Настроение наших домашних посиделок разделяет и большинство россиян. Так, по результатам соцопроса, проведенного в середине сентября Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина наших соотечественников (47%) считают инфляцию высокой. В июле таких было 35% от опрошенных.
По мнению россиян, больше всего подорожали молочные и мясные продукты — так считают 75% опрошенных. На втором месте по резкому удорожанию числятся овощи и фрукты (68%). Далее идут хлебобулочные изделия (67%), коммунальные платежи (68%), бензин (60%).
Имейте в виду, что это субъективные мнения россиян, связанные с повышением цен и инфляцией. А что касается официальных цифр, то, по данным Росстата, в августе инфляция составила 0,6% (при прогнозе 0,5%), с начала года темпы ее роста достигли 5,4%. Официальный же прогноз остается на уровне 6-7% за год.
Тот же Росстат приводит и другие цифры. Так, по его данным, в августе хлеб подорожал на 2,1% против 0,1% в августе 2009 года. Молоко выросло в цене на 4,1%, кисломолочные продукты — на 3,6%, сметана и нежирный творог на — 3,4%, сливочное масло — на 3,7%.
Какие-то несерьезные показатели, не правда ли? Думаю, каждая хозяйка с чеком на продукты в руке без всякого калькулятора сможет опровергнуть эти цифры и высказать чиновникам все, что она думает по поводу госстатистики. И все же в душе каждого наверняка теплится надежда, что правительство не сегодня-завтра «откроет глаза», стукнет кулаком по столу — и тут же торговцы станут все продавать по очень-очень низким ценам.
Стоит ли этого ждать в будущем и существует ли механизм, способный сдержать рост цен, мы спросили у директора группы компаний «Рынок-Arpo» Сергея Тимофеева, человека, который занимается розничной торговлей уже много лет.
— На нынешний рост цен на продукты влияет сразу несколько факторов.
Во-первых, инфляция, официальный прогноз роста которой составляет 6-7%, в реальности ее рост всегда не¬сколько выше. Нужно отдавать себе отчет, что ежегодное повышение цен на продовольственные товары в раз¬мере инфляции — это норма.
Во-вторых, на рост цен влияет финансовый кризис, а точнее, целый ряд причин, с ним связанных, это и уменьшение объемов производства, и снижение уровня жизни. Кажется, падение покупательского спроса должно способствовать снижению роста цен, но на практике такое случается крайне редко.
Третий фактор, ответственный за удорожание продуктов питания, — засушливое лето. Если сложить все эти факторы вместе, мы и получим тот скачок цен, который произошел за последние месяцы.
Изменились ли предпочтения тольяттинцев в выборе продуктов питания за время кризиса?
— Если судить по розничной торговле наших предприятий, то практически не изменились. Единственное, могу сказать, что с начала этого года у покупателей на 15-20% снизилась популярность колбасных изделий и мясных деликатесов. Еще изменение касается импортных продуктов: с ростом курса доллара они подорожали, и спрос на них упал.
Также в связи с кризисом изменилась психология тольяттинского покупателя. Например, если раньше при выборе продукта одним из важных факторов являлся внешний вид товара, то есть красочная упаковка, то теперь люди охотнее покупают продукты на развес.
Что интересно, торговые сети очень быстро отреагировали на это: стали больше закупать продовольственные товары весовые и производить фасовку сила¬ми персонала магазина. Такая мера позволяет существенно снизить цену товара по сравнению с однотипным, но в дорогой заводской упаковке.
Повышение цен порождает слухи о еще большем повышении цен и дефиците продуктов питании. Насколько они оправданы?
— Я считаю, что рост цен продолжится, но никакого «взлетного» повышения и уж тем более отсутствия каких-то групп продовольственных товаров не будет.
Однако недавний ажиотаж с гречкой говорит об обратном — цены на эту крупу с начала года выросли вдвое, в августе ее цена зашкаливала за 70 рублей, а в Нижнем Новгороде доходила и до 120.
— Повышение цен на гречку — это пример того, как кто-то «грамотно» воспользовался ситуацией с целью получить дополнительную прибыль. Они этого достигли, но!
Сейчас эта гречка лежит на прилавках по 50 с лишним рублей за килограмм, и никто в очередь за ней не встает, тем более за такую цену. Те, кто успел сделать запасы, будет, есть эту гречку еще несколько месяцев и в магазины за этой крупой, понятное дело, ходить не будет. Спрос упадет. К тому времени подоспеет новый урожай. Что придется делать, чтобы восстановить спрос? Правильно – снижать цены.
На фоне неурожая и угрозы дефицита разговоры о государственном регулировании цен становятся все более актуальными. Как вы считаете, сможет ли правительство выполнить свои обещания по поводу сдерживания цен?
— Если будет действовать сугубо административными методами запретов и штрафов — ни за что. Если будет проводить грамотную политику, считаясь с мнениями и нуждами представителей сельского хозяйства, производителей продовольственных товаров, а также продавцов, — возможно.
Снижение цены на товар произойдет только в том случае, если на рынок поступит большое количество такого же товара. Если рынок будет перенасыщен – цена начнет автоматически снижаться. А вот стоит только принять закон, по которому та же гречка не должна стоить больше 20 рублей, — завтра ее на прилавках уже не окажется.
Социальные ярмарки, которые уже традиционно проводятся на территории Тольятти, могут способствовать снижению цен?
— Могут и способствуют. Это одна из мер товарной интервенции, в результате которой происходит снижение цен. Что делает наш Департамент потребительского рынка и предпринимательства? Он открывает для производителей и продавцов территорию города, свободную от арендной платы и ненужных проверок. Взамен от резидентов социальной ярмарки требуется одно: продавать свой товар не выше какой-то установленной планки.
И производители Самарской области, других регионов Поволжья самостоятельно решают, ехать им в Тольятти или нет. Тонкость в том, что уровень должен быть не слишком низким (продавцы должны получать прибыль, не так ли?), но и не слишком высоким, иначе на такие ярмарки никто из тольяттинцев не придет.
И все же уровень слегка завышался, для привлечения большего числа участников ярмарки. Чем больше участников, тем больше предложений. Чем больше предложений, тем ниже цена.
Штука вся в том, что цены снижались во время проведения ярмарок, а не жестко фиксировались администрацией заранее. Если мы сможем так же сработать на уровне страны, цены на продовольственные товары реально начнут падать.
Ваш прогноз по ценам на продукты до конца года.
— Однозначно будут дорожать продукты, изготовленные из зерна, молоко, сыры, растительное и сливочное масло, яйца. Цена на овощи, может, и не вырастет, как раз сейчас идет сбор урожая, и более аргументировано можно будет говорить только через месяц. Колбасные изделия и мясо, скорее всего, останутся на прежнем уровне, с учетом инфляции, конечно.
Вообще, несмотря на не совсем оптимистичный прогноз, тольяттинцам расстраиваться не стоит — как я уже говорил, взлетного повышения цен на продукты не будет, а со временем, по мере насыщения рынка, мы придем к тем ценам, которые устраивают и покупателей, и продавцов.
МНЕНИЕ
Вперед к разбавленному молоку?
Игорь Глазков, директор тольяттинского представительства молокоперерабатывающего завода «Ташлинский»:
— Уже ни у специалистов продуктового рынка, ни у простых потребителей не вызывает сомнений, что нынешняя засуха напрямую повлияла на объемы сбора сырого молока.
Мой прогноз таков. Повышение цен на молочные продукты, к сожалению, будет продолжаться.
Молокоперерабатывающие предприятия будут бороться за каждый литр молока, и в этой борьбе выиграют те, кто будет платить сельчанам «день в день» и самую высокую цену. В результате мелкие переработчики молока могут временно уйти с рынка.
Некоторые молокозаводы станут активно производить восстановленное молоко из порошка. При этом недобросовестные производители для поддержания низкой цены могут не соблюдать технический регламент, т.е. попросту разбавлять порошок «пожиже».
Также, для красивого ценника на полке, уже сейчас в рознице можно встретить пакет молока объемом менее литра, сметану и кисломолочную продукцию весом менее 200 и 500 г. Хотя выглядят эти упаковки как полновесные.
Замечу, что МПЗ «Ташлинский» не выпускает восстановленное молоко и не лукавит с упаковкой. Рекомендую потребителям внимательно читать этикетки и не переплачивать за восстановленное молоко и неполновесную упаковку.
Текст: Сергей Мясников
Газета «Город на Волге» №38 (54) от 27.09.2010
Комментарии (4)
А они что-то обещали?
jagg
Dobrovolec
Grizle
Стимулируйте переезд в деревню + занятие с/х и т.д.
Dobrovolec
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.