В книге «Шаги дерзновений», вышедшей в 2006 г, в серии «Неизвестный АВТОВАЗ» есть любопытный фрагмент интервью В.В. Каданникова о роли Березовского в истории ВАЗа.
«…Тема жизни ВАЗа в 90-х годах олицетворяется многими с персоной Бориса Абрамовича Березовского, как ни крути. История Березовского в моем представлении — простая, как палка. Его поздно вечером привел еще на Белорусскую, где тогда размещалась дирекция ВАЗа, по-моему в 1991-м, Саша Зибарев, возглавлявший тогда всю систему техобслуживания объединения. У них были какие-то совместные работы по автоматическим системам управления. Березовский был оппонентом у Зибарева на защите
диссертации. Но это позже уже. Знакомы они были давно. Березовский вел какую-то работу со своей командой по системе техобслуживания, даже не по заводу. И сказал, что они предлагают ВАЗу создать совместное предприятия по ЭВМ и в таком составе – наша система техобслуживания, вычислительный центр ВАЗа, Березовский как представитель Института систем управления АН и итальянец Джанни Чеморони, которого я знал еще со времен Турина, он тогда работал на фирме «Оливетти», а я руководил технической делегацией ВАЗа. Я спросил, чем они будут заниматься? Березовский, которого я видел
первый раз, нёс какую-то ахинею. Объяснить попонятнее они не могли, потому что, видимо, сами плохо понимали, полагая, что нужно создать какое-то подобие кооператива,
а дальше будет видно.
— Цена вопроса какова?
— 50 тысяч рублей.
— Мужики, после 10 часов вечера 40 минут обсуждать вопрос, который стоит всего 50 тысяч рублей…
Идите отсюда и несите бумаги, которые нужно для этого подписать.
Вот такой была первая встреча с Березовским. Там, в этом СП, они чем-то занимались, несколько раз приезжал этот Чеморони, тоже плёл чепуху, хотел, чтобы ВАЗ у него купил оборудование. Компьютерная торговля тогда давала неплохие барыши.
Потом Борис активно занялся кампанией по продаже автомобилей. Надо сказать, продавали автомобили они очень хорошо, цены в Москве были очень высокие и платили заводу за поставки всегда аккуратно. У него это был не единственный бизнес, но он один давал ему прямые, наличные доходы. Потом всё это закончилось тем, что «ЛогоВАЛогоВАЗ» взял у нас, по-моему, 3000 автомобилей на приличную сумму около 60 млрд. неденоминированных рублей и вдруг перестал нам платить деньги. До этого были нормальные рабочие взаимоотношения.
Мы вместе создавали Автомобильный Всероссийский Альянс, где Бориса поставили генеральным директором (потом, правда, пришлось его снять), он и в совет директоров АВТОВАЗа входил один год, потом его также вывели.
Народ вазовский сразу его не взлюбил, особенно когда начался невозврат денег. Ведь всё всем сразу стало известно. Вазовцы меня за это разве что на пиках не поднимали. Я разговаривал с Борисом, говорил, что он ведет себя как в гостях на свадьбе, где все гуляют, а он мелочь по карманам гостей и хозяев тырит. Я понимал, что денег у него нет: он тогда широко тратил и на покупку ОРТ и на другие свои политические амбиции. Но он стал искать способы и возможности погасить свои задолженности перед Волжским автозаводом. И тогда возникла идея с взаимозачётом между нами и администрацией Самарской области. Мы договорились передать ей просроченный вексель Березовского на всю сумму долга, ВАЗу на эту сумму списывали налоги, а он, Березовский, восполнил потери Самарского областного бюджета передачей на ту же сумму акций «ЛогоВАЗ». Сделка была легальной и, учитывая тогдашнее положение Березовского в системе государственной власти, на неё пошли.
На этом все наши отношения кончились. И человеческие, и деловые. Мы уже ничего «ЛогоВАЗу» не поставляли. И не общались.
Позитив Березовского в вазовской истории, тем не менее, был: он на каком-то, самом начальном, этапе сумел поддержать ВАЗ эффективной продажей наших автомобилей. В то время, когда мы практически лишились всех прежних адресов на отгрузку. И еще его участие обозначилось для ВАЗа тем, что при содействии «ЛогоВАЗа» (здесь большую роль сыграл Николай Алексеевич Глушков, мой бывший заместитель по экономике, близкий соратник Березовского) была создана еще одна компания для перекрестного владения акциями АВТОВАЗа».
Фрагменты интервью, данного группе ученых-историков Российской Академии государственной службы при Президенте РФ и Института российской истории Академии наук, 5 июля 2005 года в офисе ОАО «АВТОВАЗ» на ул. Спиридоновка в Москве в связи с написанием корпоративной научной истории предприятия в канун его 40-летнего юбилея. Во встрече принимали участие: директор по связям с общественностью П. А. Нахманович, пресс-секретарь председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Е. Ф. Чернова, доктора исторических наук, профессоры М. Р. Зезина, Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов, координатор проекта «Корпоративная культура ОАО «АВТОВАЗ» А. Е. Степанов. Печатается по сокращенной расшифровке аудиозаписи, сделанной в ходе беседы.
Комментарии (23)
В них живут и умирают…
Aceton
Aceton
Djvu
Да нет, всё закончилось потому, что ВАЗовские генералы вдруг начали отжимать у Березовского АВВУ. За что и поплатились суммой 60 млрд. рублей и разрывом отношений с лучшим дилером. Сам, по своей инициативе Березовский никогда не стал бы кидать ВАЗ на деньги.
aleksandr63ru
Djvu
Был у него в постоянных партнерах по бизнесу некий грузин Бадри, вот он мог принять любые, абсолютно самостоятельные решения.
aleksandr63ru
Именно поэтому его Бразилия в международный розыск объявила?
nazxul
robocop
Ну вот твоего недоразвитого мозга даже на этот скудный анализ не хватает :)
Bot-a-nik
Таки -да, более того они ему шли всегда в плюс как гонимому лично Путиным.
Bot-a-nik
anri
alkashh
Ghost
ACC0508
Анатолий Семёнович, может в 1996г.?
andre
ACC0508
Misha
Вначале Березовского привлекли в УОП для того чтобы помочь сделать кандидатскую диссертацию одному начальнику отдела УОП (наработок было много, но ему самому некогда было оформлять это в виде диссертации, получать рецензии, делать публикации и т.д.).
Диссертация была почти готова, но в этот момент этот начальник отдела умер.
Березовский не растерялся и предложил защититься по данной теме Зибареву А.Г. Тот согласился, а дальше уже та история, которая в посте
tushov
Купил году в 1993-1994 книгу «Руководство по обслуживанию и ремонту автомоболей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109» (М., 1992г., тираж 200 000экз., издание подготовлено по заказу АО «АвтоВАЗ»). Был удивлен, что когда пытался найти в ней элементарную информамацию о регулировке каких-то узлов, то не мог этого сделать. При всем при том в книге была масса совершенно неужной и бесполезной информации.
Даже удивился, как же так работники АВТОВАЗа написали такую бестолковую книгу? Но посмотрев на авторов книги, стало всё понятно: член-корреспондент АН РФ Березовский Б.А., доктор технических наук Зибарев А.Г. В книге есть пометка: подготвлена при участии специалистов опытно-промышленного предприятия «АвтоВАЗтехобслуживание» г. Днепропетровска
tushov
Misha
Хотя тираж 200 тыс. экз. подразумевает, полагаю, хороший авторский гонорар
tushov
Misha
tushov
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.