Наш город не перестает удивлять. Этим летом, в Тольятти на ВАЗе собран 27 млн. автомобиль, выпущены очередные сотни тысяч тонн аммиака и карбамида на ТоАЗе, десятки гигабайт программно-цифровой продукции выдали «на гора» многочисленные программисты. Но это не все. Внезапно отличилась скромная отрасль муниципального хозяйства — культура. В августе 2012 года в Тольятти был поставлен — оперный спектакль! Хороши пропорции!
22 августа, в 12 часов, в большом зале филармонии состоится генеральный прогон оперы «Скупой» ( режиссера постановщика Антона Гопко). Подробная информация есть на
сайте Филармонии.
Событие неординарное, как и само произведение. Ведь это не мольеровский «Скупой» хотя некоторые аналогии и возникают. Это вполне современная (для всех времен) история из жизни 18 века о молодежи, которая решила собрать денег «на ипотеку» и «кинуть» банк или ломбард. Соответственно, все у хитроумных заемщиков кончилось хорошо, а вот представитель ростовщического «банковско-ломбардного» капитала остался с носом, уповая на высокие проценты по кредиту, без серьезного маркетингового исследования рынка «коротких денег».
Разумеется, что любовь молодых комбинаторов победила пресловутое зло стяжательства старомодного ростовщика.
Итак, начну с того, что перепутав дни, я побывал на репетиции раньше генерального прогона.
Моя торопливость была вознаграждена личными впечатлениями и интервью с режиссером — постановщиком.
Признаться, слушать произведение до премьеры — в этом что-то есть. Тем более оперу, когда вопреки театральным канонам, оркестр располагается не в яме, а на сцене, лицом к зрителям. Наблюдать за лицами музыкантов — не менее интересно, чем за действием. Было очевидно, насколько оркестрантам нравится подчиняться волшебной палочке дирижера Тимура Зангиева. Эмоции музыкантов передавались актерам и зрителям. Это было здорово. Тем более, что я никогда не слышал такой игры нашего оркестра филармонии. Справедливости ради и другой его игры я тоже не слышал достаточно много….: (
Итак. Сцена. Минимум декораций, герои и героини, в костюмах галантного века. Актеры поют, убеждают, лгут, скрывают и раскрывают замыслы, радуются, огорчаются. Для меня смотреть это действо — было вдвойне необычно. Во всяком случае, порывшись в памяти, я вспомнил только «Майскую ночь, или утопленницу» которую я лицезрел в 1980 году, в городе-герое Ленинграде. В 21 веке обстановка в Тольяттинской филармонии была проще и аскетичнее, чем в колыбели революции на 63 году советской власти. Опера в Тольятти – редкий гость.
Видимо 27 млн. автомобилей и 480 тыс. тонн аммиака, в год, для оперной сцены Тольятти не прошли даром …
Итак, посмотрев финал, о котором я вам ничего не скажу, мне захотелось спросить режиссера постановщика, почему был поставлен именно этот спектакль.
Тут Антон Гопко немного просветил меня, заявив, что это редкая возможность послушать русскую классическую музыку 18 века. Спектакль находится в тренде общемировой тенденции взрывообразного интереса к старинной музыке. Он разрушает миф, что до Глинки в России оперы не было. Еще один момент. Композитор Пашкевич один из первых — стал вплетать в музыку русские народные мелодии. Признаться, послушав с полчаса, я стал догадываться, что действительно – опера «Скупой» — зрелище совершенно непохожее на «Шоу уральских пельменей» и «Комедии – клаб» — не к ночи, будь помянут: )
В заключении нашего небольшого диалога я неожиданно для себя спросил Антона: «Кто для вас лучший слушатель?
— В смысле, ФИО? – отпарировал мэтр.
— Нет, кого бы хотелось видеть в зале? – не унимался я.
— В зале, хотелось бы видеть непрофессионалов. Я счастлив от того, что в свою веру мне удалось обратить моих друзей, когда я учился в университете на биолога. На самом деле музыканты: певцы, режиссеры, дирижеры они варятся в своем собственном соку и не подозревают, как много у них друзей вне сферы их деятельности. Как много людей могут оценить серьезное и сложное музыкальное произведение.
Ведь все эти известные авторы – Моцарты, Чайковские – были интеллектуалами. Они знали несколько языков, читали литературные новинки, прекрасно владели словом. К сожалению, большинство «людей искусства» ( наши современники авт.) — этого звания не заслуживают. А вот в науке (инженерии и других сферах) даже когда люди не знают, чем «фа минор» отличается от «до мажора» многие думают, о том, о чем думал автор, интересуются теми же проблемами, которыми интересовался автор. И вот для них и нужно работать. К сожалению, наш оперный истэблишмент ведет себя так, что мол — «это только для нас, это только мы, понимаем». Поэтому наш спектакль — это маленький вклад в решение этой проблемы.
Признаться мне позиция режиссера-постановщика Антона Гопко, оказалась очень близкой, симпатичной и понятной.
Надеюсь, что прочитав эту заметку, кто-нибудь из людей далеких от оперы, отважится оправиться в филармонию, чтобы посмотреть спектакль нашего земляка, живущего в славном городе Лион (Франция), кандидата биологических наук, выпускника ГИТИС 2008 года, мечтающего работать в родном городе Тольятти, режиссером театральных и оперных постановок.
Комментарии (10)
slavasmirnov
На спектакль интересно было бы глянуть, да)
Вообще, надо бы его сюда в дежурные.
(сравнительно) Молодой, тольяттинец заграничный, биолог, опять же)
А то все какие-то унылые блогеры)
Ivan_Burduh-Ali
Саш, в своем нынешнем материале ты рассказал не обо всех участниках. Сейчас под рукой у меня нет релиза, но в анонсах Анатолий Левин — точно был. Или это лишь последствия Опен Фест?
slavasmirnov
Почему я ничего не написал о других участниках? Я с ними не беседовал. А Антон Гопко — это первый человек, который меня сильно и приятно удивил своими интереснейшими рассказами о классической музыке, композиторах, героях музыкальных произведений. Все это на добротной основе знания реалий эпохи, литературы и истории.
Это большая редкость так писать сегодня. Можете удостовериться:
ezhe.ru/ib/archive11475.html
Aceton
Ivan_Burduh-Ali
Кстати, папа Антона Гопко — Виталий Михайлович -автор выдающегося бестселлера для дачников: «Виноград Среднего Поволжья»
Так, что яблоко от яблони, виноград от виноградины… Талантливые люди!
Aceton
На этом сайте и в публичном пространстве просто распределение не то)
Ivan_Burduh-Ali
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.