о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 
 

Научим любого

 
Блог темы Научим любого
 

5 правил проверки просьбы о помощи перед тем, как нажать «ПЕРЕПОСТ!»

Просьб о помощи в сети немыслимое множество, а обычным способом их размножения является вирусное распространение, когда люди сами, не за деньги и не ради выгоды, републикуют тот или иной текст, картинки, видео по много раз, стараясь показать его максимально числу абонентов.

Дело, само по себе, хорошее: если информацию не распространять, то её мало кто увидит, и помощи будет куда меньше. С другой стороны, точно таким же образом распространятся реклама, мошеннические объявления, глупые шутки и социальные эксперименты. В социальной сети появляется трогательная фотография младенца, месяц от роду: «срочно нужна кровь, редкая группа». Шквал перепостов и десятки звонков по указанному телефону «мамы». Передали кровь? Нет, указан был совершенно случайный телефон случайного человека — и до сих пор ей звонят с предложением сдать кровь. Хуже того, столкнувшись с таким «розыгрышем», человек в следующий раз может не предложить сдать кровь и реально нуждающиеся не получат помощи.

Правила грамотного перепоста

Каждый день мы видим сотни объявлений – нужны деньги, доноры с редкой группой крови, новые хозяева для собак и кошек, разыскиваются пропавшие люди. Некоторые просят «только перепостить», а уж после перепостов на нуждающихся немедленно обрушатся сами собой потоки денег из социальных сетей. Как отличить правду от лжи, как сориентироваться в этом море просьб, чтобы помочь, а не навредить?

1.Прочитай и п_о_д_у_м_а_й

До того, как сделать перепост, просьбу о помощи надо прочитать. Как ни странно, но делают это далеко не все – огромное количество людей распространяет просьбы автоматически, «не включая голову». Потому ли, что информация исходит от проверенных людей (которые тоже могут ошибиться), по причине ли горячей любви к перепостингу как таковому или природной несдержанности – но ситуации, когда человек сначала распространил, а потом прочитал, что он собственно сообщил urbi et orbi, довольно обычны.

Чтение позволяет отсеять явный шлак и неадекват – скажем, просьбы о помощи, в которых не указано, как эту помощь оказать, или откровенно странные, в которых просят денег на издание тиража патриотической прозы или лечение ребенка в Южной Америке по методам местных шаманов.

Внимательного прочтения текста иногда достаточно для того, чтобы увидеть грубое мошенничество. Что-то в тексте может насторожить, за что-то «глаз зацепится», например – явное несовпадение возраста. Помню просьбу о помощи мальчику, к которой была приложена фотография девочки – в платье и с бантиком. Тексты без конкретики, в которых не указан диагноз больного, место лечения и его стоимость можно отметать сразу, как не заслуживающие доверия. Не копируйте тексты без документов, с нечитаемыми, устаревшими документами, или с документами, копии которых порезаны фоторедакторами, особенно, если убраны даты.

Текст полезно прочитать несколько раз, чтобы улеглись эмоции, и можно было обратить внимание на мелочи.

2.Оцени актуальность и проверь

Обратите внимание на дату исходного поста, прочитайте комментарии к записи. Актуальна ли информация сейчас? Может быть, пропавший человек уже нашелся, щенка отдали, а доноров с редкой группой крови уже имеется достаточное количество. Недавно в соцсетях поднялась волна протеста против закрытия центра реабилитации для инвалидов, и только через несколько дней стало понятно, что центр работает, а проблема с возможным закрытием была решена почти год назад.

Просьбам типа «Поставь лайк, и фейсбук перечислит Ване один доллар» не верьте, это обман! Фейсбук ничего не перечисляет, а для таких объявлений часто используются фотографии уже умерших людей. Подробнее

Следующий шаг, который надо сделать до перепоста – это проверить то, что предлагают распространить. И начинать надо с простой проверки поисковиком текста. Вбить в Гугл фамилию и диагноз, а в Яндекс – кусок из предлагаемого к распространению обращения, и посмотреть, что получится. Может оказаться, что пациент уже умер, а помощь ему собирали много лет назад. Или что собирали другому ребенку, но с тем же слово в слово текстом – перед вами явный случай так называемого вранья. Причем вранья ленивого и скучного.

Более технически продвинутые могут попробовать поискать фото ребенка через сервисы, которые ищут по картинке, типа tineye. Это далеко не всегда работает, но иногда дает неожиданные результаты.

3. История болезни и лечения

Полезно посмотреть другие просьбы о помощи с тем же диагнозом – а не окажется ли, что ваш подопечный – единственный, кто с таким диагнозом собирает средства в эту клинику. Это не обязательно является признаком мошенничества, но должно заставить насторожиться.

Далее наступает этап анализа документов. Не будучи медиком, сложно оценить адекватность запроса, но кое-что понять можно. Во-первых, довольно обычное для мошенников дело, когда на абы какие бланки ставятся абы какие печати и в результате название медучреждения не совпадает на одном и другом. Кстати, это и для попрошаек в метро – обычная практика. Во-вторых, когда выписка «онкологическому больному» дается на бланке сердечно-сосудистого центра – это несколько снижает доверие. Неправильная медицинская терминология – тоже говорящий признак. Ну не используется в официальных врачебных документах слово «рак»! «Онкология» – название медицинского направления, конкретные диагнозы звучат иначе.

С помощью поисковика элементарно проверяется сам факт существования лечебного учреждения, правильность реквизитов, специализация и так далее. Минимального знания английского языка довольно для проверки сведений о зарубежных клиниках. Далее. Если медицинские документы выданы в провинции, а сбор объявлен на заграничное лечение, то стоит задать вопрос – почему пациента не направили сначала в отечественные профильные клиники.

Также проверке надо подвергать страницу в соцсетях или на форуме или сайт, на котором размещается информация о сборе средств. Кто создал эту страницу, кто ее поддерживает? Как он связан с тем, кому нужна помощь? Какова отчетность и вызывает ли она доверие? Насколько она подробна и подтверждена ли хоть какими-то копиями документов или скриншотами? Как часто появляются новости и насколько они правдоподобны? Насколько администрация группы идет на контакт и какая в группе помощи атмосфера – если там нервозно и ругань, удаление сообщений и обиды, то лучше не связываться. Если с администрацией группы, самим просящим помощи или его представителями невозможно связаться, это также серьезный повод задуматься о природе предлагаемого сбора.

Важный вопрос – обращались ли сборщики средств в фонды и в какие именно? Что им в фондах ответили? А если причины отказа из фонда непонятны – всегда можно позвонить и уточнить, почему фонд не взялся за тот или иной случай. На такие вопросы, как правило, отвечают достаточно быстро и чётко.

Если вы не уверены, что в состоянии сами проанализировать документы

– помогите человеку найти фонд, который бы помог ему собирать деньги. Фонд сможет проверить всю информацию и точно обладает большими возможностями по сбору денег. И чем прозрачнее будет схема сбора денег, тем больше люди будут жертвовать.

Вообще важным признаком честности служит, как ни странно, количество вложенного в просьбу труда. Если фотографий много, если обновления постоянны, если люди сделали целый сайт и сделали его хорошо, если видно, что делом заняты всерьёз, то в большинстве случаев доверять стоит.

4. Донорство или спамерство?

Если просят не денег, а донорства крови, то отличить подделку от подлинника еще проще. Если кровь сдается адресно, то она сдаётся в конкретном месте, для конкретного больного, с известным диагнозом, в сообщении имеется телефон того, кто все это организует, известно время работы пункта приёма крови, указывается, что именно сдавать – тромбоциты или цельную кровь. Если же Вы видите одинокий телефон неизвестно кого и сообщение «Алешенька умирает, нужна третья отрицательная очень редкая спасите-помогите» – не надо его копировать.

5. Не помог – не копируй

Ну и последний шаг – собственно перепост, копирование сообщения, которое вы признали подходящим для распространения. Тут есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание. Прежде всего, не стоит копировать тупо и механически, слово в слово без комментария. Вполне возможно, что обращение написано хорошо написано и трогает самые глубокие струны души, но ваши читатели читают именно вас, и их простое повторение чужих слов может их не тронуть. Хотя бы пару слов от себя написать надо обязательно. Далее – как и везде в сети надо ВСЕГДА ставить ссылку на первоисточник, причем делать это так, чтобы ссылка заметна.

И самое важное. Ответственное отношение к распространению любого призыва предполагает, что я не просто повторил за кем-то несколько слов, а сам реально включился в работу. Если я призываю людей выходить на митинг, на который не иду сам – это безответственно. Как и призывать жертвовать средства на дело в которое я сам не вложил ни копейки. Если Вы действительно хотите помочь, помимо простого раскидывания сообщений по всем возможным аккаунтам – поучаствуйте делом. Добавьте в общую копилку свои сто рублей. А лучше – тысячу. Помимо просто небольшого увеличения суммы, прямой помощи, Вы обеспечите себе дополнительную мотивацию рассмотреть предлагаемый текст поподробнее, ибо собственных денег всегда жальче.

Владимир Берхин благотворительный фонд ПРЕДАНИЕ

Алиса Орлова

Прочитала статью и поняла, что сама ничего не проверяю… хотя может потому что чаще помогаю людям «ближнего круга», если это не мои знакомые, то знакомые знакомых. Или например вещи в церковь отнести, а там уж специальные люди все распределят и организуют.
перепост, благотворительность, благотворительный фонд

Комментарии (1)

+
+1
Либо изучаю тему, либо «прохожу мимо».
avatar

Dobrovolec

  • 26 ноября 2012, 08:40

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet