После «Распадской» зарплаты вазовцев могут вырасти вдвое
|
|
На этой неделе профсоюзный комитет «Единство» заявил о том, что попросил Владимира Путина установить нижний предел месячной заработной платы низкоквалифицированного рабочего ОАО «АВТОВАЗ» на уровне 25 000 рублей. Аргументом данного обращения стали предвыборные заявления «Единой России» трёхлетней давности и административные рычаги, которыми нередко пользуется председатель правительства.
Избавились от балласта
По данным председателя профсоюза «Единство» Петра Золотарёва, основная масса работников ВАЗа получает в среднем от 10 000 до 13 000 рублей. Отдельные работники, возможно, получают больше. И есть те, которые ущерб своему здоровью в выходные работают, чтобы увеличить свои доходы. После уменьшения численности работающих на ВАЗе объёмы производства увеличились, а нагрузка на оставшихся работников возросла. Однако зарплата на урочное время не возросла, говорит Золотарёв.
2008 год АВТОВАЗ завершал с общей численностью работников 104 209 человек. На 1 июля 2009 года фактическая численность персонала составляла уже 102 тысячи человек, на конец января 2010 года – 80 тысяч 100 человек при нормативной численности, установленной внутренним приказом, 71 260 человек.
По мнению акционера ОАО «АВТОВАЗ» Юрия Целикова, назначенный осенью президент компании Игорь Комаров успел сделать для завода много хорошего: «Он взял на себя ответственность по сокращению бездельников. На ВАЗе было очень много балласта, и это знали, но все боялись сказать это вслух. И ещё он (Комаров – авт.) практически в 2 раза сократил зарплату всему менеджменту – это тоже существенно, немножко сократил количество чартерных рейсов в Москву».
Кроме того, была сокращена зарплата руководящего состава на 20%. В сентябре прошлого года утверждена новая структура АВТОВАЗа – с 12 до 7 уменьшено количество уровней управления, с 37 до 27 сокращено число дирекций, в 2,5 раза уменьшилось количество вице-президентов (сейчас их 12 – авт.), рассказали в пресс-центре завода.
Чистый «популизм»
Предыдущий президент Волжского автозавода Борис Алёшин перед своим уходом 23 июня 2009 года подписал приказ № 310 «О введении режима неполной рабочей недели». Объяснялось это новшество изменением организационных условий труда, необходимостью жёсткой экономии затрат на производство и желанием сохранить рабочие места. Но особенность документа заключалась в отмене оплаты простоя. То есть приказ подразумевал выплату зарплаты только за фактически отработанное время, никаких 2/3. 6 августа и 17 октября 2009 года оппозиционный Волжскому автозаводу профсоюз «Единство» провёл митинги. Одним из требований было установление минимального размера оплаты труда рабочих и ИТР ОАО «АВТОВАЗ» на менее 25 000 рублей.
Но воз и ныне там, в противном случае не родилось бы письмо Путину. Поводом для него стало решение вопроса о повышении заработной платы шахтёрам. «Нам известно, что профсоюзы шахтёров задолго до последней трагедии на шахте «Распадская» требовали от работодателей изменить систему оплаты труда шахтёров и увеличить их уровень заработной платы. Но работодатели отвергали предложения профсоюзов, мотивируя это тем, что нет необходимости в изменениях, а также отсутствием финансовых средств. Проводимые по этому поводу забастовки подавлялись, а организаторы преследовались. И только после трагедии на шахте «Распадская» требования шахтёров удовлетворяютя столь странным способом. Вы решили установить нижний предел месячной зарплаты шахтёра не менее 40 000 рублей», — комментирует решение Путина Пётр Золотарёв. В заключительном абзаце письма «Единство» чётко сформулировало, чего же оно хочет от председателя правительства РФ: «Установить нижний предел месячной заработной платы низкоквалифицированного рабочего ОАО «АВТОВАЗ» не ниже 25 000 рублей, при этом сохранить существующую тарифную систему дифференциации заработной платы работников». Глава официального вазовского профкома Николай Карагин назвал поступок Золотарёва популизмом и признался, что последний раз заработную плату на Волжском автозаводе повышали с 1 июля 2008 года, но вместе с тем повторить этот номер в текущем году будет трудно. «Мы ведь только что, вот буквально более-менее стали стабильно работать, увеличились продажи, вышли на работу с полной нагрузкой, и, конечно, экономика завода ока ещё не стала стабильно положительной. Поэтому сложно, конечно, сейчас говорить, но, если в январе была средняя зарплата по заводу 3 тысяч рублей, а сейчас 17 700, рост на 4700 рублей – это всё-таки довольно-таки приличный рост за счёт того, что стали работать по полной программе, стали реализовывать работы по субботам за двойную оплату, что дало прибавку». По мнению одного из источников на АВТОВАЗе, повышение зарплат автоматически увеличит себестоимость продукции предприятия. «Ведь на неё ещё накручивается 35% налогов. В итоге, каждый рубль в зарплате даёт 1,5 рубля прироста себестоимости. Рост зарплаты не может быть бесконечным – иначе автомобили ВАЗа просто станут неконкурентоспособными». Тем не менее, Петр Золотарёв надеется на положительный ответ, ссылаясь на опыт зарубежных компаний. В свою очередь, представители президента уже прояснили, что такие вопросы без руководства завода не решаются (см. комментарии).
Комментарии
Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьер-министра РФ Владимира Путина:
— Как отреагировало правительство на письмо профсоюза «Единство»?
— Вопрос прорабатывается. Поскольку это компания «АВТОВАЗ», то, конечно, в первую очередь нужно вести эти разговоры с руководством компании: это во многом внутрикорпоративный вопрос. Но поскольку обращение поступило на имя Путина, причем оно уже достаточно давнее, как выяснилось, оно прорабатывается.
— А представители других предприятий пишут Владимиру Владимировичу о зарплате?
— Многие о зарплате пишут.
— Есть часть, которая исполняется?
— В таких ситуациях, конечно, она минимальна.
— То есть шансы минимальные?
— Я ещё раз повторю: это зависит от менеджмента компании. Владимир Владимирович не руководит и правительство не руководит работой АВТОВАЗа.
— К нему обратились, потому что он руководитель партии, а партия обещала 25 тысяч рублей в свое время. Правда, это из уст господина Грызлова прозвучало, а не Владимира Путина, но тем не менее…
— В 2007 году был совсем другая конъюнктура. Если бы сейчас сохранялась экономическая конъюнктура 2007 года, в том числе и с точки зрения глобальной экономики и спроса на продукцию АВТОВАЗа, то зарплата рабочих была бы больше, чем 25 тысяч рублей. Но произошёл экономический кризис.
Игорь Ковальчук, президент конфедерации труда России (Общероссийское объединение профсоюзов):
— Как известно, Владимир Владимирович существенно улучшил положение, например, рабочих в Пикалёво, было специальное разбирательство по поводу шахтёров, и там напрямую давались указания о размере заработной платы, несмотря на то, что это частная собственность и частные предприниматели там дела ведут. Поэтому, с практической точки зрения при этой системе управления, когда, так сказать экономика, как сейчас любят говорить, управляется в ручном режиме, написание письма Владимиру Путину – это, возможно, оправдано. Вы живёте в Тольятти и знаете, что 25 тысяч рублей – вовс не уровень чего-то излишнего. Я думаю, что 25 тысяч рублейв Тольятти – это уровень нормальной жизни, поэтому мнение это абсолютно правомерно и с практической точки зрения, и с точки зрения предвыборных обещаний. А вот как на это будет реагировать власть, здесь может быть очень широкий спектр, начиная от того, что власть этого не заметит, и кончая специальными мерами. У нас может быть всё, что угодно, к сожалению.
«Тольяттинское обозрение», №25 (1818), 23 июля, пятница, Екатерина Новицкая.
Комментарии (2)
angry_hungry
Ded_Pikhto
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.