"… Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще..."
Из «Википедии»: «Иван Засурский – известный российский журналист, кандидат филологических наук, преподаватель, продюсер, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, создатель и главный редактор деловой онлайновой газеты «Частный Корреспондент». «ПН» воспользовался давними дружескими связями с господином Засурским и попросил его стать колумнистом нашего очередного спецвыпуска. И вот что из этого вышло.
Считается, что москвичи не любят «Жигули», а в Тольятти москвичей терпеть не могут. В моем случае оба этих утверждения несправедливы. Мало того, что я сам покупал кучу «Лад» («пятерку», «восьмерку», два раза «Ниву»), так я до сих пор считаю, что LADA 2108 – лучшая русская машина ever made (не считая «Нивы» 4х4, если бы там сделали нормальную раздатку). Да и в Тольятти ко мне хорошо относятся – я приезжал с лекциями, и не раз, и мне все очень понравилось. У меня есть друзья в Тольятти, которых я знаю много лет, и я могу сказать, что со стороны ваш город кажется вполне современным и хорошо отстроенным (особенно если не принюхиваться по дороге через Обводное шоссе в аэропорт).
В общем, вы живете в одном из самых мощных городов России наряду с Екатеринбургом, который, кстати, по-хорошему Ельцин и должен был сделать столицей новой России – и тогда уже точно власть не досталась бы ни коммунистам, ни чекистам, и сам бы Борис Николаевич не спился и не плакал бы в полночь между столетиями по центральному телевидению.
Еще считается, что Тольятти намертво связан с АВТОВАЗом – дескать, судьба города полностью зависит от автозавода. В самом деле, если посмотреть на статистику, то получается, что из 700 с лишним тысяч жителей города непосредственно на заводе работает порядка 100 тысяч человек (хотя со всеми программами по сокращению персонала сейчас уже трудно понять, сколько именно), а с членами их семей и работниками смежников вроде как получается от трети до половины города заняты производством автомобилей и всем, что с ними непосредственно связано.
Но я хочу вам всем сказать: не верьте в эти лукавые цифры. Автозавод уже сделал свое дело – собрал всех вас вместе в этом городе, построил дома и всех поселил. Теперь, как мне кажется, завод в его сегодняшнем виде скорее производит проблемы для Тольятти, чем способствует их решению. А логика про градообразующее предприятие – просто враждебный мем, который усиленно использовали ваши местные и наши московские лоббисты, когда выкачивали под этим предлогом деньги из Москвы, что в итоге и погубило завод.
Я знаю людей Тольятти. Это сильные люди. Отличная смесь – русские, немцы, татары, куча других амбициозных приезжих со всех концов страны. Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще. Все эти организации представляют собой архаичных мастодонтов, которые используют свое медленно подтачиваемое временем и технологиями влияние для того, чтобы остановить историю в доступных им пределах.
Главный же капитал Тольятти, как и России, – это не старые кирпичные руины или бетонные многоэтажки и даже не трубы. Это люди. А люди, как я уже говорил, в Тольятти сильные и мудрые, потому что вы совмещаете в себе городские ценности поздней индустриальной культуры с интересом к природе, который выражается в бесконечных походах, гитарных фестивалях и проч. – вполне себе «аватарный» микс. Тольятти готов к будущему. Другое дело – готов ли завод?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется сказать несколько неприятных вещей. К сожалению, АВТОВАЗ – это типично русский бизнес, вроде «РосПила», придуманного блоггером Навальным. Где все те электрические машинки, которые студенты ТГУ могли бы делать как курсовые работы на третьем, четвертом и пятом курсе, защищая итоговый прототип как диплом? Где все те гибридные системы привода, которые могли бы если не опередить Lexus, то хотя бы идти в ногу с Renault? Почему даже пластиковые кузова, как на «Трабанте», там так и не научились делать?
Потому что все это время люди в Тольятти, завязанные на завод, делали то же, что и миллионы госслужащих и работников госкомпаний, а также крупного бизнеса (увы, даже местных филиалов международных компаний) – он воровали все то, что плохо лежит, и бились за то, чтобы сохранить свое место в цепочке. Поэтому я говорю: будущее Тольятти не так уж сильно зависит от завода. Другое дело, что завод построил город, но за последние десять лет он же его чуть не погубил.
Я вам скажу по секрету. Не так уж важно, что будет дальше с заводом. С ним все будет хорошо в том смысле, что не Renault, так Nissan, не Nissan так GM, или какой-нибудь Fiat, или Mitsubishi, или даже Volkswagen – кто-то обязательно воспользуется толпой «синих воротничков» на низкой зарплате, только вам это уже ничего не даст. Это прошлое, как социальная программа. Вообще машин-то нужно поменьше, а уж на бензине – точно. Если уж делать, так хотя бы «Ё» как у Прохорова, который почему-то не хочет идти в Тольятти. Почему? Может быть, потому, что он тоже понимает, что завод, на который у всех все завязано, – это ад, кошмар, беспредельная муть. Количество средств и усилий, необходимых для приведения завода в XXI век, которые придется потратить тому, кто прельстится готовой производственной площадкой, скорее всего, больше, чем стоимость строительства новой площадки с нуля.
Моя мысль проста. Не волнуйтесь про завод, он уже не ваш, и с ним что-нибудь сделают, так что люди не останутся без работы. Лучше придумайте что-то новое. Этнические марки одежды. Экологически чистую косметику. Специальный набор для преобразовании «классики» или моей любимой «восьмерки» в гибридный автомобиль, запасающий энергию торможения с задних колес в багажник и подключающий те же задние колеса для ускорения разгона и для проходимости. Или еще хоть что-нибудь, что сделает чью-то жизнь лучше или интереснее.
_________________________________________________________
Газета «Понедельник», № 9 (428), 21 марта 2011
Комментарии (39)
Скорее всего, подразумевается речь под бой курантов в Новогодье. Дайте кто-нибудь ссылочку на ролик Ютубе, плиз!
Belozerova1
Zoom-Zoom
bubur
Взгляд хиппи на все мировые проблемы: очень поверхностно и не по делу.
de_Gauss
В общем, классическая песня «Что ты знаешь обо мне, чтобы говорить, кто я?)»
А «Понедельнику», при всем уважении, пора бы давно поискать экспертов без гуманитарного образования (по слухам, о будущем задумываются не только политики и журналисты). Технологические циклы дольше медийных и электоральных. Последнее интервью с Кардановским, к примеру, в «Аргументах и фактах» вполне адекватно. А ведь еще есть куча адекватной профессуры в городских университетах, инженерные кадры заводов…
Ivan_Burduh-Ali
Сможете опровергнуть?)
mihail
Электромобиль, который сейчас вроде бы запущен — пока очень первая ласточка. Цена высокая, технология не обкатана, инфраструктуры нет. Важно понимать, что при правильном приложении усилий цена будет падать, технология — совершенствоваться, а инфраструктура — появляться.
Хотя есть вариант гибрида, который тоже остается в разработке. Перелома не произошло.
А вот у бензинового автомобиля уже по многим параметрам будущего не видно)
Однако я бы себя не стал называть специалистов в области авто, а предложил бы PINGvinу зазвать на дежурство кого-то из бывших или нынешних конструкторов или инженеров завода.
Ivan_Burduh-Ali
mihail
Ivan_Burduh-Ali
de_Gauss
А е-мобиль это что?
mihail
bubur
mihail
Из тяжеловесов можно пригласить Прусова Петра Михайловича — это гений мирового автопрома, автор нового стиля в мировом автомобилестроении, который открыла «Нива».
Уникальный спец Козенков Валерий Павлович — главный конструктор ВАЗ 2110.
Если не разогнали, в НТЦ был отдел электромобилей. Энтузиасты были… Сейчас не знаю.
ciphronaut
Сбывается ли написанное оттуда, из статьи?
Belozerova1
bubur
mihail
bubur
mihail
Сам, пан Засурский, четыре года назад, произвел отталкивающее впечатление, как лектор. Менторский тон, деланное удивление от того, что аудитория не читала Маршалла Маклюена… Плюс очень примитивные бытовые примеры, жаргонизмы и штампы.
Я не берусь судить о достоинствах как продюсера, зав. кафедрой. Просто человек красовался пред всеми, вещал истины и получал деньги за свой треп, из которого мало что можно было извлечь, потому что все было достаточно спорно.
Вот и советы по части ВАЗа. А здесь речь идет и о ВАЗе и Тольятти одновременно. Суть ВАЗ-завод и Тольятти-город это нечленимый феномен. Сделать Тольятти городом дизайнеров? Хм… Это нынешние, тольяттинские дизайнеры не позволят.: ))
Нет в Тольятти поддерживающей инфраструктуры для таких проектных идей, что предлагает филолог-завкафедрой-редактор.
Проще остаться в рамках города автомобилестроителей. Хотя Засурский прав — нужно менять направления и тренды. Только кто позволит и даст деньги, на необходимый НИОКР? Вернее кто ответственно подставит свою репутацию под удар, для продвижения перспективной идеи? Опять ведь московские рейдеры любое стоящее дело «возглавлят-обезглавят».
Да и нет, ни местного, ни пришлого супергероя.
Тут нужна популярная, сильная фигура обладающая интеллектом, харизмой, влиянием, дипломатией и … моральным авторитетом. Такой фигуры я не вижу. Может Засурский знает?
Aceton
Aladin
2. Большое количество промышленных площадей с инфраструктурой (сети, транспорт, связь)
1. Большое количество людей, получивших хорошее техническое образование и умеющих его применять (увы, в моем поколении таких меньше)
3. Довольно продвинутую социокультурную сферу, которая в условиях хронического не- и недофинансирования выдает немалые результаты.
Это неплохо. А про плохое тут уже писали все, кому не лень) Может, кто-то продолжит список хорошего?)
Ivan_Burduh-Ali
Первая в России федеральная сеть магазинов «Бегемот» (50 магазинов) + франшиза «Бегемотик», которая пошла из провинции.
3 народный артиста России: Князев, Дмитриев
Технический музей
ciphronaut
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
В ТАУ преимущественно таких и зовут, они на них просто молятся…
nazxul
Хотя, признаю: умение отделять зерна от плевел и навыки самоорганизации дают неплохие.
Visson
Почему это не Волошин?
Популярный, сильная харизматическая личность, креативный интеллектуал, влиятельный и обоятельный, дипломат, вызывающий доверие как раз своим моральным авторитетом.
ciphronaut
Visson
ciphronaut
Visson
ciphronaut
Visson
Не волнуйтесь про завод — мы у вас его уже украли.
Придумайте лучше что нибудь еще, и если это получится, мы с удовольствием украдем это у вас в последствии. Вы только не волнуйтесь!
ipolit
Ivan_Burduh-Ali
ipolit
А на LM просто тема раскрыта подробно.
Ivan_Burduh-Ali
ipolit
На самом деле, шучу.
К Лавровскому ближе коммент Aceton'a
Ivan_Burduh-Ali
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.