Тольятти стал первым городом области, который Николай Меркушкин посетил в качестве утвержденного главы региона.
Что заинтересовало его в Автограде? Какие кадровые изменения в ближайшее время возможны в мэрии Тольятти? Рассчитывают ли новые власти выиграть спор с Росимуществом о праве сбора средств с земель под АвтоВАЗом и другими крупными предприятиями? Сколько денег нужно городу, чтобы предотвратить тотальное разрушение дорог? На эти и другие вопросы «СО» ответил мэр Тольятти Сергей Андреев.
— Тольятти стал первым городом, который новый губернатор Николай Меркушкин посетил после своего официального утверждения в должности. Делился ли он с вами своими впечатлениями об Автограде после визита?
— Насколько я могу судить, визит Николая Ивановича в Тольятти носил ознакомительный характер. Губернатор познакомился с крупнейшим предприятием региона — АвтоВАЗом, особой экономической зоной, технопарком «Жигулевская долина», спорткомплексом «Лада-Арена». На мой взгляд, самое больше впечатление на главу региона произвели масштабы технического перевооружения главного предприятия города — АвтоВАЗа.
— Будут ли произведены какие-либо кадровые изменения в мэрии Тольятти в связи со сменой губернатора? Останутся ли на своих постах выходцы из «Волжских коммунальных систем»?
— Во время визита в Тольятти губернатор познакомился с основными руководителями городской администрации. Речи о ротации кадров или смене руководящего состава не было. И это естественно. Вопросы кадрового состава мэрии не являются стратегическими для руководителя региона. Куда более значима проводимая мэрией работа по обеспечению горожанам достойных условий жизни.
— Почему вы решили сделать своим замом по социальной сфере жительницу Самары Елену Ширнину? Это связано с тем, что г-жа Ширнина прошлой осенью едва не пошла вместе с вами на выборы по спискам «Правого дела»?
— Нами и в самом деле достигнуты предварительные договоренности с Еленой Ширниной о ее переходе на работу в мэрию Тольятти. Я знаком с ее деятельностью в крупной региональной коммерческой структуре, где она руководила рядом социально ориентированных проектов. Их масштаб и качество проработки смогли заинтересовать не только областных, но и федеральных чиновников. Убежден, что идеи и проекты такого уровня смогут серьезно оживить социальную сферу Тольятти.
— Кто будет руководить городским спорткомитетом?
— В настоящий момент принято окончательное решение, что наша команда расстанется с Василием Одиноковым. Кто займет его место — вопрос еще не решенный. В определенной мере это связано с тем, что новый заместитель мэра по социальным вопросам еще не приступил к выполнению своих функций.
— Поднимался ли в ходе вашего общения с губернатором вопрос о предстоящих выборах в думу Тольятти?
— Не поднимался.
— Насколько вероятно, что через какое-то время вы инициируете изменения в устав Тольятти, предполагающие избрание мэра по схеме сити-менеджера? Ведь такую идею ранее вы поддерживали?
— Изменение устава города является прерогативой городской думы. Я со своей стороны не планирую выходить на думу с такой инициативой. Все еще считаю, что схема с избранием сити-менеджера была бы полезной, но не думаю, что инициатором этих изменений должен быть мэр.
— Может ли Тольятти снова стать городом, полностью обеспечивающим себя?
— При нынешней системе распределения налоговых доходов сделать это трудно. Такая ситуация характерна для всей страны — муниципалитеты не являются самодостаточными. Тем не менее, у Тольятти есть резервы для увеличения доходов. Самара очень динамично нарастила доходы бюджета за последние три года за счет удачного администрирования, связанного с земельным налогом. По этому пути, возможно, пойдет и Тольятти.
— Будет ли муниципалитет отстаивать свое право на сбор денег за участки, на которых расположены крупные предприятия? Или эта борьба уже лишена смысла, и средства все равно уйдут в федеральный бюджет?
— АвтоВАЗ и предприятия «СИБУРа» в Тольятти еще в прошлом году подали заявления на выкуп арендованных земельных участков. Когда этот выкуп состоится, городская казна будет пополняться за счет налога на землю. Это несколько компенсирует наши потери, хотя ежемесячный доход от земельного налога несколько меньше арендной платы. Но мы будем бороться и за другие, более мелкие, земельные участки. Будем предпринимать лоббистские усилия с тем, чтобы исправить эту, по сути, техническую ошибку, из-за которой город потерял существенную часть своих доходов.
— В 2009-2011 годах Тольятти получил из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ огромные субсидии на капремонт домов, однако выполненные работы привели к массовым жалобам жильцов и даже возбуждению уголовных дел. Рассчитываете ли вы после такого скандала на дополнительное финансирование в сопоставимых объемах?
— Мы, безусловно, будем пытаться увеличить поступление средств на капремонт жилья из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Согласен, что репутация города несколько подпорчена некачественным выполнением работ со стороны некоторых подрядчиков. Город получил около 2 млрд рублей на капитальный ремонт жилого фонда. Другие муниципалитеты были существенно обделены. Но я думаю, что если бы результаты ремонта в предыдущие годы были лучше, мы могли бы претендовать на большее и в 2012, и в 2013 году. Мы сейчас анализируем жалобы, которые поступают, и уже есть примеры, когда переделываются работы, которые были произведены некачественно.
— Один детский сад в год, благоустройство внутриквартальных территорий, повышение зарплат бюджетникам — это лишь немногая часть ваших предвыборных обещаний. За счет каких средств вы намерены их исполнять?
— 1 июня мы откроем один детский сад в 18-м квартале. Уже начали заниматься реконструкцией еще двух зданий детских садов, которые нам передал АвтоВАЗ, надеемся ввести их в эксплуатацию до конца декабря. Выделены деньги и на проект завершения недостроенного детсада в 16-м квартале — работы начнем в 2013 году. Так что, как видите, решать проблему отсутствия мест в дошкольных учреждениях мы будем системно. Уверен, что уже через пару лет будет конкретный результат.
На благоустройство территорий у нас вообще беспрецедентные расходы, если соотнести их с нашими бюджетными возможностями. Мы расходуем в этом году более 200 млн рублей на программу благоустройства внутриквартальных территорий. Кроме того, получаем из регионального бюджета около 150 млн рублей на ремонт дорог внутри кварталов.
— Начальник областного УГИБДД Игорь Антонов в недавнем интервью «СО» раскритиковал объемы средств, выделяемых на ремонт дорог Тольятти, и спрогнозировал тотальное разрушение улично-дорожной сети города менее чем через пять лет. Что вы можете на это ответить?
— В этом году город направит около 500 млн рублей на ремонт и строительство дорог, включая внутриквартальные проезды. Это меньше, чем на те же нужды направляет Самара. Но Самара больше, чем Тольятти. К тому же нельзя забывать, что у нас нет таких дорог, как, например, Московское шоссе, которые содержались бы за счет регионального бюджета. Правда, за счет средств региона будут реконструировать Обводное шоссе. На это выделено 650 млн рублей.
На дороги Тольятти на самом деле необходимы миллиарды рублей. Только на то, чтобы достроить улицу 40 лет Победы, которая может отчасти разгрузить Южное шоссе, необходимо около 1,5 млрд. В год на ремонт и строительство дорог Тольятти нужно по 1-1,5 млрд рублей. Но и эта цифра, возможно, будет скорректирована, так как ряд городских дорог нужно просто строить заново. Они построены давно и не рассчитаны на нынешнюю нагрузку.
— Когда Тольятти в соответствии с вашей предвыборной программой перейдет к практике заключения долгосрочных договоров с подрядчиками на обслуживание городских дорог?
— Мы планируем делать это с будущего года. Контракты будут заключаться на срок до пяти лет. Ремонт дороги будет произведен в первый год контракта, а затем компания-подрядчик должна лишь ее обслуживать. Если ремонт был произведен некачественно и дорога придет в негодность раньше времени, подрядчик будет исправлять недостатки за свой счет.
— Планируется ли продажа непрофильных активов АвтоВАЗа, переданных на баланс муниципалитета?
— Они будут использоваться по назначению. Зачем непременно их продавать? ДКиТ мы планируем вывести на самоокупаемость или даже на небольшую прибыль — отчасти за счет сдачи помещений в аренду, отчасти за счет доходов от концертной деятельности. По большей части объектов — детских садов, стадиона «Торпедо» и некоторых других — бюджет города будет нести определенные затраты, потому что с этого года федеральный бюджет больше не субсидирует их содержание. Сумма затрат значительна, из-за чего нам пришлось несколько сократить часть расходов, например, на содержание дорог.
— Как будет решаться проблема долгов тольяттинских управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов?
— В прошлом году город завершил программу оснащения жилых домов приборами учета тепла и воды в Автозаводском районе, поэтому управляющие компании этого района перестали накапливать долги. По той части долга, которая образовалась до 2011 года, а это около 380 млн рублей, в настоящее время ведется работа с региональными властями. Другая ситуация складывается с выпадающими доходами части городских управляющих компаний, которые обслуживают Комсомольский район, где себестоимость теплоснабжения выше предельного индекса роста тарифов для населения. Эти компании судятся с региональным правительством, как с органом, установившим тариф, оказавшийся ниже себестоимости теплоснабжения. В дальнейшем эта проблема может быть решена путем создания единой теплоснабжающей организации в городе, в результате чего тариф будет усредняться.
— Будет ли в Тольятти на базе активов «ТЕВИСа» и «ПО КХ» создана единая энергоснабжающая организация?
— И во время выборов, и сейчас я ратую за создание единого расчетно-кассового центра. Эта структура будет призвана обеспечить законность и прозрачность расчетов горожан с ресурсоснабжающими и управляющими кампаниями. Единая энергоснабжающая организация — это отдельный проект, который заслуживает внимания, так как позволил бы решить проблему разницы тарифов в разных районах города.
— Каково ваше отношение к проекту строительства дороги между Автозаводским и Центральным районами города через лес?
— Я не сторонник строительства лесной дороги. В то же время хотелось бы отметить, что город испытывает острую потребность в скоростной магистрали, соединяющей различные районы.
Самарское обозрение от 28 мая 2012 г.
Комментарии (10)
foma
al2012
Или там недопилено и младомэру сказано носу не совать?
Цирк прямо слово, уже не позорился бы.
Olegoleg
smile52
Народ то, уныло ворчит: «Вот так и будем — по разбитым дорогам ползать и на магистральных улицах, и по внутриквартальным проездам, ребятне нашей видно век, играть рядом с вечно не убранными помойками и на сгнивших игровых площадках, а студенты и пенсионеры согнувшись в позе „ЗЮ“, продолжат коротать время в пути на ржавых троллейбусах и чумазых газелях!
За, что боролись….
angara
Consigliori
Ivanka
Ivanka
Consigliori
Ivanka
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.