Прочитано на просторах Хабра
Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.
Преамбула
Место действия: Москва, август сего года.
Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.
Вместо пролога
Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.
Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…
Фабула
Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.
Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.
В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.
Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:
Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.
В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?
Вместо эпилога
Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…
Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.
Комментарии (79)
Да и проблема характерна для всех направлений: медицина, другие технические направления… Может только проблем нет в гуманитарных направлениях, там делов то: дай парту и тетрадку.
ya2tlt
LazyCat
Вы посмотрите на многих наших бизнесменов, от силы они могут иметь дела только в России, и то если как правило задействован административный ресурс.
Скажем Батурина очень за короткий срок сколотила миллиардный бизнес, но за несколько лет в Австрии на одного вменяемого проекта.
Или бывший владелец Евросети Чичваркин. Типа креативный, успешный бизнесмен. Сидит в Лондоне уже лет десять и далее как мелкого винного магазина не продвинулся.
Можно привести примеры и местных бизнесменов. Чванливые и недалекие люди. Бывшие комсомольские вожаки привыкшие давить админресурсом. В условиях открытой конкуренции быстро сдуваются. Фамилии называть не буду, вы их и так знаете.
robocop
Beashen
Да радоваться надо, чем ниже конкуренция, тем больше з/п толкового инженера. Да и не только инженера, любого специалиста касается.
Arbo2
Beashen
Сперва будет кадровый голод, на фоне которого будет расти зп у толковых. Кому то все же придется довольствоваться магистрами.
Одним словом сами специалисты от этого только выиграют.
Может рано или поздно быть инженером станет престижнее чем менеджером.
Arbo2
Жаба не разрешила отдать сервисёрам пятисотку за ремонт планшета (отвалился разъём зарядки), купил простенький 25-ваттный паяльник и припой за 245 и тряхнул стариной.
Диодный мост смутно помню, вроде как на третьей картинке похож, но направление двух диодов неправильное.
iBolit-TLT
Mefistofile
ya2tlt
LazyCat
Mefistofile
LazyCat
ya2tlt
Mefistofile
ya2tlt
Mefistofile
LazyCat
Santa
LazyCat
Santa
LazyCat
Santa
ya2tlt
Santa
Шакурский всегда учил все делать самому. Типа, чтобы что-то считать на компе, нужно его полностью самому сделать и потом весь софт написать
ya2tlt
LazyCat
ya2tlt
Santa
LazyCat
Santa
ya2tlt
ya2tlt
witt
ya2tlt
У меня ММФ — тоже как страшный сон помнится. Учил после нового года честно 7 дней, пришел на экзамен — голова пустая, препод погонял, открывает зачетку, а там три пятерки, вздохнул и троебан влепил :)
witt
Santa
ya2tlt
Mefistofile
К сожалению сразу после моего окончания, целые кафедры высококлассных специалистов стали выезжать в Израиль. Теперь профессора и доценты работают там парикмахерами и ресторатами. Какой сейчас уровень преподавания в Самарском строительном институте не знаю.
robocop
ya2tlt
Помню с первых курсов с ужасом смотрел на школу, т.к. там формулы давали под зубрешку практически, а в универе принцип получения. Поэтому никогда особо не помнил формулы, но помнил как ее получить.
Поэтому считаю основной задачей универа — научить думать, заставить «голову вертеться».
ya2tlt
С технологиями у нас беда. Я даже дочери уже объяснил, в чем отличие ацетона (кстати где он) от керосина или уайт- спирта. Что б точно знала чем лак с ногтей снимать))))
Santa
Beashen
Santa
Beashen
Santa
ya2tlt
LazyCat
ya2tlt
Santa
ya2tlt
Santa
ya2tlt
Santa
ya2tlt
Santa
ya2tlt
ya2tlt
Santa
ya2tlt
LazyCat
Santa
Beashen
Santa
Сколько страшных слов вы здесь наговорили! А мне до сих пор снится один и тот же сон: экзамен по физике. Или математике. И я ни-че-гошеньки не знаю. Ноль. Просыпаюсь, стуча зубами. Хотя по физике была твёрдая четвёрка, по алгебре — пять. но я совершенно не технарь. Здесь мы с мужем абсолютно разные.
Ghost
ya2tlt
Santa
ya2tlt
Santa
LazyCat
Сидим мы в этом городе…
Santa
LazyCat
Santa
55555
LazyCat
55555
Santa
Нашли, где искать… Среди кредитного купи-продажного сброда… «Кинули» бы вакансию в регионы и среди прочих ништяков предоставили бы жильё с частичной оплатой… Так в своё время нашли «родоначальника советского атома» Курчатова — парня с головой, но с голой ж%пой
SlesarVova
zuko
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.