В этом году Пасха приходится на майские праздники и почти совпадает с Днем Победы. С началом Великой Отечественной войны священники полной мерой разделили судьбу своих прихожан.
На рассвете 9 октября 1943 года в приходскую церковь белорусского села Хойно ворвались фашисты.
Священнику Косьме Раине приказали разоблачиться, повели в полицейский участок, обыскали. Документы и часы офицер отдал переводчику. «Вам они больше не понадобятся», — улыбнулся тот. И два солдатика-чеха повели батюшку на расстрел.
…Протоиерей Косьма Раина был потомственным священником. Его отец с крестом и Евангелием плавал на военных российских кораблях и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре. Немецкая оккупация застала протоиерея и его большую семью — а было у него семеро детей — в Пинском районе Брестской области и сразу поставила перед выбором.
Оккупационные власти требовали молиться «об освобождении страны российской и победоносном германском воинстве». Но отец Косьма каждый раз читал молитву каноническую. А когда на него доносили, говорил, что забылся, прочитал по инерции.
Нет, не безбожным властям служил отец Косьма, а пастве своей, народу православному, на плечи которого обрушилось тяжелое бремя войны.
Этот народ день и ночь тек и тек на восток по лесным и полевым дорогам — беженцы, раненные, окруженцы, и матушка то и дело выпекала хлеб, варила картошку, помогала одеждой, обувкой, лекарствами. Раненые причащались, просили молитв за павших товарищей, за себя и близких.
После традиционного пасхального богослужения отец Косьма объявлял сбор подарков для детей и партизан. А через несколько дней, обливаясь слезами, отпевал посемейно расстрелянных и сожженных жителей недалекой деревни Невель. Затем ехал в глухую деревеньку Семиховичи — базу партизан — и в небольшой церквушке, которую, смалодушничав (Бог ему судия), бросил молодой священник, причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал умерших и погибших.
Как учителя уходили в гетто с учениками, как врачи принимали смерть вместе с ранеными, так и священники разделяли судьбу прихожан.
Приходской
священник Иоанн Лойко принародно благословил сыновей Владимира, Георгия и Александра в партизаны. «Мое оружие на врази крест святой, поруганный супостатами, и слово Божие, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Батьковщине». Отца Иоанна каратели сожгли вместе с прихожанами в церкви. После войны на месте того страшного пожарища установили обелиск, где поначалу было и имя священника, но потом почему-то исчезло.
Священник Николай Пыжевич, друг отца Косьмы, помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами и даже распространял листовки. Донесли. В сентябре 43-го в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже было скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, как дом его, где остались жена и пятеро дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. «Я здесь, — закричал он. — Меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте…»
Офицер ударом сапога бросил его на землю и расстрелял в упор, а тело священника бросили в уже пылающий дом. Через какое-то время полностью было уничтожено и все село, а жители его сожжены в храме.
Летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу слезно обратились родственники погибшего… полицая. Никто, мол, из священников не соглашается отпевать покойника, не пришлете ли своего партизанского батюшку? В отряде служил тогда
протоиерей Александр Романушко. В сопровождении двух партизан-автоматчиков он явился на кладбище. Там уже стояли вооруженные полицаи. Облачился, немного помолчал. И вдруг:
— Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв заслужил во гробе предлежащий. Он изменник Родины и убийца невинных стариков и детей. Вместо вечной памяти мы все, — он высоко поднял голову и возвысил голос, — произносим «анафема»!
Собравшиеся оцепенели. А священник, подойдя к полицаям, продолжал:
— К вам, заблудшим, обращаюсь: пока не поздно, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников…
В группу базирования отец Александр привел почти целый отряд, и был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
Источник:
портал «Столетие».
Комментарии (32)
После был партизанский лагерь, встреча с сыновьями. Вместе отвоевывали у фашистов матушку, которую немцы с другими партизанскими женами и детьми хотели было отправить в концлагерь.
За праздничным столом всей семье приходского священника Раины удалось собраться лишь в 1946 году.
Lira
Я вот только сильно сомневаюсь за нынешних служителей церкви, особенно за патриарха и его подельничков. Случись, не дай Бог, что-нибудь похожее на войну, ну, например, заедет к нам НАТО на танках, сдристнут они куда-нибудь в тину или ещё лучше, будут встречать захватчиков крестным ходом. Нет у меня им, патриарху и камарильи его, ни какой веры.
Beashen
Lira
polniy
Причем не очень умное.
т.е. все прекрасно знают, куда обращаться к командиру партизанского отряда? обратите внимание на воинское звание командира отряда — отряд относился к крупным, сформированным еще в предвоенные годы.
фентези набирает обороты.
Интересно, в ставке ВГК знают, что у коммуниста, генерал-майора, в отряде есть должность «партизанского батюшки»? особо интересно мнение политрука отряда.
а чего сразу не в сопровождении самого командира отряда? видимо, желание соврать начисто отшибает здравый смысл.
охренеть)))))))))
пиздежьвранье чистой воды. за такие фокусы ему не медаль полагалась. кстати, история скромно умалчивает, куда делись полицаи после привода их в отряд? куда смотрели оккупационые власти после того, как целый отряд куда-то пропал?Ну и по мелочи:
разве священник может принимать мирские награды?
медаль «Партизану Отечественной войны» 1 степени выдается за собые заслуги в деле организации партизанского движения, за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за Советскую Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков. И Александр Романушко действительно был ей награжден. Но не за спасение заблудших душ, а за рельные боевые операции, в которых проявил себя героем.
Ну и еще до кучи. Почему так немного упоминаний о священниках, воевавших в Отечественную, хотя священников ыло очень много — Россия большая, в каждой деревне церквушка. Да потому что реальность выглядела примерно так:
И таких примеров, к сожалению, куда поболее примеров священиков-героев, коим, безусловно, был Александр Романушко. Только не фентезийным, описанным православнутым на всю башку автором бреда, а вполне настоящим.
nazxul
И это пишет доцент, кандидат наук! Почем диссертацию купили? Много ли батюшек осталось в деревнях к 1941 году? И эта фотография, которую вы к месту или ни к месту шлепаете, вообще ни о чем не говорит, ибо на оккупированных терриориях оставались миллионы граждан, военнопленных, которым батюшкт помогали, даже в концлагерях.
robocop
БогЦК КПСС велел обрабатывать прихожан до последнего и воевать против немцев.number5
robocop
Вот если оценивать именно к этому году у доховенства были наивысшие рычаги управления, и результат февраль — 1917-го. Ну сдали же помазанника божьего с потрохами, с полпинка сдали, бороться даже не пытались, вы хуже большевиков ибо предатели.
Bot-a-nik
Кто-то сдал кто-то нет, речь не об этом. Это не пост о внутрицерковном расколе.
Ну да ну да и Бастилию тоже я.
Lira
Не было никакого «внутрицерковного раскола» ни 1916 ни 1917-м, все дружно отказались от батюшки царя в феврале и начали петь гимн «республике» в то время незнамо чему и кому.
Bot-a-nik
Это не военный корпус, еще не хватало чтобы священники в гражданской войне участвовали.
Lira
Ясен пень, ни кто от них этого участия и не требовал, императора всея Руси зачем так скоро морально сдали? И главное кому сдали? Самый ИНТЕРЕСНЫЙ тут вопрос. Плакаться то что вашего брата и сестру гнобили в гулагах зачем потом?
Bot-a-nik
а они не участвовали?
nazxul
да не дороже твоего диплома о высшем образовании ;)
вообще — прилично. как видно из текста сохранен сам институт церкви: ведется переписка «рядовых» священников с архиепископами, да и патриарх на месте.
она говорит об активном сотрудничестве РПЦ с оккупантами. это документальный факт. как и то, что в частях Власова ОБЯЗАТЕЛЬНО были полковые и дивизионные священники, а солдат отправляли в бой после ОБЯЗАТЕЛЬНОГО молебна.
вот сейчас это о чем?
nazxul
То есть если сохранен патриарх, пяток архиепископов это говорит о приличном количестве священников в стране? Да на весь 700 тысячный Тольятти к 1985 году была одна церковь с парой батюшек. В Самаре тоже была всего одна действующая церковь.
Есть ли смысл хуйвенбинам назхуям чего-то доказывать, когда они истории не знают и не желают знать?!
robocop
То, что кто-то предавал как-то умаляет подвиг тех кто жизнь за родину отдал? Или мы в дни памяти героической победы русского народа не героев уже вспоминать должны? Или же для nazxulа если героями названы один, два, три человека реально участвовавших в войне это фигня потому что не 200 не 1000.
Lira
Даже многие немцы за нашу победу свои жизни отдавали и что? Ну предало Николая II-го духовенство В ЦЕЛОМ? Предало. То что предатели чуть позже огребли по полной, так поделом им за деяния их.
Bot-a-nik
Lira
Почтим память сотен и тысяч немцев противостоявших нацистскому угару, но это никак не отменит что накануне 2-й мировой в целом немецкая нация сошла с ума.
Bot-a-nik
Священник Федор Пузанов
(1888-1965)
Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.
Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.
«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны»
Lira
и что характерно — служил и не был расстрелян.
вот тут бы михаилу (с некупленым дипломом) и задаться вопросом — кто допустил его до служения?
nazxul
Misha
Священником был и Павел, но был отстранен коммунистическими властями от должности, и за тунеядство — никто не хотел брать на работу бывшего священника — едва не угодил за решетку. Спасли партизанские награды. Священствовать он больше не мог, и многие годы руководил приходским советом в том храме, где покоится прах его отца. Он и рассказал мне о партизанских священниках. Мы много с ним беседовали об этом. Он подарил мне свою книжку, изданную небольшим тиражом. Но, к сожалению, в свой очередной приезд в Питер, я его в церкви уже не нашел… Похоронен он здесь же, на Серафимовском кладбище.
Вам с Назгулом видимо виднее, сидя перед монитором, за 70 с лишним лет от войны, чем участникам тех событий.
Lira
опять со слов православного врунишки.
учите историю: что такое партизанские отряды, как создавались и почему некоторых партизан после прихода частей РККА отправляли на нары.
nazxul
Человек хотел поделиться наблюдением о совпадении поздней Пасхи с праздником Победы.
В итоге — «знатоки» нагородили кучу негатива.
От Церкви и священников не убудет. Другое дело, что не все источники подробно и достоверно описывают ситуацию.
Человек на войне — сложная тема. Тем более — если человек верующий или атеист.
Aceton
Да не в этом дело, в дни памяти важных для страны и людей в ней живущих событий, нормально вспоминать героев, участников таких событий. Это говорит о здоровье нации, показывает что мы не иваны — не помнящие родства. И многие вспоминают, у кого-то еще живы родственники воевавшие в ВОВ. Кто-то просто вспоминает те события по воспоминаниям участников. Но это же нереально вспомнить всех поименно, узнать обо всех. Мы выбираем из множества те кусочки информации, которые нам более интересны. Если бы я была мальчишкой-подростком, наверно меня больше заинтересовали бы дети -участники войны. Была бы врачем — врачи и т.п.
Просто это даже неприлично
обсиратьоскоблять память участников войны только потому что о них пишет человек, взгляды которого тебе не симпатичны. Ну как-то взрослым людям уже пора уметь отличать зерна от плевел. Тем более преподавателю ВУЗу. Не зря говорят народная война, все кто вне участвовал, кто приближал победу достойны уважения и памяти.Lira
Bot-a-nik
Спасибо, конечно, думаю тем кто пал в боях нафиг ваше прощение не нужно.
Lira
Вы о каких боях конкретно Lira? Крестоносцев? Да нафиг ничего общего хотеть в принципе не желаю. В боях за то что живу сейчас я (себя можете вычеркнуть если западло) гибли все и православные и католики и мусульмане и буддисты и атеисты и удеи. Хотите быть благодарными, исключительно одним православным, право Ваше.
Bot-a-nik
аффтар этого фентези переиначивает историю в пользу своих взглядов, продиктованных его личными тараканами в башке. придумывает многие факты. иначе говоря — занимается фальсификацией.
nazxul
Bot-a-nik
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.