Корреспондент «ПС» побывал в селе Климовка, в районе которого планируется строительство нового моста.
Два с половиной часа — и вы на правом берегу Волги, в Шигонском районе. Чем ближе к реке, тем хуже сёла. Больше заброшенных домов и пустоты. В одной из деревень, где мы проезжаем, малыш беззаботно валяется посреди дороги, играя с дворовыми собаками. Машины здесь редкость. Финишная прямая на Климовку обозначила себя просто — старым асфальтом и отсутствием сотовой связи.
Село встретило хмуро: единственным магазином, закрытым на двухчасовой обед, и сиротливым объявлением, сообщающим, что сегодня в местном ДК будут провожать зиму. Напротив — заброшенное управление колхоза, рядом — стела погибшим в Великой Отечественной. Вокруг ни души. Проваливаясь в талый снег, который под белым покровом таит холодную воду, мы отправились на поиски людей.
И в первом же проулке поняли, что здесь знают предприимчивого тольяттинца, коммунальщика и просто депутата Виктора Попова. Оказывается, он уже успел выкупить колхозные паи у местных жителей.
— О мосте слышали, — неохотно продолжил беседу мужчина, попавшийся в проулке. — Много разговоров, но сами видите — до сих пор еще не построили.
ДК оказался обшарпанным зданием из белого кирпича, в котором сейчас одновременно располагаются библиотека, клуб, медпункт и, когда надо, местный избирательный участок. На праздник проводов зимы мы опоздали, но группку подростков здесь застать еще удалось. О мосте они слышали, но по глазам видно, что им все равно, будет ли он.
— Где-то половина домов в селе пустует, — поделился двенадцатилетний Володя, который вызвался быть нашим проводником и экскурсоводом по селу. — Дачники летом приезжают — село оживает.
Первым делом Вова потащил нас на набережную, где большинство домов принадлежит «городским», а с крутого обрыва открывается впечатляющий вид на Тольятти.
— Тут до Подстёпок по льду не больше часа, — говорит Вова. — Иногда ходим. Лёд крепкий, в этом году еще никто не провалился.
Чуть поодаль виднеются башенные краны и водолазы, копошащиеся на берегу. Рядом с Климовкой проходит магистральный газопровод, который сейчас ремонтирует Газпром. Несмотря на близость такой важной трубы, в селе до сих пор топят печи дровами. В Климовке нет не только газа, но и почты со школой, здания которых сейчас стоят заброшенными друг напротив друга. Покосившаяся синяя изба с решетчатыми окнами когда-то принимала почтовые отправления и выдавала пенсии старикам. Рядом с ней одиноко и глупо расположился оранжевый таксофон, занесенный снегом. Почта ради экономии средств переехала в дом к единственному почтальону.
— Школу закрыли года три назад, когда уехала учительница младших классов, — поведал Вова, проводя нас внутрь заброшенного, но еще крепкого и добротного строения, где когда-то располагалась школа.
По полу разбросаны учебники и методические пособия, детские рисунки и тетради. Часть парт, видимо, украли, а остальные сломали. Стекла выбили местные хулиганы, но не так давно, потому что краска на стенах еще не успела облупиться. Еще одна зима — и здание осядет и придет в негодность. Сейчас все климовские дети (а их не более 20) вынуждены учиться в соседнем селе. Каждое утро их возит туда автобус.
Архитектурный ансамбль разрухи завершают непонятные руины из кирпича, соседствующие с бывшей почтой и школой. По остову можно предположить, что здание было немаленьким.
— Когдато это был магазин, но потом его сломали, — поясняет Вова.
Этой фразой можно описать всю историю Климовки. Все самое лучше здесь когда-то уже было. Здесь находился крупный колхоз-миллионер имени 40-летия Октября, славившийся своими высокими надоями молока. В колхозе было более 300 голов крупного рогатого скота и около 200 свиней. Работали крупная лесопилка и детский сад. В 80-х годах был даже построен небольшой коттеджный поселок для приезжих колхозников и беженцев. Но на этом хорошие времена закончились. От них остались только ржавые кабины тракторов, разбросанные в хаотичном порядке по селу.
Сейчас климовский очаг цивилизации угас. Река рядом, но пристани нет. Дорога есть, но уже давно сюда не ходят рейсовые автобусы. Старожилы с воодушевлением вспоминают те благодатные времена, когда приставали «Метеоры» и «Омики», благодаря которым каждое лето село наводнялось туристами. Но в связи с экономическими трудностями и высокими ценами на билеты пристань убрали.
— Половина села пьет, а половина работает на фер мах, — рассказывает наш юный проводник. — Фермы две. Одна — моей бабушки, там растят коров, а на другой разводят овец.
На одной из ферм работает Саня. Ему чуть за 30, он из Тольятти. Говорит, что работал на ВАЗе, но устал и захотел свободы. Подкопил и вложился в животноводство. Теперь работает сам на себя. В городе у него осталась квартира.
— Ни о чем не жалею, — поделился с нами Саня. — Здесь хорошо, только с местными надо найти общий язык.
Сейчас трудно и представить, что через каких-нибудь пять лет здесь пройдет широченная трасса, по которой нескончаемым потоком и день и ночь будут идти тяжелые фуры. Возможно, со временем в этом новом пригороде Тольятти подорожает земля, появятся любители жизни вдали от пыльных городов. Некоторые, подобно депутату и коммунальщику Виктору Попову, уже сегодня сделали ставку на инвестиционно привлекательное завтра.
Никуда я отсюда не уеду, — прощаясь с нами, сказал Вова. — Мне здесь нравится. Буду, как бабушка, фермой заниматься.
газета «Площадь Свободы»
Факт
Разговоры о строительстве еще одного моста через Волгу, который бы помог разгрузить ГЭС и вывести Тольятти из транспортного тупика, велись еще с советских времен. Но снова о проекте вспомнили лишь в середине 2000х, во времена губернаторства Владимира Артякова. Тогда его планам помешал финансово-экономический кризис 2008 года, заставивший затянуть пояса потуже и отказаться от таких затратных строек. С приходом на должность губернатора Самарской области Николая Меркушкина строительство моста было поддержано на самом высоком уровне: его одобрил Владимир Путин. На данный момент уже выделено почти 500 млн рублей на проектные работы. Планируется, что они завершатся к лету. Предполагается, что протяженность сооружения составит 3,5 км и будет выходить на федеральную трассу М5 Москва — Челябинск. Для этого будет построена обводная дорога с северной стороны АВТОВАЗа. Если не будет проблем с финансированием, то новый мост откроют в 2018 году. По задумке авторов, мостовой переход должен разгрузить трассу М5.
Смотреть фото.
Комментарии (23)
Misha
Sil
Misha
Sil
Misha
Sil
alkashh
Sil
Lira
zuko
Умирают деревни и города. Но если построен будет мост- всё перевернётся в округе.
Может и дождётся Виктор Попов своего часа. Это, если какой-нибудь «Кипр» местного разлива не помешает.
Aceton
думаю, эта земля только по своему назначению — сельскохозяйственная. на самом деле не обрабатывалась, брошена.Возможно, Попов её под строительство выкупает ( под что же ещё??), только последнее законодательство ужесточает режим перевода земель с/х назначения в другие категории. Одним словом, много дороже. Не прогадал бы Попов, иначе плачь, а паши да сей…
Ghost
zuko
Sil
Beashen
55555
Ghost
tushov
а губернатор до сих пор еще не знает: «кто такой попов?»)))
chip
hicks
emelya
Santa
megalada
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.