|
В Тольятти собираются всерьез взяться за формирование экологической культуры. О том, для чего это нужно и что будет сделано в этом плане, нам рассказал сопредседатель Международного социально-экологического союза, член Общественной палаты Самарской области, кандидат биологических наук Сергей Симак.
— Одной из главных наших проблем является низкий уровень экологической культуры людей. В конечном итоге все экологические проблемы — и пожары, и несанкционированные свалки, и загрязнения — коренятся именно в низком уровне экологической культуры всех, от школьников до министров. И если мы хотим изменить ситуацию в стране, области, городе, мы обязаны думать о перспективе, о том, как эту культуру формировать. Существует несколько социальных институтов, через которые можно воспитывать: система образования, СМИ и собственно образ жизни. Наиболее интегрированным блоком, на который мы можем реально влиять, является система образования, официально имеющая две задачи: обучения и воспитания. Но мы с вами прекрасно знаем, что учить учат, натаскивают на ЕГЭ, а вот насчет воспитания… Хотелось бы лучше, дипломатично говоря.
Традиционно, когда заходит речь о роли системы образования в формировании экологической культуры, в сознании сразу выскакивает, как чертик из коробочки, учебный предмет «экология». «Вот введем такой предмет, и все сразу станет хорошо». Замечательно, если предмет будет. Но… Во-первых, министерство образования против. Во-вторых, такой предмет уже вводили в 90-е годы. Не помогло. Школьник получает свою «пятерку» по экологии, а затем идет в лес жечь костер, разбрасывая вокруг мусор, или собирать первоцветы. В-третьих: где взять необходимое количество квалифицированных учителей? Когда мы говорим о каком-нибудь предмете, например математике или физике, то достаточно, чтобы 5 или 10 процентов учеников полюбило математику или физику. Чудесно, больше и не надо, не всем быть математиками или физиками, нужны и повара, и музыканты, и юристы. Но когда мы говорим об экологической культуре, мы обязаны ставить вопрос о ее массовости, и я бы даже сказал, тотальности. Мы не можем позволить себе, чтобы 5 процентов были «экологически культурными», а остальные — как получится. То есть стандартные предметные подходы в данном случае не работают. Хорошо, если в какой-нибудь специализированной школе будут готовить тех, кто в будущем станет экологом. Но для формирования массовой экологической культуры необходимы другие — массовые, педагогические — технологии.
— А такие вообще существуют?
— Конечно, причем некоторые, на мой взгляд, наиболее эффективные из них, разработаны в Самарской области. Например, эколого-лингвистические лагеря и клубы, а также уникальная программа экологизации предметных дисциплин в средней школе.
— Можно рассказать об этой программе поподробнее?
— На каждом уроке каждого предмета в рамках плановой темы мы даем учителю, а он, соответственно, ученикам 2-3 задания, задачи или упражнения, которые относятся к этой теме, но имеют экологическое содержание. Мы уходим от никому не понятных бассейнов с текущими трубами, поездов, которые зачем-то едут навстречу друг другу и других абстрактных задач и упражнений. Наши задачки обязательно имеют предметный смысл, но мы дополняем его еще и экологическим. И так по каждому предмету. Проект получил название «Экологические капельки» – стараемся «капнуть» на каждом уроке. Пока подготовили материал для 7-8-х классов, сейчас работаем для 5-6-х, следующий этап – начальные классы, а потом пойдем «вверх».
— И что этим достигается?
— Мы получаем системность. Если на одном уроке или предмете не сработало (учитель нелюбимый, школьник проболел или задание не сделал), то сработает на другом уроке, в другой форме, в другом классе, но нужная информация все равно до ученика дойдет. Далее: мы избегаем психологического отторжения. Когда ученика на классном часе «воспитывают», рассказывая, как себя правильно вести (а он в подростковом, между прочим, возрасте!), он нередко смотрит в окно, считает мух и думает: «Скорее бы это закончилось!» Мы же создаем ситуацию, при которой школьник получает информацию «исподволь» и к нужным выводам приходит сам. Когда мы этот проект стали внедрять практически, мы увидели первую реакцию ребят, например на уроке физики. Тема – «КПД». Дали задачку на расчет КПД автомобиля. Нужно было посчитать, каков коэффициент полезного действия перевозки пассажира. Там получилось меньше одного процента. Реакция ребят: «Ничего себе! А как это изменить?» Пожалуйста: следующие задачи – на расчет КПД электромобиля, автомобиля с гибридным двигателем и общественного транспорта. И так ведь можно сделать на каждом уроке каждого предмета.
— Вы сказали, что уже опробовали «Экологические капельки». Где и каков результат?
— В разработке заданий участвовали учителя разных предметов из нескольких учебных заведений Самары, в первую очередь из Самарского государственного областного университета (Наяновой), в составе которого есть школа. В этой школе и прошла апробация новых заданий. Уже на самом первом этапе мы убедились, что экологические задания вызывают неподдельный интерес у школьников, причем значительно повышается их интерес и к самим предметам, через которые мы начинаем формировать экологическую культуру. Это связано с тем, что все задания связаны с жизнью, основаны на реальных фактах, цифрах, событиях. Поэтому учителя-предметники используют наши пособия с удовольствием. И для себя самих они узнают много интересного, что повышает уровень экологической культуры и самих учителей тоже.
— Как можно подключиться к этому проекту?
— Через управление экологии тольяттинской мэрии.
В Самарской области к проекту подключаются более 20 школ — в Самаре, Новокуйбышевске, Тольятти, Жигулевске, ряде сельских школ. Методический комплекс рекомендован для внедрения экспертным советом Министерства образования и науки Самарской области.
Текст: Елена Харченко
|
|
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.