о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 
 

Полит просвет

 
Блог темы Полит просвет
 

Иван Засурский: «Не волнуйтесь про АВТОВАЗ, он уже не ваш»

"… Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще..."


Из «Википедии»: «Иван Засурский – известный российский журналист, кандидат филологических наук, преподаватель, продюсер, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, создатель и главный редактор деловой онлайновой газеты «Частный Корреспондент». «ПН» воспользовался давними дружескими связями с господином Засурским и попросил его стать колумнистом нашего очередного спецвыпуска. И вот что из этого вышло.

Считается, что москвичи не любят «Жигули», а в Тольятти москвичей терпеть не могут. В моем случае оба этих утверждения несправедливы. Мало того, что я сам покупал кучу «Лад» («пятерку», «восьмерку», два раза «Ниву»), так я до сих пор считаю, что LADA 2108 – лучшая русская машина ever made (не считая «Нивы» 4х4, если бы там сделали нормальную раздатку). Да и в Тольятти ко мне хорошо относятся – я приезжал с лекциями, и не раз, и мне все очень понравилось. У меня есть друзья в Тольятти, которых я знаю много лет, и я могу сказать, что со стороны ваш город кажется вполне современным и хорошо отстроенным (особенно если не принюхиваться по дороге через Обводное шоссе в аэропорт).

В общем, вы живете в одном из самых мощных городов России наряду с Екатеринбургом, который, кстати, по-хорошему Ельцин и должен был сделать столицей новой России – и тогда уже точно власть не досталась бы ни коммунистам, ни чекистам, и сам бы Борис Николаевич не спился и не плакал бы в полночь между столетиями по центральному телевидению.

Еще считается, что Тольятти намертво связан с АВТОВАЗом – дескать, судьба города полностью зависит от автозавода. В самом деле, если посмотреть на статистику, то получается, что из 700 с лишним тысяч жителей города непосредственно на заводе работает порядка 100 тысяч человек (хотя со всеми программами по сокращению персонала сейчас уже трудно понять, сколько именно), а с членами их семей и работниками смежников вроде как получается от трети до половины города заняты производством автомобилей и всем, что с ними непосредственно связано.

Но я хочу вам всем сказать: не верьте в эти лукавые цифры. Автозавод уже сделал свое дело – собрал всех вас вместе в этом городе, построил дома и всех поселил. Теперь, как мне кажется, завод в его сегодняшнем виде скорее производит проблемы для Тольятти, чем способствует их решению. А логика про градообразующее предприятие – просто враждебный мем, который усиленно использовали ваши местные и наши московские лоббисты, когда выкачивали под этим предлогом деньги из Москвы, что в итоге и погубило завод.

Я знаю людей Тольятти. Это сильные люди. Отличная смесь – русские, немцы, татары, куча других амбициозных приезжих со всех концов страны. Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще. Все эти организации представляют собой архаичных мастодонтов, которые используют свое медленно подтачиваемое временем и технологиями влияние для того, чтобы остановить историю в доступных им пределах.

Главный же капитал Тольятти, как и России, – это не старые кирпичные руины или бетонные многоэтажки и даже не трубы. Это люди. А люди, как я уже говорил, в Тольятти сильные и мудрые, потому что вы совмещаете в себе городские ценности поздней индустриальной культуры с интересом к природе, который выражается в бесконечных походах, гитарных фестивалях и проч. – вполне себе «аватарный» микс. Тольятти готов к будущему. Другое дело – готов ли завод?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется сказать несколько неприятных вещей. К сожалению, АВТОВАЗ – это типично русский бизнес, вроде «РосПила», придуманного блоггером Навальным. Где все те электрические машинки, которые студенты ТГУ могли бы делать как курсовые работы на третьем, четвертом и пятом курсе, защищая итоговый прототип как диплом? Где все те гибридные системы привода, которые могли бы если не опередить Lexus, то хотя бы идти в ногу с Renault? Почему даже пластиковые кузова, как на «Трабанте», там так и не научились делать?

Потому что все это время люди в Тольятти, завязанные на завод, делали то же, что и миллионы госслужащих и работников госкомпаний, а также крупного бизнеса (увы, даже местных филиалов международных компаний) – он воровали все то, что плохо лежит, и бились за то, чтобы сохранить свое место в цепочке. Поэтому я говорю: будущее Тольятти не так уж сильно зависит от завода. Другое дело, что завод построил город, но за последние десять лет он же его чуть не погубил.

Я вам скажу по секрету. Не так уж важно, что будет дальше с заводом. С ним все будет хорошо в том смысле, что не Renault, так Nissan, не Nissan так GM, или какой-нибудь Fiat, или Mitsubishi, или даже Volkswagen – кто-то обязательно воспользуется толпой «синих воротничков» на низкой зарплате, только вам это уже ничего не даст. Это прошлое, как социальная программа. Вообще машин-то нужно поменьше, а уж на бензине – точно. Если уж делать, так хотя бы «Ё» как у Прохорова, который почему-то не хочет идти в Тольятти. Почему? Может быть, потому, что он тоже понимает, что завод, на который у всех все завязано, – это ад, кошмар, беспредельная муть. Количество средств и усилий, необходимых для приведения завода в XXI век, которые придется потратить тому, кто прельстится готовой производственной площадкой, скорее всего, больше, чем стоимость строительства новой площадки с нуля.

Моя мысль проста. Не волнуйтесь про завод, он уже не ваш, и с ним что-нибудь сделают, так что люди не останутся без работы. Лучше придумайте что-то новое. Этнические марки одежды. Экологически чистую косметику. Специальный набор для преобразовании «классики» или моей любимой «восьмерки» в гибридный автомобиль, запасающий энергию торможения с задних колес в багажник и подключающий те же задние колеса для ускорения разгона и для проходимости. Или еще хоть что-нибудь, что сделает чью-то жизнь лучше или интереснее.
_________________________________________________________
Газета «Понедельник», № 9 (428), 21 марта 2011
tlt, новости Тольятти, Тольятти, Иван Засурский, АВТОВАЗ

Комментарии (39)

+
+1
бы Борис Николаевич не спился и не плакал бы в полночь между столетиями по центральному телевидению.


Скорее всего, подразумевается речь под бой курантов в Новогодье. Дайте кто-нибудь ссылочку на ролик Ютубе, плиз!
avatar

Belozerova1

  • 21 марта 2011, 06:52
+
0
К тому времени Ельцин уже 3 года как не употреблял алкоголь. Речь была не в полночь между столетьями, так как 2000 год был неотъемлемой частью XX века. И никто не плакал, Ельцин просто смахнул пылинку. Вот так и врут разного рода московские писаки для красного словца.
avatar

Zoom-Zoom

  • 21 марта 2011, 13:22
+
0
Не волнуйтесь про завод, он уже не ваш, и с ним что-нибудь сделают,
-Типичное мнение москвича… Не парься, будь счастлив!
avatar

bubur

  • 21 марта 2011, 06:57
+
+1
ЭкспертЪ. Плакалъ.
Взгляд хиппи на все мировые проблемы: очень поверхностно и не по делу.
avatar

de_Gauss

  • 21 марта 2011, 07:10
+
+2
Нормальный взгляд со стороны) То, что папа — президент журфака МГУ, еще не делает человека ни плохим, ни экспертом) Посыл — надо смотреть в будущее, бензиновым автомобилям (как и автомобилям вообще) приходит конец — он в целом верен. Остальное (вкупе с призывами не волноваться за завод) — не настолько монолитно. (А я ведь говорил — пора Поладу электровелосипеды выпускать))
В общем, классическая песня «Что ты знаешь обо мне, чтобы говорить, кто я?)»

А «Понедельнику», при всем уважении, пора бы давно поискать экспертов без гуманитарного образования (по слухам, о будущем задумываются не только политики и журналисты). Технологические циклы дольше медийных и электоральных. Последнее интервью с Кардановским, к примеру, в «Аргументах и фактах» вполне адекватно. А ведь еще есть куча адекватной профессуры в городских университетах, инженерные кадры заводов…
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 08:10
+
0
«Если говорить об электромобилях, то для российского рынка это очень нишевый сегмент, потребители сейчас особо не ждут этого и им это не нужно» — из последнего интервью Сергея Целикова газете Автосреда.
Сможете опровергнуть?)
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 08:18
+
0
А я-то тут причем? Я про электровелосипеды говорил, это немного разные технологии)

Электромобиль, который сейчас вроде бы запущен — пока очень первая ласточка. Цена высокая, технология не обкатана, инфраструктуры нет. Важно понимать, что при правильном приложении усилий цена будет падать, технология — совершенствоваться, а инфраструктура — появляться.
Хотя есть вариант гибрида, который тоже остается в разработке. Перелома не произошло.
А вот у бензинового автомобиля уже по многим параметрам будущего не видно)

Однако я бы себя не стал называть специалистов в области авто, а предложил бы PINGvinу зазвать на дежурство кого-то из бывших или нынешних конструкторов или инженеров завода.
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 08:23
+
+2
Можно пригласить например конструктора е-мобиля и вазовского конструктора. И я посмотрю как наш прохоровского пи… добола разделает.
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 08:30
+
0
Было бы здорово!
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 08:31
+
0
И я посмотрю как наш прохоровского пи… добола разделает.
Михаил, не боитесь, что получится с точностью до наоборот? Мне, как говорил Хрюн Моржов, «Лада-Гранта» не внушаеть!
avatar

de_Gauss

  • 21 марта 2011, 08:44
+
0
Гранта как минимум уже реальный автомобиль. Который (по заявленной цене) будет уходить влет сегодня.
А е-мобиль это что?
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 08:47
+
0
А е-мобиль это что?
-Что то очень похожее на ВАЗовский «Проект С» купе.
avatar

bubur

  • 21 марта 2011, 08:57
+
0
Future shorts: Головоломки.))
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 09:01
+
0
В НТЦ есть (был, во всяком случае) очень умный человек Анатолий Николаевич Москалюк. Этот, наверняка, в теме. Сейчас, наверное, уже доктор наук.

Из тяжеловесов можно пригласить Прусова Петра Михайловича — это гений мирового автопрома, автор нового стиля в мировом автомобилестроении, который открыла «Нива».

Уникальный спец Козенков Валерий Павлович — главный конструктор ВАЗ 2110.

Если не разогнали, в НТЦ был отдел электромобилей. Энтузиасты были… Сейчас не знаю.
avatar

ciphronaut

  • 21 марта 2011, 16:51
+
0
А у меня вопрос к профи на сайте и всем, кто в теме. Вот Галина Дмитриева писала статью: «ВАЗ. стратегия катастрофы». Я её не читала, не осилила, но примерно представляю, о чём там шла речь. Так вот — статья сбывается или не сбывается этот аналитическо-политический прогноз, кто скажет мне?

Сбывается ли написанное оттуда, из статьи?
avatar

Belozerova1

  • 21 марта 2011, 08:41
+
0
Слухи:«Рено-ниссан не будет выкупать акции Автоваз»???
avatar

bubur

  • 21 марта 2011, 09:00
+
0
Японцы тормознули вроде. В связи с трагедией.
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 09:02
+
0
Интересно, автозаводы японские попали в зону заражения или нет? Просто если предположить что радиация «накрыла»заводы… Тогда им срочно нужны будут площадки для сборки ,,, интересная картина получается!
avatar

bubur

  • 21 марта 2011, 09:09
+
0
У них на паре заводов на северо-востоке после землетрясения даже пожары были. Но попали ли они в зону заражения не знаю.
avatar

mihail

  • 21 марта 2011, 09:25
+
+6
Слушал я «лекцию» этого кренделя Засурского в ТАУ, года четыре назад. Типичный образец молодого, столичного, либерального циника. Папа — вечный декан журфака МГУ смог передать связи и возможности, а также защитить чадо на случай глупостей и случайностей молодости.

Сам, пан Засурский, четыре года назад, произвел отталкивающее впечатление, как лектор. Менторский тон, деланное удивление от того, что аудитория не читала Маршалла Маклюена… Плюс очень примитивные бытовые примеры, жаргонизмы и штампы.

Я не берусь судить о достоинствах как продюсера, зав. кафедрой. Просто человек красовался пред всеми, вещал истины и получал деньги за свой треп, из которого мало что можно было извлечь, потому что все было достаточно спорно.

Вот и советы по части ВАЗа. А здесь речь идет и о ВАЗе и Тольятти одновременно. Суть ВАЗ-завод и Тольятти-город это нечленимый феномен. Сделать Тольятти городом дизайнеров? Хм… Это нынешние, тольяттинские дизайнеры не позволят.: ))
Нет в Тольятти поддерживающей инфраструктуры для таких проектных идей, что предлагает филолог-завкафедрой-редактор.
Проще остаться в рамках города автомобилестроителей. Хотя Засурский прав — нужно менять направления и тренды. Только кто позволит и даст деньги, на необходимый НИОКР? Вернее кто ответственно подставит свою репутацию под удар, для продвижения перспективной идеи? Опять ведь московские рейдеры любое стоящее дело «возглавлят-обезглавят».
Да и нет, ни местного, ни пришлого супергероя.
Тут нужна популярная, сильная фигура обладающая интеллектом, харизмой, влиянием, дипломатией и … моральным авторитетом. Такой фигуры я не вижу. Может Засурский знает?
avatar

Aceton

  • 21 марта 2011, 09:12
+
0
У вас получился 100% портрет российского бытия на 2011 и последующие годы!
avatar

Aladin

  • 21 марта 2011, 09:31
+
0
Что в Тольятти есть:

2. Большое количество промышленных площадей с инфраструктурой (сети, транспорт, связь)
1. Большое количество людей, получивших хорошее техническое образование и умеющих его применять (увы, в моем поколении таких меньше)
3. Довольно продвинутую социокультурную сферу, которая в условиях хронического не- и недофинансирования выдает немалые результаты.

Это неплохо. А про плохое тут уже писали все, кому не лень) Может, кто-то продолжит список хорошего?)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 09:32
+
+1
Лучшая в России ТПП + активный Меркурий-Клуб

Первая в России федеральная сеть магазинов «Бегемот» (50 магазинов) + франшиза «Бегемотик», которая пошла из провинции.

3 народный артиста России: Князев, Дмитриев

Технический музей
avatar

ciphronaut

  • 21 марта 2011, 17:13
+
0
Плюсую за конструктив)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 19:40
+
0
В качестве ответа на вопрос о фигурах — парад умов из «Понедельника»
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 09:34
+
0
Слушал я «лекцию» этого кренделя Засурского в ТАУ, года четыре назад.

В ТАУ преимущественно таких и зовут, они на них просто молятся…
avatar

nazxul

  • 21 марта 2011, 09:43
+
0
Да, насаждение американских морально-нравственных ценностей в ТАУ процветает: продвижение себя любой ценой, снобизм, высокомерие, откровенное позёрство.
Хотя, признаю: умение отделять зерна от плевел и навыки самоорганизации дают неплохие.
avatar

Visson

  • 21 марта 2011, 15:05
+
0
Да и нет, ни местного, ни пришлого супергероя. Тут нужна популярная, сильная фигура обладающая интеллектом, харизмой, влиянием, дипломатией и … моральным авторитетом.


Почему это не Волошин?

Популярный, сильная харизматическая личность, креативный интеллектуал, влиятельный и обоятельный, дипломат, вызывающий доверие как раз своим моральным авторитетом.
avatar

ciphronaut

  • 21 марта 2011, 17:05
+
0
Соглашусь с Вами, Волошин, действительно, харизмаТИЧНАЯ и обАятельная личность!
avatar

Visson

  • 21 марта 2011, 17:16
+
0
Жалко смайликов нет «стыдно».
avatar

ciphronaut

  • 21 марта 2011, 17:46
+
0
Не поняла? За что стыдно? Я знаю г-на Волошина с 1992 года, замечательно-достойный человек! Выделила всего лишь Ваши неточности правописания, считаю, что из уважения к такому человеку нужно писать правильно?
avatar

Visson

  • 21 марта 2011, 18:11
+
0
Мне стыдно за неточности :)
avatar

ciphronaut

  • 21 марта 2011, 18:45
+
0
Если Вы ещё не утратили эту редкую способность, тогда светлое будущее перед Вами…
avatar

Visson

  • 21 марта 2011, 18:54
+
+2
Моя мысль проста. Не волнуйтесь про завод, он уже не ваш, и с ним что-нибудь сделают, так что люди не останутся без работы. Лучше придумайте что-то новое.
Мне понравилось.
Не волнуйтесь про завод — мы у вас его уже украли.
Придумайте лучше что нибудь еще, и если это получится, мы с удовольствием украдем это у вас в последствии. Вы только не волнуйтесь!
avatar

ipolit

  • 21 марта 2011, 09:40
+
0
Это Вы Сергея Лаврова перефразировали?)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 09:43
+
0
Я конечно иногда заглядываю на лукоморье, но постоянным читателем того ресурса не являюсь
avatar

ipolit

  • 21 марта 2011, 09:45
+
0
дипломат Лавров тоже, я думаю. Просто Ваш комментарий напомнил знаменитый ответ «Who R U 2 F.G lecture me»)
А на LM просто тема раскрыта подробно.
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 09:47
+
0
Прочитал по ссылке. Не понял каким образом ваш мозг связал мой текст с Лавровским «fucking lecture»
avatar

ipolit

  • 21 марта 2011, 09:48
+
0
По смыслу, по смыслу)
На самом деле, шучу.
К Лавровскому ближе коммент Aceton'a
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 21 марта 2011, 09:49

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet