлении – нет. И я думаю, что такой закон помогает встать людям, уходит эта индивидуальная составляющая, которая связана с обидой, что молодость прошла, что жизнь к закату.

– Ваша судьба сейчас как-то связана с Тольятти? Вы там бываете?

– Нет, не бываю. С тех пор, как покинул пост, я там был раза два по делам НТБ. Мне морально тяжело там быть. Я со многим не согласен, мне многое не нравится, и мне неприятно там бывать.

– Являлись ли вы на момент своего ухода акционером АВТОВАЗа? И являетесь ли сейчас?

– Нет, сейчас не являюсь и практически не являлся тогда.

– По итогам своего ухода или, может быть, в качестве условия ухода вы какие-то деньги получили?

– Да, получил. Получил полагавшуюся сумму выходного пособия в соответствии с контрактом и деньги от продажи принадлежащих мне акций АВТОВАЗа.

Я просто напомню, как мы акционировались: по правилам приватизации пакет акций АВТОВАЗа в 50% был выделен для трудового коллектива завода. Распеределение предусматривало опеределенный стаж работы на заводе, определенную должность. Я получил свои акции в точном соответствии с этими правилами: как гендиректор завода, учитывался мой стаж, должности, которые занимал. Все люди, которые работали и даже те, что уже не работали, получили акции согласно этим разработанным правилам.

– Но та знаменитая перекрестная схема акционирования позволяла контролировать завод даже с относительно небольшим количеством акций.

– Я и тогда считал, и сейчас считаю, что это было серьезным достижением в управлении заводом. Мы попросили у Ельцина 50% акций распределить на коллектив, а еще 50% мы разделили в соответствии с тогдашним законом на две части: 25% – это аукцион, а 25% отдали за ваучеры. Мы организовали аукцион таким образом, что компания, которой мы руководили, купила эти самые 25%. В итоге мы контролировали более 75% акций. Это позволяло избежать любого вмешательства в наши дела.

Потом эту схему критиковали все. Говорили, что надо развести это перекрестное владение. Я не понимал почему! Ведь во всем мире в автомобильном бизнесе встречается перекрестное владение. Вот Карлос Гон организовал перекрестное владение компаний Nissan и Renault.

А вот по нашему поводу шумели-шумели и в результате перекрестное владение развели. Продали эти акции Renault, и за эту продажу завод не получил ни копейки. И я этого не понимаю. Почему это объявлено преимуществом? Зачем это сделано? Считаю, что это не лучшим образом соответствует интересам завода.

Новые люди

– Владимир Васильевич, а назначение следующего руководителя с вами также не согласовывали?

– Я полагал, что для такого предприятия, как АВТОВАЗ, руководителя нужно ставить изнутри. Это был бы эволюционный подход «решения» вопроса, но, к сожалению, это от меня не зависело. И эволюционного решения не было, а был революционный подход.

Никто не может заранее сказать, что лучше. И этот революционный подход, особенно в начале, был крайне неудачным, хотя потом ситуация стала исправляться.

– Вы можете указать на ошибки нового менеджмента?

– Теперь я не взялся бы за то, чтобы указывать на какие-то ошибки, которые надо исправить. Чтобы говорить такое, надо там работать, чтобы жизнь завода была твоей плотью и кровью, ежеминутным состоянием. Можно, конечно, судить «вот это правильно, а это неправильно», но это вырвано из контекста. Надо знать все! Всегда есть обстоятельства и всегда есть руководитель (я надеюсь, что он есть), который эти все обстоятельства знает.

Должность директора такого крупного завода – очень сложная и важная. Для того чтобы весь завод хорошо работал, нужно, чтобы каждое подразделение было максимально эгоистичным. И необходимо принимать решения с учетом вот этих пограничных интересов, поддерживать эгоизм отдельных секторов, знать этот эгоизм, знать все побудительные мотивы для того, чтобы принимать решения на верхнем уровне.

В таком деле не бывает советников. Могут быть помощники по мелким вопросам, на которые просто не хватает времени: по уборке помещений, по туалетной бумаге, по стаканчикам для газировки… Но советников по общим делам быть не может.

– Новое руководство предлагало вам стать советником?

– Когда я прощался с заводом, мне на высоком уровне говорили: «У вас большой опыт, и вам надо остаться советником у нынешнего руководства». Но я знал, что мне этого делать нельзя. Потому что весь завод разделится на тех, кто будет дуть в уши одному, и тех, кто будет дуть в уши другому. А будут еще и такие, которые и в те и в другие уши будут дуть о своих нуждах.

Поэтому мое отношение к работе нынешнего руководства такое: нельзя вырывать из контекста отдельные вещи, показывать на них и говорить: «Посмотрите, какие творятся вещи! Какая глупость!»

– Но тем не менее была эта некрасивая история с покупкой новым руководством «лэндкрузеров»…

– Такие вещи – на уровне внутренней культуры. Если человек слаще моркови ничего не ел раньше, то, конечно, он набросится на пирожное.

Бандиты

– Во время переходного периода от СССР в Россию на заводе и в городе процветал бандитизм. Что вы в связи с этим предпринимали?

– Были тогда очень тяжелые моменты. Впрямую и лично до верхнего руководства это не доходило, но то, что творилось на отгрузке товара, было известно. Мы с этим совершенно не справлялись.

Я лично за тот период написал более 200 письменных обращений в прокуратуру и МВД. И когда в 1998 году прошла знаменитая операция «Циклон», отчитались, что всех победили и организованную преступность с завода вытеснили. Все это чепуха! Они только смели пыль, а как уехали, то все по существу и вернулось. И потом только с течением времени ситуация немного поменялась.

Совершенно откровенно в то время милиция радовалась, когда бандиты друг друга отстреливали, но на наши жалобы не реагировала. Милиция ничего не могла поделать, они не справлялись.

Ваз-2116 и другие маневры

– При вас были заложены какие-то будущие модели?

– Нет. Тогда было вот такое положение: мы понимали, что «Калиной» и «Приорой» мы закончили этап эксплуатирования того, что мы получили от концерна «Фиат».

Следующим этапом должны были быть новые соглашения. Я вел такие переговоры совместно с GM. И мы уже почти пришли к соглашению: с Fiat – по моторам, с GM – по машинам. А для того, чтобы на переговорах хоть что-то иметь за душой, мы разрабатывали автомобиль ВАЗ-2116. Мы не планировали его запускать, модель закладывали, чтобы не с голой задницей идти на переговоры.

2116 – это была модель на той базе, которая уже была исчерпана. Нужна была новая кровь: новый мотор, новая коробка, новая подвеска. Надо было делать четвертую нитку конвеера или модернизировать под запуск новой модели одну из трех ниток. И мы расширяли сборку наших комплектов – в Ижевске, Сызрани, на Украине. И перед моим уходом мы дошли до 270 тыс. комплектов, а это значит, что мы могли в любое время остановить одну из ниток конвейера для того, чтобы поставить на нее принципиально новую модель.

Но сделать какую-то принципиально новую модель из наших существующих было нельзя. Полагаю, что такая же ситуация и сейчас, только вот шесть лет пропущено. За последние шесть лет реализованы «Приора» и «Калина», подготовка для которых была проведена уже очень давно. Но вот прошло шесть лет, и за это время – ни одной новой гайки.

– Когда вы вели переговоры с GM и Fiat, вы хотели выпускать именно свой автомобиль?

– Да, мы готовы были отдать 10-15% пакет акций за новую модель под брендом LADA.

– А не планировали выпускать Chevrolet, к примеру?

– Ну мы же выпустили!

– Вы имеете в виду СП «GM – АВТОВАЗ». Считаете, что проект стал удачным?

– Да!

– Вы не считаете, что самому АВТОВАЗу нужно переходить на выпуск иностранных автомобилей?

– Это смотря какая глубина локализации. Если просто сборка – тогда это чепуха! А если это серьезное, полномасштабное производство, то почему нет?

Социалка

– Сейчас говорят о том, что на АВТОВАЗе много лишних людей и по-хорошему их бы надо сократить, но правительство не дает, потому что тогда вырастет социальная напряженность в городе. А вы как считаете?

– Если отказаться от всего: от всей социалки, от производства инструмента и оборудования… Много от чего можно отказаться, и если от этого всего отказаться, то тогда найдется кого уволить. Но все, от чего ты откажешься, должен кто-то делать. Если этот кто-то есть, то заводу от этого будет только хорошо. Но пока этого «кого-то» не наблюдается.

– Вы считаете затраты АВТОВАЗа на спорт оправданными? Ведь завод содержал команды по футболу, хоккею, гандболу и еще много кому помогал.

– Я считал эти затраты оправданными, поэтому мы их и несли. Конечно, это можно оспорить. Но, понимаете, для того чтобы хорошо работать, надо весело и интересно жить. Нельзя утром пойти на завод, а вечером прийти домой и жахнуть бутылку водки.

Сейчас, коненчо, весь спорт находится в плачевном состоянии! Потому что никому эти отрасли не нужны оказались, некому их отдать.

Личный пример

– На каком автомобиле вы сейчас ездите?

– На «Мерседесе» S500. В Тольятти я ездил «десятке». В Москве у меня был «Мерседес» представительский, а там – «жигули».

– А какой автомобиль вы бы посоветовали своим детям?

– Мне нравятся немецкие производители: Mercedes, Audi.

– Интернетом вы пользуетесь?

– Да, читаю информационные сайты.

– Вы говорили, что вы путешествуете. А куда и как часто?

– Раз в год точно езжу. В Италию – это моя любимая страна, во Францию, в Израиль на Мертвое море. Еще в ЮАР – в Йоханнесбург люблю ездить.

– Вы бы что-нибудь изменили в своей жизни?

– Это не я сказал, а Александр Ширвиндт, но высказывание соответствует моему настроению: «Конечно, хотел бы, только не знаю что». (Смеется. – Авт.)

Мы договариваемся о деталях еще одного будущего интервью, а я собираю со стола iPhone, служивший цифровым диктофоном, и iPad – в качестве записной книжки со списком вопросов. Владимир Васильевич, улыбаясь, смотрит на технику и достает из ящика стола свой iPad: «Удобная штука! Я на нем свежую прессу читаю. Но полностью компьютер все равно мне не заменяет». Готовность Владимира Васильевича осваивать новые гаджеты приятно удивила. Каданников проводил меня до двери и тепло по-прощался. Даже после двухчасовой беседы хотелось поговорить еще.
_________________________________________________________
Максим Кудеров, газета «Понедельник», № 5 (424), 21 февраля 2011
tlt, новости Тольятти, Тольятти, АВТОВАЗ, Владимир Каданников

Комментарии (18)

+
+1
Каданников, конечно, очень умный и суперприятный в общении человек, но интервью какое-то левое.
Не похоже, в общем, ни на манифест местной элиты, ни на ответ Чемезову. Да и местным он себя здесь совсем не позиционирует.)
Человек кайфует от жизни. Все понятно.
avatar

mihail

  • 20 февраля 2011, 17:40
+
0
+ 1
avatar

ZipMan

  • 20 февраля 2011, 19:54
+
0
Какая местная элита?!
Владимир Васильевич давно не ассоциирует себя с Тольятти. По его же словам за прошедшие 6 лет он 2 раза всего здесь бывал по делам и посещение Тольятти для него неприятны.
Москвичи, как слоны в посудной лавке, не только лишили завод классного во всех отношениях менеджера и патриота, но и город и патриота и лидера местной элиты.
avatar

bit-t

  • 21 февраля 2011, 09:26
+
0
Интервью обо всем и ни о чем.
avatar

vassa

  • 20 февраля 2011, 17:51
+
0
Да вполне интересное интервью, нечего ворчать. Никто ни от кого манифестов и не ждал. А уж тем более — каких-то зловещих разоблачений.
avatar

slavasmirnov

  • 20 февраля 2011, 18:13
+
+1
Даже после двухчасовой беседы хотелось поговорить еще.
А есть ли возможность пригласить В.В.Каданникова на «дежурство»? Сайт «рухнет» от вопросов, наверное…
avatar

bubur

  • 20 февраля 2011, 18:36
+
0
Надо бы у Гремина спросить, как его «Понедельник» на Каданникова вышел? Наверняка ведь координаты остались.
avatar

slavasmirnov

  • 20 февраля 2011, 19:10
+
0
Автор интервью — Максим Кудеров, он в Москве уже где-то третью пятилетку. Так что он и вышел, я полагаю.
avatar

angry_hungry

  • 20 февраля 2011, 21:17
+
0
Так я и говорю, что по этой цепочке можно и Самого выцепить.
avatar

slavasmirnov

  • 20 февраля 2011, 21:28
+
0
«Что имеем не храним, потерявши — плачем ...»

Дурдом какой-то: москвич Комаров в Тольятти, тольяттинец Каданников — в Москве, а супермэр Лужков ищет убежище за границей.
avatar

ciphronaut

  • 20 февраля 2011, 22:39
+
0
Комаров — не москвич. Он норильский…
avatar

Aceton

  • 20 февраля 2011, 22:49
+
0
Родился в Энгельсе, а учился и работад в Москве (МГУ, Инкомбанк), в Норильске он не жил а работал в Норильском никель", жил-то поди тоже в Москве.
Так что он москвич, сумка.
Кстати, Каданников родился в Горьком, а не в Тольятти.
avatar

ciphronaut

  • 20 февраля 2011, 23:27
+
0
Наврал Кудеров. Вот интервью www.5-tv.ru/programs/broadcast/503052/
avatar

ciphronaut

  • 20 февраля 2011, 23:31
+
0
Ох. Не первое это интервью Каданникова, значит. В лучше случае второе. :)
avatar

angry_hungry

  • 21 февраля 2011, 08:16
+
+1
Богатый человек, которому ничего не нужно. На пенсии, с деньгами… Он и жалеет только об уходящих годах. Ситуация меняется в стране, в экономике, в производстве… Думаю, сейчас он не смог бы работать в современных условиях «дикого капитализма»
avatar

NLitvinov

  • 21 февраля 2011, 08:54
+
+1
Ну так и есть, после анонса, озвученного неделей ранее, я, если честно, ожидал поострей текста.
avatar

angry_hungry

  • 21 февраля 2011, 12:18
+
+1
Кому нужен поострее текст??? Если цель навредить себе и сегодняшнему Тольятти, тогда да. Мне кажется принцип «Не навреди» был всегда в голове и поступках Каданникова…
avatar

halam-balam

  • 21 февраля 2011, 12:52
+
+1
Про то, что москвичи всё развалили, полно народу говорит. Разве это на что-то влияет?
avatar

angry_hungry

  • 21 февраля 2011, 13:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet