Школа
1. Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса.
2. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации». Об адекватности данной оценки красноречиво свидетельствует, в частности, недавно утвержденная правительством РФ Программа развития образования до 2020 г., из текста которой следует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику. Единственный качественный показатель оценки уровня образования, фигурирующий в этой программе, базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ»; по мнению авторов программы, данный показатель «характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам».
3. Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные.
А) Стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой – резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты.
Б) Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования.
В) Стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным. Г) Давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.
4. Основные средства, которыми воспользовалась власть. А) Создание подконтрольных и хорошо финансируемых вузов, которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ; эту роль, в основном, сыграла ВШЭ4. Б) Информационная поддержка СМИ. В) Конструирование подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов, представителей общественности, деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования. Г) На этой основе – активная дискредитация сложившейся в СССР системы взаимоотношений по линии школа – университет как коррупционной и манипулирование реальными фактами коррупции по двум основным направлениям: а) давление на «старый» ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления «реформам» и б) «форматирование» общественного мнения, сопровождавшееся рядом демагогических подтасовок (например: сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно должно быть отменено; при этом никто не объяснял [и почти никто не спрашивал], почему отменяют экзамен, а не создают новую систему контроля).
5. Основные результаты, достигнутые реформой. (не копировала, кому интересно прочитаете по ссылке ниже)
Вузы(не копировала, кому интересно прочитаете по ссылкой ниже)
Понимая свою ответственность перед обществом, нижеподписавшиеся заявляют:
1) о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования;
2) о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;
3) о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, в т.ч.:
а) о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области;
б) о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования;
в) о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов.
4) о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.
Принято единогласно на заседании Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 22 ноября 2012.Члены Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: (подписи не копировала)
Источник.
Комментарии (2)
Но есть, как минимум, два обстоятельства, которые не позволяют отнестись слишком серьезно к этому требованию и этим выговорам.Обстоятельство первое – известное интервью Ливанова от 17 ноября 2012 г., в котором он заявляет, что преподаватели, соглашающиеся работать за нынешние 20-30 тысяч рублей, это либо «преподаватели невысокого уровня», либо рвачи-совместители, «перебегающие» из вуза в вуз, либо взяточники. Дело не только в том, что министр оскорбил подавляющее большинство вузовских преподавателей (ибо в реальности именно таковы, а сплошь и рядом еще меньше, зарплаты этого подавляющего большинства), но и в том, что сделал это так открыто, откровенно и искренно: это чрезвычайно важный симптом.
Обстоятельство второе, кое-что в этом парадоксе проясняющее: как-то не слишком очевиден источник, из которого следует черпать средства для повышения этих зарплат. Вариантов, кажется, всего четыре: деньги бюджета, деньги частных компаний, увольнение части преподавателей (и упразднение, слияние и проч. «неэффективных» вузов), сокращение бесплатного приема. В бюджете образование финансируется по остаточному принципу, банки, насколько известно, не торопятся вкладывать деньги в университеты; остаются два последних варианта.
Это, надо думать, и станет основным содержанием «модернизации». И это началось. Еще недавно они делали вид, что мы им нужны, мы делали вид, что не понимаем того, что они только делают вид, что мы им нужны, а они делали вид, что не понимают, что мы это понимаем. Теперь эта «конвенция» отброшена властью за ненадобностью: в течение четверти века она унижала университетское сообщество, старательно создавала условия для его деградации и теперь заявляет открыто, что это сообщество ей не нужно. Ну, и прибавляет к этому что-то о низких зарплатах.
(доктор филологических наук, профессор Дмитрий Павлович Ивинский.)
Lira
варварскиеэксперименты со школой и делали вид, что их это не касается. Сейчас, когда например, в МГУ вынужденны вводить курса «Русский язык и культура речи» на негуманитарных факультетах, когда абитуриенты неспособны внятно формулировать мысли Вузы наконец-то, забили тревогу.Lira
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.