Программа утилизации не помогла дилерам «АвтоВАЗа» повторить его успех. После громких банкротств завод ограничил поставки своим дилерам, и их выручка росла медленнее, чем у «АвтоВАЗа»
Сокращение собственной дилерской сети предусматривает бизнес-план завода до 2020 г. Но уже в следующем году она сократится более чем вдвое: останутся около 50 центров, которые будут обеспечивать примерно 15% сбыта, рассказывал в сентябре вице-президент по продажам и маркетингу Артем Федосов. Из отчета «АвтоВАЗа» по МСФО за первое полугодие стало ясно, почему он торопится: дела у дилерского сегмента идут много хуже, чем у автомобильного.
После запуска в марте программы утилизации продажи «АвтоВАЗа» стали быстро расти: за первое полугодие в России продано 220 774 Lada, на 23% больше, чем годом ранее. Выручка автомобильного сегмента (производство и продажа автомобилей, машинокомплектов и запчастей) прибавила 46% — до 58,8 млрд руб., а убыток по РСБУ сократился в 23 раза до 612 млн руб. Но выручка дилерского сегмента увеличилась на 16,9% до 15,6 млрд руб., а убыток снизился лишь на 14% до 408 млн руб.
Многие дилеры «АвтоВАЗа» оказались в тяжелом положении, а завод им практически не помогал, из-за чего у них были сложности с финансированием, объясняет бывший сотрудник «АвтоВАЗа». Дилерская сеть завода объединена в его 100%-ную «дочку» «Лада-сервис», которая владеет контрольными пакетами акций 77 региональных дилеров. Рыночная доля «Лада-сервиса» к началу 2010 г. сократилась до 17%, говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков, несмотря на банкротство в прошлом году крупных дилеров, включая «Элекс-полюс» и «Инком-авто».
Без поддержки завода многие дилеры «Лада-сервиса» оказались на грани банкротства, автозавод ограничивал им поставки машин и их продажи шли неважно, признает Буренков. Среди них «Саратов-Лада», «Ростов-Лада», «Кубань-Лада», на которые до кризиса приходилась значительная доля продаж, уточняет источник, близкий к «АвтоВАЗу». По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2009 г. выручка «Ростов-Лады» сократилась в 2,1 раза до 668 млн руб., а убыток вырос в 12 раз до 90,6 млн. У «Саратов-Лады» выручка упала в 3,1 раза до 440,5 млн руб., а долг к концу года достиг 285,7 млн.
К концу полугодия мировые соглашения с кредиторами подписали и доля «Лада-сервиса» вновь растет: сейчас она около 25%, уверяет Буренков.
Получить комментарии «Саратов-Лады» и «Ростов-Лады» не удалось. Руководитель отдела маркетинга «Кубань-Лады» Ольга Рогачева подтвердила, что из-за долгов в первые месяцы года «АвтоВАЗ» ограничивал поставки машин компании. «Весной договорились, но возник дефицит машин [из-за спроса в связи с утилизацией], а никаких преференций “АвтоВАЗ” для своих “дочек” не делает», — говорит она.
В кризис стало очевидно, что сеть «АвтоВАЗа» работает неудовлетворительно: дилеры плохо умеют продавать, а многие еще и перегружены долгами, констатирует гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. В такой ситуации «АвтоВАЗ» сильно рисковал бы, если бы не ограничивал поставки. Удовлетворительно работают лишь около 50 компаний «Лада-сервиса», их и оставит «АвтоВАЗ», отказавшись от безнадежных, резюмирует он.
_________________________________________________________
© Алексей Непомнящий, «Ведомости», 13.10.2010, № 193 (2711)
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.