ФАС России признала областной Минтранс нарушителем закона «О защите конкуренции». Выставленные министерством контракты на ремонт и строительство дорог, общая стоимость которых приближается к одному млрд рублей, как и многие другие крупные заказы, получило госпредприятие «АСАДО».
В ФАС не скрывают, что вмешались в деятельность минтранса после того, как ведомство проигнорировало предписания регионального управления службы. Наблюдатели не верят, что губернатор Владимир Артяков и прокуратура разберутся с нарушениями даже после заявления ФАС РФ, и отмечают, что полноценная конкурентная среда могла бы экономить бюджету области миллиарды рублей.
ФАС России признала Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области нарушителем антимонопольного законодательства в части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции». В контролирующем органе пояснили, что были изучены контракты, заключенные в 2009 году, в рамках которых минтранс объединил в один лот технологически несвязанные работы на автомобильных дорогах общего пользования. Так, в мае единым лотом шли работы по ремонту девяти мостов и четырех участков автомобильных дорог, расположенных в девяти районах Самарской области. Начальная цена контракта — 717,1 млн рублей. Торги, что традиционно для всех крупных тендеров минтранса, выиграло ГКПСО «АСАДО».
Также в поле зрения ФАС попал контракт на работы по установке металлического ограждения на девятнадцати автомобильных дорогах, расположенных в девяти различных муниципальных районах, и нанесение разметки на 130 дорогах и улицах. Начальная цена контракта — 235,9 млн рублей. И в этом аукционе победило «АСАДО». Летом 2009 года самарское УФАС сочло такие большие заказы ограничением конкурентной среды и рекомендовало минтрансу выделить 13 лотов по первому аукциону и 2 лота по второму аукциону. Однако чиновники к мнению надзорного органа не прислушались, и материалы дела были переданы в центральный аппарат ФАС. Год спустя антимонопольное ведомство на самом высоком уровне подтвердило факты ограничения конкурентной среды в сфере дорожного строительства в Самарской области.
Вчера пресс-служба правительства Самарской области пояснила, что предписание антимонопольного ведомства не было выполнено из-за его рекомендательного характера. В ФАС уточнили, что пока каких-либо санкций не последует: контракты нельзя оспорить, они уже исполнены. «Это обозначение позиции ФАС на будущее, предупреждение», — говорят в ведомстве.
Деятельность министерства транспорта и автомобильных дорог уже не раз становилась предметом разбирательств и публичных скандалов. Так, в марте 2009 года прокуратура Самарской области привлекла к административной ответственности и оштрафовала на 200 тыс. рублей главу областного минтранса Валерия Матвеева за то, что ведомство заключило с «АСАДО» четыре госконтракта на сумму более одного млрд рублей не на тендерной основе. В июле того же года Торгово-Промышленная Палата Тольятти пожаловалось в областное УФАС на то, что минтранс формирует слишком крупные лоты и тем самым якобы ограничивает конкуренцию. Спустя месяц депутат Самарской облдумы Александр Колычев создал рабочую группу по проверке деятельности минтранса по строительству и ремонту дорог. Господин Колычев заявил, что группа обнаружила множество нарушений. Среди них — увеличение затрат на строительство, ремонт и проектирование дорог от 15 до 50%, неоднократный ремонт одного и того же объекта, несоблюдение нормативов. В конце 2009 года областная счетная палата проверила деятельность «АСАДО». Аудиторы выяснили, что госпредприятие, вопреки своим уставным задачам, занималось выдачей кредитов, получало крупные госзаказы, не участвуя в торгах и т.д. Результаты проверки направлены губернатору Владимиру Артякову и в прокуратуру Самарской области. Но ни от главы региона, ни от надзорного органа реакции на это не последовало.
«При всех разговорах и посылах Дмитрия Медведева о борьбе с коррупцией принимаемые законы на деле не работают, — убежден депутат Александр Колычев. — В прошлом году рабочая группа составила акт, в котором почти все пункты — о вопиющих нарушениях. Материалы я отправил губернатору — мне не ответили, дельной реакции от генеральной прокуратуры и СУ СКП также не последовало. А если бы не все эти завышения стоимости работ, можно было бы сэкономить 1,5 млрд рублей». В то, что после вмешательства ФАС России облправительство и глава региона примут меры по изменению работы минтранса, депутат не верит. По мнению господина Колычева, «существует круговая порука, которую можно считать коррупционной деятельностью».
Руководитель правового департамента юридической компании «Налоговик» Алексей Львов напоминает о возможной уголовной перспективе дела. «Однако на данный момент и следственный комитет, и областная прокуратура, судя по всему, проявляют благосклонность к самарскому правительству. Об этом говорит и вполне нейтральная позиция следствия в деле о томографах („Ъ“ писал об этом вчера. — „Ъ“). Если ФАС доведет дело до суда и там удастся все доказать и обосновать, то причастным к этому чиновникам грозит не только штраф, но и дисквалификация», — прогнозирует эксперт.
_________________________________________________________
(С) Елена Колычева, «Коммерсантъ-Самара», № 186 (4484) от 07.10.2010
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.