Вице-президент ТПП Тольятти, руководитель проектов tlttimes.ru,
Ухтыахты.рф, Кампус открытых игр «Антиматрица»
Виктор Шамрай поделился своим мнением о текущей ситуации с автомобильной газетой «Автосреда». Материал можно прочитать в свежем номере газеты и на ТлтТаймс.ру
Люди делятся на тех, кто действует, и тех, кто ждёт. Ожидание точно не в характере нашего сегодняшнего собеседника – каким-нибудь делом он занят всегда. Знакомьтесь: вице-президент ТПП Тольятти, руководитель проектов tlttimes.ru, ухтыахты.рф, Кампус открытых игр «Антиматрица»
Виктор Шамрай. Социолог и политолог, в прошлом заместитель мэра Тольятти и ханты-мансийского города Нягань, руководитель проекта по имиджевой политике ОАО «АвтоВАЗ»…
Виктор Николаевич, «АвтоСреда» – газета специфическая, поэтому начну с традиционного вопроса: как относишься к автомобилизму? Ездишь ли сам за рулём, какая машина, зачем она тебе?
– Поездил практически на всех вазовских машинах — «пятёрка», «четвёрка», «девятка», «сто вторая»… Сейчас езжу на Freelander. Нравятся дальние поездки, путешествия, он для них замечательно подходит. За этим и нужен. Мобильность – важный фактор жизни.
Ну да, особенно в автостроительном городе… Твоя жизнедеятельность, в общем-то, больше направлена на город и горожан, поэтому скажи своё мнение специалиста: Тольятти – моногород или всё-таки нет? Плохо это, хорошо или безнадёжно? Нужен ли вообще наш город без автозавода?
– Совершенно точно известно, что Тольятти не с автозавода начался. И нет сомнений, что и без автозавода жизнь здесь не закончится. Да, без него она точно изменится. Для кого-то в худшую сторону, для кого-то — в лучшую. Лет двадцать назад такой вопрос, сохранится ли город без автозавода, и в голову-то не приходил — и то, и другое казалось вечным. Сейчас приходит понимание, что это всё-таки разные сущности. Мы как-то наивно продолжаем считать свой город особенным, выдающимся, чуть ли не кормильцем области и страны, столицей отечественного автомобилестроения. А он уже давно обыкновенный середнячок, в котором ничего выдающегося не происходит, который по большинству социально-экономических показателей давным-давно в третьей или четвертой десятке городов, а автозавод стремится вернуть хотя бы 20% рынка. Но всё это не значит, что раз мы не кормим больше область и страну, то город не за что любить. Как раз таким, каким он стал сегодня, его любить и нужно. Полюбите нас чёрненькими…
А нужен ли сейчас город АВТОВАЗу? По действиям нынешнего руководителя складывается впечатление, что г-н Андерссон последовательно абстрагируется от проблем города. Проблема компании — прибыль любой ценой, всё остальное не его дело, каким бы градообразующим ни был автозавод. Это нормально, на твой взгляд?
— История современных городов во всём мире показывает, что развиваются те из них, которые интересны либо бизнесу, либо самим жителям. Масштабы деятельности АВТОВАЗа и той корпорации, частью которой он является, географически гораздо больше города. Понятно и логично с точки зрения руководства завода его прагматичное, так скажем, отношение к городу.
Ну вот посмотрим конкретнее. Производство «Весты» передвинуто в Ижевск, что лишает «тольяттинскую площадку» АВТОВАЗа перспективы. («Икс-Рей» всё-таки машина для более узкого круга потребителей.) ВМЗ и Опытно-промышленного производства больше нет. С завода за два года уволено, сокращено и выдавлено более 20 тысяч человек. Все в город. Не знаю уж, как удалось переменить решение демонтировать линию «Приоры», после чего ещё несколько тысяч работников оказались бы лишними… Это временные трудности кризиса или намеренный курс на сворачивание «тольяттинской площадки», как думаешь?
— По поводу конкретных планов
Бу Андерссона я, конечно, не в курсе, но у меня нет сомнений, что его задача — сделать тольяттинскую производственную единицу экономически рентабельной. И не могу себе представить, что у него при этом (или вместо этого) задание от «мировой закулисы» — закрыть завод, на промплощадке которого работает все еще самое большое число персонала в России. Чтобы накалить в самом большом моногороде накануне самых больших выборов социально-политическую ситуацию. Вот это точно бред!
Как бы там ни было, городу ведь явно всё хуже. Средняя зарплата уже меньше 200 долларов. Безработица растёт, да и у тех, кто при деле, доходы падают катастрофически. Уже даже единороссы, оценивая положение Тольятти, говорят: «в городе п**ец». В городе или городу?
– Любые «средние» от лукавого. Они ни о чём не говорят. Есть сомнение и в их расчётах. Но более объективная статистика у продавцов всего и вся — и да, она говорит о том, что покупают значительно меньше. Даже хлеба, чего не бывало в предыдущие кризисы… Ещё быстрее и сильнее изменяются настроения и ожидания. У людей, которые не уверены в ближайшем будущем, у которых нет доходов, или они уменьшились, или есть, но непостоянные (в социологии появился термин для их определения — «прекариат»), основные эмоции — страх и тревога. Весь АВТОВАЗ с переводом на 4-дневку можно считать прекариатом. Весь малый и средний бизнес там же. Бюджетники в пограничном состоянии…
И что со всем этим делать? Другая сторона вопроса – КТО что тут может сделать? АВТОВАЗ от города подчёркнуто отдаляется. Местная власть разводит руками. Областное правительство что-то бодро говорит общими словами, но пока все программы трудоустройства в основном сводились к временным «благоустройственным» работам с мизерными зарплатами. Премьер Медведев недавно пообещал автопрому господдержку в 50 млрд., да ещё и в честь 50-летия ВАЗа, видимо, какое-то финансирование предполагается… Но уже ведь были и прямые вливания в АВТОВАЗ неоднократно – чем это помогало городу? Какая надежда, что в этот раз поможет и как именно должно помочь?
– Вот точно так, как постепенно «расклеилось» представление о том, что город не может без завода и завод без города, — так же надо «отделить» в своих головах ожидание, что вот-вот этот ужас закончится и снова заживём (потому что Андерссона уйдут, Путин пожалеет, Обама сгинет), от того, что ты сам готов сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Ничего не ждать! Если готовиться к худшему — с лучшим справиться будет легче. Как готовиться? Ну, кто-то продолжит закупать гречку и спички. Кто-то берёт кредиты и покупает технику. Кто-то собирает информацию о том, кому и где на Руси жить хорошо — и готовится к переезду в эти славные места. Кто-то чему-то учится… Не факт, что именно эти «рецепты» помогут. Нет и универсального средства типа «завтра здесь будет ТОР — территория опережающего развития» и будет снова всем счастье. Но шанс есть у любого, кто действует. Ещё больше шансов, на мой взгляд, у тех, кто не просто ищет, а сам меняется. Шансов нет у того, кто ждёт. Город уже стал другим. Основные заводы стали другими. Люди тоже должны сменить свои представления о городе и своём месте в нем. Нам давно уже никто ничего не должен. Мы все оказались в драматичной, но в то же время образовательной ситуации. Образование это далеко не бесплатное, к моему глубокому сожалению. Платить придётся всем, а кто-то (например, работники АвтоВАЗагрегата) уже это на себе ощутил.
Через пару месяцев начнётся предвыборный гон, и опять все будут критиковать то, что есть, и трепаться о том, как надо. А может ли объективно в нынешних условиях на что-то серьёзно влиять местная власть — дума, мэрия? Или всё это уже фарс и без смены самой системы распределения полномочий и финансов ничего не изменится?
– Что значит «серьезно влиять»? На что? На кого? Попробуем выделить самые важные для человека ценности, это как раз сделать нетрудно. 1. Безопасность жизни — чтоб не умереть с голоду и чтоб не убили просто так, кто попало. 2. Удобство жизни. 3. Её разнообразие. На какие из этих базовых ценностей нацелена деятельность местной власти или чья-нибудь вообще? Какими возможностями эти наши «помощники» располагают? И только затем (что как раз для выборов важно) — обладают ли они необходимыми компетенциями и желанием на что-то в городе влиять? Теперь давайте помечтаем и представим, что с завтрашнего дня все налоги остаются в городе. Представили? А теперь ответим на вопрос: что после в городе изменится? В то же время нам известно, что где-то рядом (в Казани) или где-то далеко (в Тюмени, в Калуге, в Белгороде) при всех тех же «вводных» жизнь города устроена иначе. В чем разница? Ответ простой — там другие люди принимают решения. Предстоящие в сентябре выборы, кстати, не «про города», и к местному самоуправлению даже теоретически они отношения не имеют. Выборов же мэра в Тольятти, согласно изменениям в уставе города, больше не будет.
Так, ладно. А простые люди, без полномочий, – могут что-то, кроме болтовни на всяких интернет-форумах? В состоянии они изменить что-либо в имеющейся среде? Или только собственную участь?
– При всём негативе, которым переполнен интернет, мне не кажется «болтовней» обсуждение происходящего в городе в соцсетях. За этой «болтовней» мне видится, например, неравнодушие. Там же собираются подписи в поддержку принятия или против какого-то законопроекта. Очень много людей оказывает поддержку нуждающимся в срочной, действенной помощи. Все это — необходимый опыт и шаги к осознанию того, что и мы, оказывается, кое на что влиять можем, от нас иногда, между прочим, зависит жизнь человека. Другое дело, что между примериванием на себя роли «профессионального горожанина» и реальным влиянием на процессы, с городом происходящие, если не историческая пропасть, то десятилетия. Первопроходцами здесь будут те, кого принято называть «городскими активистами», — кто сажает лес, спасает животных, кормит бездомных, разбивает клумбы у подъездов и т.д. Они берут на себя посильную ответственность и отвечают за какое-то близкое душе дело. Так вот: только тогда жители смогут влиять на судьбу города, когда у большинства из них будет такая ответственность.
Давай представим на минутку самое плохое – АВТОВАЗу конец. Обанкротился. Что тут делать и какой прогноз? Ты на севере, думаю, не раз видел городки, из которых ушла жизнь после того, как отпала надобность производства там. У Тольятти в случае потери ВАЗа будет такая же судьба или видится что-то иное?
– За всю историю человечества сам по себе, без извержения вулкана, наводнения, землетрясения или набега варваров, не сгинул ни один большой город. А Тольятти с 700-тысячным населением — конечно, большой. И он не на труднодосягаемой окраине мира, куда доставка ресурсов дороже содержания населенного пункта… Не промышленностью единой жив город. Скорее, наоборот: чем быстрее расстаётся современный город с промышленностью, тем больше у него шансов обрести новую судьбу. Держаться за то, что в обозримой исторической перспективе этой самой перспективы не имеет, — значит консервировать отсталость. «Город-сад», «город-предприниматель», «образовательный центр» — чем такое будущее города хуже промышленного?
Григорий Эмин, газета «АвтоСреда» №3 (260) от 3.02.2016 г.
Комментарии (15)
Santa
унылая демагогия
robocop
Вопрос какую тогда судьбу она обретет?
Мне кажется это такой дикой безграмотностью, как такое может прийти человеку в голову?
robocop
Ivan-Bezdomnyj
LazyCat
Santa
LazyCat
Santa
LazyCat
Скорее, наоборот: чем быстрее расстаётся современный город с промышленностью,
тем больше у него шансов обрести новую судьбу».
Афтар, как и все «либЕры», исповедует философию одного «Нобеля» по экономике.
Тот двинул постулат о том, что:
— любым сырьевым странам,
делающим бизнес только на сырье,
ИМ НЕ НУЖНЫ:
— Народ с социалкой,
— Инфраструктура современной жизни,
— Промышленность с ея инфраструктурой и тд. и тп.
Для таких стран ВСЁ это:
— Нагрузка на себестоимость продукции.
Для таких стран, для максимальной выгоды, достаточно иметь затраты на:
— Геологоразведку;
— Добычу;
— Транспортировку;
— Охрану;
— Маркетинг;
— Банковское обслуживание и тп.
Это, в открытую, исповедовали Гайдар&Чубайс.
Это, втихаря, исповедуют их преемники:
— кабинет во главе с Медведевым.
Так, что наш народ,
да и сама Рассея,
— это нагрузка на себестоимость
получаемой прибыли правителями Рассеи.
Капитализм на дворе, батенька!
«А за Державу обидно»!
Aladin
Подробнее на РБК:
www.rbc.ru/rbcfreenews/56b44fa69a7947560c373864
О КАК!!)))
Santa
как и сегодняшние либЕра.
Нет, чтобы полученную прибыль направить,
вместо кармана олигаров,
на развитие Родины.
Так он же предлагает Родине стагнацию!
И это путинские носители
национальной идеи — типа патриотизм?
Хорошая же кампания по патриотизму
собралась в Кремле под флагом путина!
«А за Державу обидно»!
Aladin
В Госдуме раскритиковали идею депутата от «Справедливой России» Олега Пахолкова запретить экспорт нефти.
По мнению его однопартийца, председателя комитета Госдумы по экономполитике Анатолия Аксакова, в случае прекращения продажи нефти за рубеж Россия «сама себя высечет». «Предложение о структурной перестройке экономики, если это имел в виду Пахолков, правильное как посыл, но средство для достижения, на мой взгляд, ошибочное, поскольку нам нужно как раз сконцентрировать ресурсы на переработке, на машиностроении, но для начала эти ресурсы надо иметь, а без нефтяных доходов их не будет, и получится, что мы сами себя высечем», — пояснил он (цитата по ТАСС). Он напомнил, что доходы от экспорта углеводородов составляют почти 50% от всех доходов российского бюджета.
Подробнее на РБК:
www.rbc.ru/rbcfreenews/56b476869a7947853c4285b1
Santa
Beashen
55555
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.