|
Анатолий Бондаренко: «Нужно сделать Чемпионат России по спидвею открытым!»
|
|
Анатолия Бондаренко можно смело назвать «человек-легенда». Он блестяще выступал на гаревой и ледовой дорожках, а когда завершил карьеру гонщика — перешел на тренерскую работу. Перед началом второго финала Личного Чемпионата Мира в Тольятти Анатолий Николаевич дал интверью агентству «Спортико», непосредственно над текстом работал я сам, потому интервью можно назвать совместным.
Анатолий Николаевич, чем вы сейчас занимаетесь, часто ли бываете в Тольятти?
— Последние четыре года я тренирую австрийского спортсмена Харальда Симона. Езжу с ним на все гонки. Сейчас в Тольятти меня привела именно ледовая гонка.
Вообще бывают здесь довольно часто – два-три раза в год.
Ваш ученик оправдывает надежды?
— Надежды он оправдывает не всегда. Конечно, в своем мастерстве он, в общем-то, серьезно подрос. Но до полной формы ему еще далеко.
Вы провели в Тольятти много лет, чем запомнилось это время?
— Это время отложилось в памяти как мои «золотые годы». Я ведь в Тольятти приехал сразу после института. Город мне очень понравился в мой первый приезд сюда — на практику. Привлекло, что тут спокойная обстановка, рядом Волга, работал прекрасный стадион, хоть он был тогда и не такой красивый, как сейчас, а главное – тут развивались гаревые и ледовые мотогонки.
Родом я из Орска, но как только отучился в Москве и получил диплом тренера, я сразу приехал сюда, влился в команду, гонялся сам и тренировал молодежь. А когда закончил карьеру спортсмена, особо и не стояло вопроса — «Чем заниматься дальше?». Меня сразу поставили старшим тренером команды «Жигули». Мы завоевали тогда серебро Чемпионата Советского Союза среди команд Высшей лиги.
А как оказались в Германии, есть ли еще ученики там кроме Харальда Симона?
— Я туда переехал в 2004 году. Там у меня остается много друзей по спорту. Поддерживаю с ними отношения, хорошо общаемся, а сейчас уже и языковой проблемы. Меня приняли отлично. Немцы – очень доброжелательный народ.
Ученики еще есть, но там, в Германии, иной менталитет и иное отношение к спорту. Ведь спидвей – очень дорогой вид спорта. В России гонщики имеют возможность развиваться за счет клубов, за которые они выступают. В Европе такого нет. Все мотогонки там основаны, исключительно на личном фанатизме. Они все фанатики.
Пример тому – Харальд. Он «вколачивает» все деньги, которые зарабатывает, в спорт. Спонсор у него один – фирма «Винтекс». Она его обеспечивает спортивной формой. А на все остальное он зарабатывает сам, потому что в перерывах между соревнованиями выходит работать. Я с ним на добровольных началах. Платить он мне не может. Харальд работает слесарем по ремонту локомотивов и летом, пока в ледовых мотогонках сезонный перерыв он нарабатывает себе сверхнормативные премиальные и т.д.
Получается, механики у него тоже работают бесплатно?
— Да он все сам делает. Ему помогает только Йозеф Бём — механик, который ездит с ним уже более 12 лет по соревнованиям. Я вот четвертый год с ним езжу. Тоже помогаю, чем могу.
Не могу не задать вопрос по выступлению вашего подопечного в финале Чемпионата Европы здесь, в Тольятти. Скажете свое мнение?
— Я не буду говорить даже своего личного мнения. Я скажу, как было на самом деле. Ведь есть видеозапись гонки. Меня удивляет поведение судей, которым доверено оценивать труд сотен людей. За гонщиками стоит труд многих – тех, кто готовит лед, тех, кто тренирует, тех, кто готовит технику. Тем досаднее, когда происходят явные судейские ошибки. После видеозаписи они видели, что тюки снес Макаров, но ничего не предприняли.
Фактически они этим лишили Симона заслуженной золотой медали, потому, что кроме Макарова в том заезде соперников у австрийца не было. В следующем заезде, Харальд Симон, конечно, пересек синюю линию. Подарил медаль. Но это не стечение обстоятельств. Судейство уже давно вызывает очень много нареканий. Оно совершенно отгорожено от спортсменов. Судьи имеют все права и никаких обязанностей. Разве справедливо, что протесты на действия судей не подаются?!
Мы потому на финалы Чемпионата Мира не ставим высоких целей. Харальд упал в Красногорске и сейчас у него тяжелые травмы грудной клетки. Потому, сейчас важно просто участие.
Спасибо за откровенность, Анатолий Николаевич. В завершение интервью, скажите, каким видите свое собственное будущее в спидвее?
— Честно говоря, я просил Мотоциклетную Федерацию России и ФИМ сделать открытыми Личный и Командный чемпионаты России. Это нужно, чтобы в нем могли принимать участие гонщики из Европы. Если это случится, мы выставим европейскую команду и, я думаю, сможем привнести в Чемпионат России не только престиж, но и усилим конкуренцию. Я бы с удовольствием возглавил такую европейскую сборную. И я готов собрать эту команду – уже сейчас многие европейские гонщики просятся ко мне.
Ну и, пользуясь возможностью, я хочу от души поблагодарить клуб «Региональный Центр» из Каменск-Уральского, который очень помогает многим европейским гонщикам в их подготовке.
Проблем с транспортировкой техники не возникает?
— С первого июля прошлого года мы ездим через границы совершенно спокойно. Раньше было сложнее....
Стало быть – самое время создавать открытый Чемпионат России по спидвею и мотогонкам на льду! Спасибо за интервью, надеемся чаще вас видеть в Тольятти. Здесь ваши заслуги живы в сердцах поклонников спидвея. Спасибо вам и всего доброго!
Для справки:
Мотогонщик Анатолий Николаевич Бондаренко выступал в гаревом и ледовом спидвее. Является Чемпионом мира в личном зачёте (1979, 1980), Чемпионом мира в командном зачёте (1979, 1980), Серебряным призёром личного чемпионата мира (1978, 1983), Бронзовым призёром командного чемпионата мира (1983). А также неоднократным Чемпионом и призером личного и командного Чемпионатов СССР.
Агентство «Спортико», Максим Плюхин
ФОТО — Максим Плюхин
|
|
Комментарии (2)
Sveta
PINGvin
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.