о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Сейчас скажу

 
Блог для всех кому есть что сказать.
 

Судьба морозильника. Часть 1


Получил письмо от университетского друга. Он нашёл удивительные подробности жизни парохода «Корсаков», сгоревшего в 2004 г. у моста, на реке Сок (старая дорога на Самару).

Почему нельзя ничего откладывать на «потом»

« Привет, старина Виктор! Предлагаю твоему вниманию в кратком изложении некоторые факты истории одного названия, или одного корабля, или суди сам ...
В короткие часы перерывов между основными видами деятельности я, все-таки, окунаюсь в океан виртуально доступной информации, избирая давно интригующие курсы. Итак, пароход «Ева Браун» — Корсаков, который благополучно сгорел дотла зимой 2004 г. на вечном приколе в старом устье Сока у такого же старого моста.

Это случилось, всего спустя три месяца, как я обходил его борта, проводя по стальным листам рукой, выбирая место для удачного кадра. Но из кустов карагача это было сделать трудно, к тому же склоны берега круто уходили в воду, а мне хотелось применить «рыбий глаз». Вот если бы можно было отплыть немного, и тогда корабль просматривался бы более эффектно, к тому же тогда был бы боковой свет и фронтальный, а так только контровый. На территорию базы меня не пустили, да и собаки, почему-то были недружелюбно настроены, поэтому мне не удалось сделать кадры с открытого места. Я понадеялся, что еще не раз увижу корабль на его вечной стоянке,… но оказалось, что это была наша последняя встреча. Я сделал пару кадров с форштевня, но солнце слепило в глаза, и расстояние до носа не позволяло охватить надстройки и контуры корабля, а корма была слишком укрыта ветками разросшихся американских кленов. Потому я решил повторить свой замысел, когда совсем не будет листвы, а на Волге и протоках станет лед. Ну это все преамбула, так сказать, к моему рассказу, короче говоря — сгорел красивый и будоражащий воображение объект.

После его гибели журналисты (заметим себе) окрестили пароход якобы Евой Браун. С их легкой руки данное обстоятельство не давало покоя фантазии и еще больше разогревало интерес к объекту. Как же так, такая «реликвия» и вдруг у нас под боком, столько лет, в забвении, с другой же стороны — ну на хрена фюреру, да и вообще немцам присваивать какому то среднему грузовому пароходу (не лайнеру, или прогулочной яхте) имя «первой леди» рейха, и еще — как мог аналогичный пароход двойник носить имя самого дяди Адольфа. Как то не очень вяжется с масштабом, назначением довольно среднего по всем параметрам торгового судна с личностью и фигурой слишком видного политика и вождя нации. Менее значимые деятели удостаивались куда более весомой (по тоннажу и красоте обводов корпуса) памяти, увековеченной в творениях рук человека, бороздящих просторы океана. Все эти факты долгое время не давали покоя моим мятущемся в кругозоре мыслям.

Наконец вчера немного разобрался. Великая вещь интернет! Все под руками, и сразу, при том что информации крайне мало, почти нет. Но из отрывков разговоров бывших морских волков и любителей морской истории, собирателей фото и др. архивов, даже моделистов (немецких) — спасибо за фото, Юрген! удалось более менее восстановить картину былых времен и в чем то историческую правду, уж не знаю — нужна ли она кому нибудь еще.

Где, та «Ева»? Представляем — «Henriette Schulte»

Итак! Никакой «Евы Браун» (как и следовало ожидать), и что подтверждается с педантичностью составленными немецкими отчетами их архивов верфей: Ростока, Любека, Фленсбурга, а также судостроительных заводов Голландии, Дании, где строились суда для 3-го рейха, никакой посудины с таким названием не было, тем более с именем вождя. Вся серия этих пароходов (включая наш знаменитый в будущем «Корсаков») насчитывает 37 судов, теперь я знаю название каждого из них, данное при спуске на воду. Первый корабль серии HANSA-A сошел со стапелей в 1943г. и назывался Hansa-1. Наш пароход был седьмым по счету в списке этих грузовичков и получил имя «Henriette Schulte» и до своего переименования в Корсаков никогда не менял названия.

На фото: «Henriette Schulte»

После войны все корабли, вернее те, что дожили до Победы, были поделены. СССР достались 17 кораблей этой серии, в том числе и наш. Вероятно, они эксплуатировались сразу по прямому назначению, так как грузовых судов явно не хватало, а когда из них выжали всё что можно, решили переоборудовать, подремонтировать, перепрофилировать. Так или иначе, но наш Корсаков было решено переделать в «рыбака», т.е. стал он вполне солидным океанским морозильным пароходом. Все таки запас его хода был изначально велик, 4000 миль, т.е. около 8000 км. автономного плавания. Переоборудовали его довольно долго, впервые он прибыл в порт Схидам (Голландия) на буксире нашего парохода «Санников» 1.08.1952г. Оттуда сам перешел в Амстердам 8-9.06.1953г. И окончательно отправился в плавание уже переоборудованным 02.03.1955г., покинув гостеприимных голландцев и взяв курс на Калининград. В том же 1955 году летом у него начались регулярные океанские промысловые рейсы… Вот так, дружище, немного удалось приподнять завесу неизвестности и тайны в истории корабля на карте нашего города. Все что случилось с ним потом, и про Въетнам в том числе и про пробоины и про непотопляемость — очевидно правда, поскольку подтверждается из нескольких источников. Я нашел всего две фотографии тех лет, когда «Корсаков» видимо еще не был переделан в морозильник, но качество снимков очень плохое, да и присутствие других кораблей в кадре мешает нам разглядеть знакомые очертания нашего сокского «морозильника».

Посвящение «Корсакову»

Надо сказать, что ему (Корсакову) удалось прожить большую корабельную жизнь, он много послужил людям, а вот его собратьям по серии (они все похожи как братья близнецы) не удалось дотянуть не то что до конца тысячелетия, но даже до 80-х, почти все они в начале — середине 1970-х были проданы в Японию и разобраны на металлолом, два из них переданы Польше и скорее всего давно закончили свой век.

А наш красавец прожил 60 лет и не дал себя позорно порезать на железки, и даже винтика после себя не оставил, видать крепкий характер был у этого бродяги. Не сдался новым русским, предпочтя гибель сдаче врагу. Красивая у него была труба с красным флагом серпом и молотом. Получается, не спустил флага… ни перед кем, не дал на себе заработать ни копейки, даже в последние часы жизни. Такая вот история подлинной «Хенриетты Шульте». Наверное даже хорошо, что никто кроме нас об этом не знает и не догадывается, да и по фигу скорее всего эта информация большинству обывателей включая самарских «краеведов». Есть однако увлеченные ребята, кто собирает по крупицам и сохраняет любые сведения об интересующем предмете. Поиск тоже великая вещь, особенно если заняты этим рядовые парни, а не исследовательские институты.

Вот например тот же немец Юрген, который собирает модель корабля почему то именно этой серии, возможно его дед служил на этом корабле «Weserwehr», причем ребята зачастую строят модели только по сохранившимся фотографиям, нет чертежей, да и фотографий тоже раз два и обчелся.

В это письмо вложил фото разных кораблей, все они братишки, все собраны в один и тот же год. Названия могу сказать, Корсунь-Шевченковский
На фото: Корсунь-Шевченковский
(как же его иностранные моряки выговаривали — черт знает) — это бывший «Wilhelmshafen», Волочаевск — «Wesserwald»,
На фото: Волочаевск
а вот наоборот фото парохода «Wessermarsch» — будущий Днепропетровск (передан Польше). Следом пришлю самый удачный на мой взгляд снимок парохода Рязань — это «Licentia», вот как выглядел тогда и наш «Корсаков». К сожалению фотографий нет. Кораблей нет. Качество снимака Хенриетте Шульте — оставляет желать лучшего, но это именно он, наш волжский «земляк» — «Корсаков», оставшийся навсегда только в памяти. В общем, жму руку, старина! Новых тебе открытий и удачи!!!

д.Камилл.


Когда я получил это письмо, я даже не знал, что «Henriette Schulte» – это корабль призрак, который оставил солидный след, в истории Второй мировой войны, на море.

Продолжение следует
река Сок, пароход "Корсаков", "Ева Браун", "Henriette Schulte", история, новости Тольятти

Комментарии (14)

+
0
У нашей «Генриетты Корсаковой» — точно было 9 жизней! :)
avatar

Aceton

  • 7 февраля 2013, 11:20
+
+2
С трудом вспомнил Корсакова, еще ребенком частенько видел его, спасибо за статью, классно!!! :)
avatar

robocop

  • 7 февраля 2013, 11:27
+
+1
Класс! Жду продолжения
avatar

Santa

  • 7 февраля 2013, 11:27
+
+1
Просветите что это за корабль он находится где то в нашей области или что ?!
avatar

France

  • 7 февраля 2013, 13:26
+
0
насколько я понял из текста он сгорел. но может его отреставрировали ?!
avatar

France

  • 7 февраля 2013, 13:27
+
-1
Это «старая дорога» на Самару. После железнодорожного моста, чрез Сок. Фото с горы, от дороги. Сгорел полностью. Потом, видимо, разрезали автогеном на металлолом. Давно там не был. Может у кого есть фото сейчас, этого места?
avatar

Aceton

  • 7 февраля 2013, 13:36
+
+2
Эх, почему я про него забыл? Он мне лет 35 назад таким огромным казался! :)
avatar

robocop

  • 7 февраля 2013, 14:22
+
-1
Мы страшно расточительны и самоуверенны. Хотя, никто не ожидал, что будет 1991 год, распад СССР, потом реставрация капитализма… присвоение бывшей, государственной собственности.
avatar

Aceton

  • 7 февраля 2013, 14:47
+
0
Потрясающая статья, открывающая завесу тайны жизни Корсакова. Ждем продолжения. Самарским «краеведам» внушительное «фи!», никто так и не удосужился выяснить судьбу этого интересного судна… Сам уже долгое время пытаюсь идентифицоравать чем же было судно до «Корсакова», но в итоге искал совсем другое, как оказалось… хотя, кое-какие свои наработки хотел бы скинуть автору)
avatar

401626916

  • 19 февраля 2013, 22:41
+
-2
Автор скоро вернётся из отпуска и порадует, надеюсь, новыми необычными открытиями.

А они, уверяю, есть! :)
avatar

Aceton

  • 19 февраля 2013, 23:09
+
+2
Серия должна была состоять из 128 единиц.
Построено с 1943 по 1948 гг. не менее 67 пароходов на верфях Германии, Голландии, Дании и Бельгии.
Советскому Союзу по репарации передано 18 шт.
В 1947 г. из Эстонского пароходства отдали полякам «Омск» и «Феодосию». «Днепропетровск» в 1948-49 гг., из того же ЭМП, ушел на Сахалин, где отработал до 1972 года.
«Корсаков», переделанный в реф, в отличном качестве можно приобрести на Fotoflite.
www.fotoflite.com/index.php?page=shop.product_details&flypage=NULL&product_id=344598&category_id=6&manufacturer_id=0&option=com_virtuemart&Itemid=20
avatar

shalk

  • 11 апреля 2013, 02:10
+
-1
Спасибо,
shalk, за интересный и полезный комментарий! Удивляет стоимость фото. Хотя… видимо 18.30 фунтов, тех самых стерлингов — для кого то -тьфу.:)
avatar

Aceton

  • 11 апреля 2013, 06:41
+
0
Прошу прощения, вчера дал не совсем точную информацию. «Омск» и «Феодосия», до передачи полякам, входили в состав Латвийского пароходства.
У рыбаков было три таких парохода — «Корсаков», «Невельск» и «Холмск». Судя по всему, после передачи Союзу, все три сразу поставили на переоборудование. Остальные тринадцать были зачислены в ММФ.
9 января 1948 г., при перегоне на Дальний Восток, погиб «Подольск», наскочив на рифы при выходе из Шанхая.
Подробности аварии от участника событий:
www.odessitclub.org/reading_room/katkevich/krumm.php
avatar

shalk

  • 11 апреля 2013, 12:50
+
0
Спасибо, Aceton, за интересную информацию! Разбередил старому моряку душу…
Я примерно на таком (чуть больше) теплоходе «Бердянск» ходил в 1975 году на Южную Америку…
avatar

Shesterin

  • 11 апреля 2013, 10:09

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet