4 февраля 2014 года на базе МАУ Агентства экономического развития г. Тольятти прошёл семинар на тему «Полномочия ГПН МЧС России. Организация проведения плановых и внеплановых проверок на объектах защиты, в том числе при независимой оценке рисков». Ознакомительный семинар провел начальник отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский, полковник внутренней службы
А.И. Сивань.
На мероприятии присутствовали представители малого и среднего бизнеса, муниципальных учреждений, товариществ собственников жилья. В общей сложности порядка 25 организаций.
Андрей Иванович Сивань напомнил участникам семинара, что надзорно-профилактическую деятельность административный орган осуществляет в соответствии с требованиями Федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», рядом Постановлений Правительства РФ, положениями Административных регламентов, утв. Приказами МЧС России по исполнению государственной функции по надзору в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
А это значит, что наряду с профилактикой и консультационной помощью, по основаниям, указанным в 294-м Федеральном законе должностные лица ГПН проводят плановые и внеплановые, выездные и документарные проверки по соблюдению обязательных требований законодательства по пожарной безопасности, гражданской обороне, защите населения от ЧС, по лицензированию отдельных видов деятельности. По пожарной безопасности проверяются объекты защиты, то есть здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которым установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
К субъектам надзора в области гражданской обороны относятся федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие мобилизационное задание, то есть такие, которые будут продолжать работу в военное время, а также организации, эксплуатирующие объекты гражданской обороны, например убежища.
К субъектам надзора в области защиты населения и территорий от ЧС относятся федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации – объекты жизнеобеспечения, потенциально-опасные объекты, критически важные объекты и другие, расположенные на территориях, подверженных опасному химическому, радиационному и др. заражению.
От участников семинара прозвучали наиболее интересующие вопросы? Например, какова частота плановых и внеплановых проверок? По каким основаниям инспектор осуществляет выход на внеплановую проверку? Что смотрит планово и что может проверять внепланово?
Начальник ОНД пояснил, что плановые проверки проводятся один раз в три года. Частота внеплановых проверок зависит от сроков исполнения ранее выданных предписаний по устранению выявленных нарушений.
По согласованию с органом прокуратуры также проводятся внеплановые проверки при поступлении в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан (жалоб), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
А) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Б) причинение угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Представители малого и среднего бизнеса задали вопрос: подлежат ли в настоящее время плановым проверкам юридические лица их категории? На что А.И. Сивань ответил, что в августе 2014 года, перед началом периода планирования, от руководства МЧС России поступила директива о том, что объекты защиты малого и среднего бизнеса на 2015 год планированию не подлежат. По Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» руководители таких организаций обязаны подтвердить категорию своего предприятия в соответствии с заданными в законе критериями и официальным реестром субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, если на объекте защиты имеется ранее выданное предписание об устранении нарушений, внеплановая проверка будет проведена в установленный срок и нарушения желательно устранить, обезопасить своих работников.
Что такое независимая оценка риска (НОР)? Какие организации имеют право проводить НОР? Сколько по времени действует заключение НОР?
В настоящее время перспективно направление независимой оценки пожарного риска. Независимая оценка пожарного риска выполняется аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Порядок прохождения аккредитации экспертными организациями установлен Приказом МЧС РФ от 25.11.2009 N 660
«Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Экспертные организации обязаны иметь в своем штате не менее 5 аккредитованных специалистов – экспертов, а также поверенное контрольно-измерительное оборудование, в целом соответствовать ряду требований, указанных в приказе.
Целью проведения независимой оценки пожарного риска является получение руководством предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте, а также определение приоритетных направлений по устранению большого количества недостатков в системе безопасности, что приводит к снижению финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Более того наличие на объекте заключения НОР отражается на периодичности плановых проверок. То есть, если к нам в ОНД поступает заключение НОР до момента планирования проверок (до 1 октября), то данный объект не попадает в годовой план проверок на следующий год. Если объект, не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере…», то НОР действует до 3-х лет, а также в соответствии с условиями, прописанными в договоре на данную услугу.
Касаемо проведения внеплановой проверки объекта защиты, на который в орган ГПН поступило из соответствующей экспертной организации заключение НОР, то если при наличии предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты в период проведения внеплановой проверки исполнения предписания выполнена независимая оценка пожарного риска, аккредитованной в добровольном порядке организацией, или представлен расчет пожарного риска, должностное лицо органа ГПН осуществляет проверку расчета пожарного риска и выполнение предписываемых мероприятий, предусмотренных противопожарным режимом.
Расчёт пожарного риска должен осуществляться в соответствии с Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска…», определение расчетных величин пожарного риска проводится по методике утв. Приказом МЧС России от 30.06.09г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
«Мы надеемся, что такие нужные и важные встречи с представителями бизнес-сообщества на площадке Тольяттинского бизнес-инкубатора будут продолжаться в дальнейшем. На 2015 год запланировано поквартально 4 основных встречи. Вопросы и предложения по темам Вы можете направлять на электронную почту ОНД – ogpntlt@yandex.ru, записываться на консультации к инспекторам по телефону 30-97-94. Разъяснение законодательства и рекомендации по профилактике пожаров и ЧС также можно отслеживать на сайте МЧС Тольятти www.mchs-tlt.ru», — резюмировал итоги встречи
А.И. Сивань, начальник ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский.
Инспектор ОНД г.о. Тольятти
и м.р. Ставропольский
Елена Кишенкова
Комментарии (1)
PINGvin
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.