Неплохая задумка – введение в школах дополнительного урока физкультуры для борьбы с гиподинамией – оборачивается если не фарсом, то очередным «хотели, как лучше...». Оказалось, что декларация о здоровье нации и реальная реорганизация учебного процесса – это «две большие разницы».
Дополнительные физкультчасы не вписываются ни в расписание, ни в санитарные нормы, ни в имеющуюся материально-техническую базу школ. Есть ли вообще польза от этих уроков?
Нужен или нет в школах третий в неделю урок физкультуры, сейчас уже поздно спорить. Он появился в учебном плане всех тольяттинских школ с 1 сентября 2011 года. Третий час физкультуры введен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889, которым внесены изменения в базисный учебный план.
Цель этого нововведения, без сомнения, благая – формирование здорового образа жизни, повышение двигательной активности детей, которые в наше время все чаще страдают от гиподинамии. Вопрос в другом: есть ли условия для организации занятий физкультурой в школах еще один час в неделю?
Первое, что бросается в глаза: в школах просто не хватает помещений для занятий физкультурой. В тех зданиях, которые построены в советское время, по проекту всего один спортзал. И если при составлении расписания возникает необходимость проведения урока «физры» у двух классов одновременно, то найти место для этого очень не просто. Хотя, как известно, за последние пару лет в городе построены 23 школьные спортплощадки. Новые игровые поля, беговые дорожки, малые архитектурные формы – все это, безусловно, способствует занятости ребят на уроках физкультуры все три часа в неделю. И об этом не раз нашему корреспонденту доводилось слышать от учителей физкультуры. Но даже если погода позволяет проводить занятия на уличных спортивных площадках, остаются проблемы с раздевалками – их тоже не хватает.
Сейчас, зимой, можно наблюдать, как школьники осваивают лыжи. Они бегают по лыжне вокруг школьного двора прямо в цивильных костюмах, не переодеваясь. Кто промерзнет, а кто, наоборот, промокнет от пота. Потом они в той же одежде идут на уроки. Будет ли польза от такой физкультуры? Вопрос риторический. А вот пойти на уроках в лес, на нормальную лыжню, на стадион не получается из-за нехватки времени. Все же 45 минут урока недостаточно, чтобы и дойти до места, и размяться, и позаниматься, и назад в школу вернуться, да еще и переодеться два раза. Эти проблемы неизбежно возникают при организации занятий на близлежащих стадионах, в бассейнах и других нешкольных спортивных сооружениях. А сдвоенные уроки, которые могли бы компенсировать нехватку времени, не позволяют делать нормы СанПин.
А еще, по правилам, уроки должны проходить в одно и то же время, чтобы повысить эффект от тренировок. И они обязательно должны приходиться на учебное время. Ведь третий час введен потому, что дети много сидят за партами, значит, и разгрузить надо именно во время уроков. Поэтому третий час урока физкультуры нельзя заменить занятиями в спортивных секциях во второй половине дня, пусть даже и школьных. Так как урок входит в базисный план, то от него не освобождаются даже дети, которые занимаются дополнительно в спортивных школах и секциях.
Сложная ситуация сложилась в 92-й школе. Это учебное заведение – целиком начальная школа. Здесь практически нет времени для маневра в расписании, потому что дети все примерно одного и того же возраста. Вот и получается, что на третий урок в неделю по физкультуре приходят сразу два класса.
В большинстве школ есть сложности и с методическим сопровождением дополнительного «физкультурного блага», поскольку программы рассчитаны только на два часа. Правда, для апробации в образовательном процессе по предмету «Физическая культура» из Минобрнауки РФ направлены программы по бадминтону и фитнес-аэробике (для 8 – 11 классов). Но где, с каким инвентарем их реализовывать – остается неясным. По телевизору показывали сюжеты, пропагандирующие бадминтон в школьной программе. Отлично смотрится, когда по десять-двенадцать человек стоят рядком, пуляют воланчик. Тренер каждому уделяет внимание. Но в реальных классах минимум по 25 человек и места для занятий парным видом спорта просто нет. Отлично, когда в школе есть помещения, которые можно оборудовать под аэробику и фитнес. Но сколько школ в городе могут похвастаться такими классами? А еще следует учесть, что с каждым годом увеличивается и будет увеличиваться количество первоклашек в тольяттинских школах. Уже через два года их станет на тысячу больше. А это значит, что потребуются дополнительные классные комнаты и перепрофилирование их под мини-спортзалы станет в принципе невозможным. Меж тем о строительстве новых школ в городе пока известий нет.
Создается впечатление, что паровоз притащили, а рельсы для него начинают прокладывать только сейчас. Одним словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотя двигаться детям надо. С этим никто не спорит.
Геннадий Варфоломеев, учитель физкультуры лицея №57:
– Идея третьего часа физкультуры хорошая. Конечно же, дети должны двигаться как можно больше. С особенным энтузиазмом третий урок физкультуры воспринимают младшие школьники и среднее звено. И по программе мы больше успеваем. Так что я поддерживаю третий час обеими руками. Но только базы нам катастрофически не хватает. У нас в школе два физкультурных зала – большой и малый. Они всегда заняты, уроки проводим даже в актовом зале. Но места для всех все равно не хватает. Это не дело, когда на стадион выходит одновременно по четыре класса или по шестьдесят человек занимается в зале. В новых школах, где больше помещений, я думаю, проводить занятия по программе проще.
Ольга Сергеева, начальник отдела общего образования департамента образования мэрии г. о. Тольятти:
– Ряд руководителей школ для третьего часа физкультуры использует помещения учреждений дополнительного образования детей. Например, 11-я школа и УДО «Гранит», 1-я школа и спортшкола «Венец». Школы из 6-го квартала могут посещать спорткомплекс «Олимп». Но использовать широко учреждения дополнительного образования для этих целей не получается из-за их удаленности от школ. Также в некоторых школах переоборудуют кабинеты под спортзалы и задействуют школьные рекреации и холлы. Проблем с преподавателями физкультуры в городе нет.
_________________________________________________________
«Городские ведомости»
Комментарии (25)
mrachelo
В институте же физкультура была одним из самых любимых предметов. Можно было делать, что хочешь. Хочешь — футбол гоняй, хочешь — волейбол, хочешь — железки тягай в тренажерке, чем я и занимался уделяя этим занятиям времени раза в 3 времени больше, чем было предписано учебной программой.
ipolit
Я считаю, что городу гораздо нужнее не ледовый дворец, а по 1 спортивному комплексу в каждом районе на 5-8тыс.м2. Если строить из быстро возводимых конструкций, то по деньгам это стоило бы дешевле. Думаю, что и бесплатный абонемент на год для всех школьников г.Тольятти вписался в ту сумму, которую сейчас зароют на хоккейном дворце.
ipolit
mrachelo
Lada
Эх, помнится в советские годы класс делился на две группы. Девочки занимались отдельно от мальчиков. У каждой группы свой учитель. Да, делили спортзал пополам, но между группами, а не между целыми классами.
Целиком и полностью поддерживаю мнения тов. ipolit'а. Увы, у нас больше думают о большом профессиональном спорте (и то далеко не так как надо), а не о физической культуре, особенно среди детей.
zh-tlt
И я не любила). Особенно эти все прыгалки, нормы дурацкие, кому вот они нужны?) Волейбол, блин, руки отобьешь, а после в музыкалке нужно на фортепиано хорошо сыграть.
Lada
mrachelo
mrachelo
Lada
Сейчас с удовольствием занимаюсь фитнесом)
Gertruda
Это делалось неслучайно: перевозбужденные дети никак не могли угомониться к следующему уроку, и он практически был потерян ( после… никогда не ставили серьезные предметы математика-физика-химия).
А вот для соблюдения гигиены труда, на переменах
(в рекреациях) вводились организованные (обязательные!)
10-минутки элементарной зарядки под музыку — здоровье нации, в отдельно взятой школе, радовало всех!
Довольны были: и ученики(им, конечно, не нравилось, но это было лучше, чем после физ-ры, потно-растрепанными сидеть на уроках...:) ), и учителя — всё, предписанное свыше, выполнялось без особых проблем и затрат.
И ещё:
в 70-х годах практически все ученики занимались при школе в какой-нибудь секции, причем, серьезно, были разрядники.
Вот эти самые успешные автоматически вовлекались на более высокий уровень — городской, участвовали в соревнованиях, олимпиадах и пр., чем и достигалось массовая физическая культура, на которую опирались серьезные достижения советского спорта!
Так может вспомнить былое!?
А не выкачивать немыслимые средства на подъем физкультуры в заоблачные выси? :)
P.S. Я училась в общеобразовательной школе областного города (правда, одной из лучших!).
Несмотря на беспрофильность школы, в моем классе выросла чемпионка России по плаванию среди юниоров.
Она постоянно была на сборах, но и с учебниками не расставалась — училась на отлично, с первого захода поступила в МГУ.
Visson
mihail
А школьный класс — это коллектив, в котором, как правило, тем, кто физически менее развит, «западло» показывать, что они на дистанции в три км отстанут на пару кругов от лидера. В итоге вместо оздоровляющей пробежки — сорванная дыхалка, поднимающийся по завершению дистанции откуда-то из легких привкус крови, прочие «прелести». Легкая разминка и затем игры — вот какой должна быть физкультура.
angry_hungry
Вот интересно, возрасты разные, а проблемы до сей поры те же. Ничего не меняется, система, однако).
Lada
Но не надо забывать, именно, про школьный коллектив, здоровое соперничество и соревновательность, присущие возрасту (я сейчас о здоровых детях говорю).
Успехи в спорте — лишний повод заслуженно «позвездить»! ))
И да, бегали-прыгали дополнительно, порой, себя превозмогая…
Но это закаляет характер, появляется вера в себя, когда отдельные твои результаты наравне с мальчишками. ))
Если сюда добавить отличную успеваемость, то в «большую жизнь» Вы уйдете несгибаемым борцом, а не нытиком. :)
Visson
Gertruda
Я, наоборот, при росте в 1.67 лучше всех в школе бегала короткие дистанции и прыгала в длину.
))) Но через козла прыгать отказывалась всегда, до сих пор испытываю панический ужас.:)
Кстати, интересное наблюдение: лидеры по прыжкам в высоту оказыватся более властными и авторитарными людьми, а по прыжкам в длину и бегу — стараются больше успеть по жизни. )))
Visson
zh-tlt
Visson
Shadow
Visson
С учителем физры))
Lada
NikitaTutushev
Visson
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.