Практически половина выпускников хочет продолжить обучение!
Столь высокие показатели были получены в ходе исследования‚ охватившего 40 вузов страны. Не хотят расстаться со студенчеством около 400 тысяч молодых специалистов. Получив диплом‚ они крайне неуверенно чувствуют себя на рынке труда и стараются как можно дольше остаться в привычной для них студенческой обстановке. В связи со сложившейся в стране кризисной ситуацией‚ новоиспеченным специалистам гораздо сложнее найти работу. Этот фактор вкупе с высокой конкурентностью отпугивает их от начала карьеры.
41% выпускников планируют пойти в другой вуз и получить второе высшее образование. 24% намерены учиться в аспирантуре. Остальные предпочитают получать дополнительное образование на различных курсах. Другая часть выпускников вполне резонно предполагает, что дополнительное образование в дальнейшем им понадобится‚ но сейчас они еще не знают какое именно. Свои шансы устроиться на желаемую работу сразу после окончанию вуза они оценивают достаточно позитивно – 3.6 балла по пятибалльной шкале.
Причины
Большинство выпускников, которые собираются продолжить обучение после ВУЗа надеются совмещать работу и учебу. Остальные 2% планируют только учиться.
На практике же трудоустроиться по специальности им будет сложно. Работодатели не очень жалуют учащихся студентов на неполный рабочий день. А ведь именно в таком режиме придется работать аспирантам или тем, кто получает второе высшее образование.
С аспирантурой вообще интересная ситуация. Бюджетных мест для аспирантов как правило – одно. Остальным придется раскошелится. Однако, будучи аспирантом очником (вопрос актуален для юношей, ибо только очное обучение в аспирантуре дает отсрочку от армии) по договору нельзя работать, но договор оформляется на самого аспиранта, тем самым толкая его на иждивенчество родственников. Но про аспирантуру позже.
Из ответов на вопрос — каковы цели продолжение вашего обучения‚ большая часть (36%) озвучила, что обучение нужно им для развития способностей и самосовершенствования‚ 33% продолжают обучение для высокой востребованности на рынке труда‚ 21% верит‚ что дополнительное образование повысит их шансы на успех в личной жизни. Среди оставшихся 10% были самые разнообразные ответы‚ один из которых – аспирантура дает возможность откосить от армии (!) – небольшой ответ к комментариям к посту
Самые важные вопросы абитуриентов (не только Тольятти)!.
Самосовершенствование
Как мы выяснили, многие бывшие выпускники желают вернуться на студенческую скамью. Остается вопрос — действительно ли знания‚ полученные в аспирантуре они реализуют в своей научной или преподавательской работе или же это просто затяжная неопределенность?
В аспирантуру попадают разными путями – кто-то идет целенаправленно‚ кому-то просто хочется иметь ученую степень для галочки, а кому-то польстил сам факт приглашения туда.
В аспиранты идут активисты‚ старосты и отличники, то есть совсем не те, кто трудится по специальности. Далеко не факт‚ что они будут работать по профессии, но как отказаться от столь заманчивого места‚ ведь сама по себе аспирантура подразумевает углубленные знания и отличие от сотни других студентов.
Часто можно встретить такую ситуацию – наука не интересна, но она элитарна. Поэтому в аспирантуре учатся дети деканов‚ местных чиновников‚ бизнесменов. Похожая картина и с высшим образованием. Эта услуга в своем большинстве предоставляется только на платной основе, а значит‚ оплатить её может только работающий студент. При том‚ что цены на образовательные услуги нынче далеко не маленькие‚ можно прийти к выводу‚ что второе образование после вуза получают дети обеспеченных родителей.
А это значит‚ дополнительное образование в своей массе не является обдуманным поступком. Выходит – это просто очередное‚ порой бессмысленное‚ времяпрепровождение. Исходя из соображений – на работу в кризис не устроиться‚ так пускай хоть время не зря проходит‚ данное решение стало особенно актуально.
Напоминает ситуацию, когда студенты для оплаты своей учебы устраиваются на работу, а так как совмещать сложно, то чаще «забивают» на учебу и остаются на работе (не по специальности).
Успех на рынке труда
Вторая большая часть выпускников хочет повысить свои шансы на трудоустройство. Цель эта невероятно благая и объясняется она вполне простой логикой – диплому с ученой степенью отдадут предпочтение перед обычным. Отдадут‚ но при одном маленьком условии – наличии у вас опыта работы. Этот пунктик всегда‚ и особенно сейчас‚ важен для работодателя. Если вы хотите добиться чего-то особенного‚ построить успешную карьеру — обращайте больше внимания на свой опыт. Даже если вы кандидат наук‚ без требуемого опыта работы вы вправе претендовать лишь на начальные позиции.
По многим специальностям, начиная с третьего курса, можно вести деятельность по профессии, тем самым к моменту окончания ВУЗа у Вас будет опыт работы 2 года — вполне достаточный опыт. К тому же как и изучение языка овладение практическим навыком лучше всего в реальной среде, нежели в лабораторных условиях.
Амурные дела
Третья часть выпускников свято верит в шарм дополнительного диплома. Возможно‚ для некоторых девушек второй диплом и является показателем ума и потенциального успеха партнера‚ но только мозгов он не прибавляет в случае их отсутствия. Не женятся и не выходят замуж из-за наличия ученой степени или второго высшего!
Большая часть аудитории на курсах – девушки‚ которые преследуют цели – казаться умнее и разностороннее‚ познакомиться с симпатичными и интересными молодыми людьми. Для многих становится разочарованием тот факт‚ что в аспирантуре и на дополнительных курсах молодые люди вовсе не умнее и не богаче. Это еще раз подтверждает несерьезность решения о дополнительном обучении.
Это полезно
Несмотря на все вышесказанное‚ любое дополнительное обучение — это хорошая инициатива. Она может принести свои плоды‚ в случае‚ если выпускник будет работать и параллельно получать дополнительное образование. Второе образование‚ связанное непосредственно с профилем работы окажется хорошим преимуществом и подспорьем. Чаще всего время для получения дополнительных знаний наступает через несколько лет трудовой деятельности.
Интересный аспект связан с аспирантурой. Научная степень значительно сузит сферу развития профессиональной карьеры‚ поскольку степень как преимущество ограниченно рассматривается во многих бизнес-направлениях. Как правило‚ этому придают значение западные и российские компании ориентирующиеся на наукоемкие технологии. Особенно успешными в соискательстве работы будут те‚ чья диссертация непосредственно соприкасается с будущей работой. Но сильно обнадеживаться не стоит‚ так как по статистике количество таких вакансий весьма мало и наличие ученый степени не всегда гарантирует увеличение заработной платы.
Как вариант, лучшее развитие в данном направлении – когда работодатель оплачивает Ваше обучение на дополнительных курсах или в аспирантуре, для развития своего предприятия, но здесь работодатель должен быть уверен, что обучившись Вы останетесь у него на предприятии или в его бизнесе, чего не может гарантировать никто и поэтому предпочитают не рисковать.
Вывод
Данная ситуация приводит к тому‚ что выпускники вузов из-за явной нехватки знаний и практики не желают выходить на рынок труда‚ открыто заявляя о сложности поиска работы. Зато увеличивается приток слушателей дополнительных курсов и желающих получить второе образование. Эта закономерность должна насторожить преподавателей университетов и министерство образования.
Посты «в тему»:
Работать ли выпускникам ВУЗов?
По материалам газеты «Труд-7»
Комментарии (11)
— ну давай, лети уже, вырос!
Chocolat
Unrih
обучаясь в аспирантуре очно, можно на нескольких работах работать, что я собственно и делал. главное, сдать кандидатский минимум. больше там ничего не требуется.
вывод сомнительный. дополнительные курсы и второе высшее — основной источник дохода вузов. зачем настораживаться министерству и тем более преподавателям?
artyom
Чаще работать (официально) можно только поле зимней сессии или вообще после летней.
А сейчас, с системой бакалавриата вообще непонятно что будет…
В договоре указано, что работать аспирант не может, в виду того, что должен отработать часы на кафедре и постоянно изучать литературу и проводить исследования.
Это если ума хватает или «по барабану».
Первое, по тому что чаще всего на дополнительные курсы идут в не гос учреждения и доход уходит в «чужие карманы».
Второе, все-таки наверное государство должно заботиться о своих специалистах. О своих молодых специалистах, не о специалистах, которые становятся на тропу специализации в 30 с не большим. Хотя, о чем это я???
Unrih
2. в каком договоре? ну отработает он часы на кафедре. там их не так много. я работал на другой кафедре (не на той, на которой учился) и, естественно, деньги за это получал. как проверят изучал он литературу или нет? ну по работе по-любому придётся что-то изучать, в том числе и литературу. исследование — это видимо научные статьи. статья за час пишется, особой гениальности не требуется. ну можно написать пару статей за год. с этим первокурсники справляются.
3. что значит «по барабану»? обычно к окончанию вуза ума хватает. уж тем более, если в аспирантуру поступил.
4. такие курсы организовываются в вузе. зачем студенту идти на сторону? ему в родных стенах удобнее и дешевле. к тому же, министерство на курсах в госвузах не зарабатывает, а скорее, зарабатывает, на «не гос учреждениях». насчёт «чаще» сомневаюсь.
5. и уж точно не надо настораживаться преподавателям. они могут заработать и там и там. чем больше курсов, тем больше возможностей.
6. государство должно предоставить возможности. они предоставлены. как ещё ему заботиться?
artyom
по специальности. На первом курсе специалист еще совсем «зеленый» и официально его никто не возьмет на работу как специалиста.
100 часов — не так много?
И статьи и исследование — получение данных экспериментальным или эмпирическим путем по изучаемому вопросу.
Смотря какая статья. Не уверен, что статья для ВАК журнала пишется за час, если ее только вычитывают часа три (вроде как).
Для поступления в аспирантуру много не требуется — заявление, экзамен по англ., философии (если ни чего не путаю), а для соискателей даже экзаменов сдавать не надо.
Каким образом они предоставлены? Когда принимаются студенты на не перспективные специальности? Когда образование не реагирует на изменения в профессиональном мире (не включает дополнительные знания, которые потребуются на работе)? Когда образование стоит дороже чем зарплата по специальности? Когда не заключены договора с предприятиями, чтоб организовать нормальную практику???
Unrih
2. 100 часов это за три года? 12,5 дней по 4 пары. достаточно по субботам работать в течение одного семестра.
3. в принципе, на статьи, исследования, работу не очень-то и смотрят. отчисляют единиц. это если руководитель слишком вредный попадётся. исследование можно сочинить или списать. в принципе, как и статью.
4. согласен, смотря какая статья. можно и статью для вак журнала за час накатать. если наработки уже есть какие-то (обычно они есть). она просто объёмная должна быть. зачем её вычитывать три часа? ну прочитать можно. думаю, максимум 15-20 минут это займёт.
5. ну соискатели это не аспиранты. не о них речь. а вообще ещё экзамен по специальности и реферат. и руководителя найти, который возьмёт.
6. ну если студенты хотят там учиться, чего же им мешать? заставлять учить то, чего они не хотят? включать дополнительные знания — это задача преподавателей, а не министерства. министерство отвечает за стандарт, он современным требованиям отвечает, стандарты регулярно пересматриваются. зарплата по специальности определяется рынком, как и плата за обучение. министерству туда соваться не следует. и договорами с предприятиями оно уж точно заниматься не должно. это делается на уровне вуза.
artyom
Это вы всё верно сказали, и проблема с трудоустройством (она есть), и может боязнь вступить в новую взрослую жизнь — всё имеет место, но быть студентом — это здорово. Думаю, что каждый вспоминает свои студенческие годы только с радостью. Ну мне так кажется.
miss_olya
daughter
Unrih
Я как раз имею в виду, что студенты уже с третьего курса понимают, хотят они работать по специальности или нет, и если хотят, то стремяться устроиться хотя бы ассистентом, но главное-по специальности.
daughter
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.