о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Сейчас скажу

 
Блог для всех кому есть что сказать.
 

Польша и Россия – поиск диалога и примирения часть 1


В 1920 году, девяносто два года назад, произошли события, которые совершенно с противоположных точек зрения рассматривали: военные, историки, писатели, режиссеры и художники Польши и Советского Союза, России…

9 сентября 2012 года, во всех костелах Польши было зачитано совместное «Послание народам Польши и России», подписанное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Председателем Епископской Конференции Польши Архиепископом Юзефом Михаликом.
Подписание и оглашение Послания – это исключительное событие, которое претендует стать прецедентом и символом, примером движения навстречу, покаяния, перед памятью давно ушедших из жизни людей.

Совершенно случайно, нашел упоминание о фильме, ныне здравствующего, 80-летнего классика польского кинематографа — Ежи Гофмана – «Варшавская битва.1920 г.». Поляки любят снимать фильмы «о поляках и для поляков». Правда, иногда их смотрят другие зрители.

Собственно об этом и статья.

Несколько слов о сюжете и содержании фильма «Варшавская битва»1920

События 1920 года, август.

Под Варшавой и Львовом, Красная Армия терпит жестокое поражение. Фильм пана Гофмана, рассказывает эту историю чрез призму любви, разумеется. Польский улан и певица кабаре становятся главными героями патриотической драмы. Причем польского кабаре – в фильме, больше чем нужно. Америка и Германия 20-х – бледная тень Польши.: )


Танец в польском кабаре. Искусство сражается с красными

Разумеется, что положительные герои тут исключительно поляки. Есть правда несколько русских. Это казачий есаул (популярный в Польше Александр Домогаров) и жена расстрелянного русского полковника – Ольга Кабо.


Казачий хорунжий — без усов? Невероятно!

Но это слишком маленький противовес изначальной недоброй массе остальных русских, врагов Польши. К ее врагам относятся и некоторые поляки – Это Феликс Дзержинский и комиссар полка буденовской дивизии. Но эти, скорее исключения из правил.

Самые закоренелые враги Польши – это бойцы, командиры и комиссары Красной Армии. В первых кадрах видно как надвигается конница, с огромными красными флагами, едут, покачиваясь в седлах, всадники в картузах, папахах и буденовках. Кое-кто одет в пастушьи безрукавки овчиной наружу. Наверняка заботливые помощники режиссеров и запасливые костюмеры, использовали эту «овчинку» для скифов, запорожцев и прочих кочевников — сойдет и для красноармейцев.

Сам фильм – добротный набор штампов фильма про войну и довоенную Польшу. Ох, эти безмятежные картинки «старой доброй Польши». Какая-то помесь Америки, Европы и польской элегантности, веселья, военной мишуры и артистической беззаботности. Те, кто смотрел «Ва-банк» — знают, о чем речь. Очень симпатичный и гармоничный мир, которому противостоят оборванные, чумазые и озлобленные «варвары красноармейцы».

Отличить своих, от чужих, просто – внешний вид в мирное время – если грязь, расхлябанность – жди беды от вражины. А вот сами поляки – эталон элегантности, одеты с иголочками и подшитыми поворотничками. У поляков вообще «бзик» и любовь к конфедераткам, ментикам, уланским мундирам, саблям. Сабли тут тоже присутствуют – на свадьбе героя товарищи по полку соединяют их над головами новобрачных – очень красиво.

Кроме сабель в фильме снимаются явно «цифровые» немецкие истребители «Альбатрос», и, кажется, действующие французские легкие танки «Рено-17». Вообщем, у обороняющейся польской армии, призвавшей под свои знамена всех кто способен держать оружие – было чем обороняться. Это правда.

Кратко, хотя и скромнее чем нужно, рассказывается в фильме и история заслуг поручика Яна Ковальского – польского шифровальщика, который со своими сослуживцами взломал шифры Красной Армии, армии Врангеля, а к январю и немецкой армии…

Только представьте себе счастье маршала Пилсудского и польского Генерального штаба, когда в реальном времени, практически, все известно из радиограмм противника о его передвижении, приказах, направлениях атак и отступлений. Причем известно обо всех: красных, белых и украинцев, от Черного до Балтийского моря.

Это и есть очень существенная часть – «Чуда на Висле».

О мотивах сторон противостояния

Итак, еще до стрельбы, фильм дает понять мотивы участия сторон в конфликте.

Основной мотив наступления Красной армии — распространение пожара мировой революции. У польских помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих, ремесленников и интеллигенции — сохранение независимости Польши. Это родной язык, религия, дом, жены, дети, предсказуемое будущее после 123 лет нахождения под скипетром Российской империи. Слишком свежа была память о недавнем прошлом.

Я не умоляю мужества польской армии сражавшейся за свои дома. Это 1920 год. Два года Польша не видит русских войск на своей территории. Поляки убедились, что красные звезды ничем не лучше двуглавых орлов. Красная Армия принесла на своих штыках – репрессии, расстрелы, госхозы, ЧК…

Впечатляют и западают в память сцены грабежа в польской усадьбе, расстрелы и изнасилования. Чумазые красноармейцы беспрекословно выполняют приказы жирного, небритого садиста – комиссара, приказавшего расстрелять польских офицеров. Между прочим, комиссар – сам поляк. Кругом разгром, трупы, конец западной цивилизации.


Через минуту, пленные офицеры будут расстреляны

Правда эти картины красноармейских бесчинств, слишком односторонни, театральны и постановочны. Военные эксцессы — не красят ни одну армию. И в каждой армии они есть. Польская армия – не исключение.

Неплохо сняты батальные сцены. Правда, наступление бесстрашной «красноармейской саранчи» на пулеметы, не очень похоже, на правду жизни. Пулеметы, все-таки…. Количеству «красных» — позавидует число «клопов-солдатиков» в парке Победы Автозаводского района…
Понятно, что польские кинематографисты пожалели свою, киношную кавалерию, не сняв жестокой, кавалерийской схватки и рубки во встречном бою.…


Атака буденновской конницы на пулеметы — впечатляет

А была ли схватка…

Признаться, меня покоробил вид буденовской конницы в фильме. Мы воспитаны на таких фильмах, как: «Неуловимые мстители», «Бег», «Служили два товарища»,« Как закалялась сталь». Нам нелегко смириться с иными трактовками Гражданской войны…

Случайно, в Библиотеке Автограда, мне попалась публикация, в книге русского генерал — лейтенанта Николая Головина «Мысли объ устройстве будущей Россійской Вооруженной силы.» — Белградъ 1925 годъ,,

В этой работе, известного военного историка и аналитика, содержатся описания двух принципиальных вещей, Головин делает выводы на основе мнения участников-наблюдателей советско-польского конфликта ( отчет опубликованный в американском кавалерийском журнале «The Cavalery Jornal» июль 1921 г » американского военного агента в Польше, майора Элберта. Е. Фармана и полковника французской армии Луара — руководителя инструкторской миссии в польской армии).
Итак, генерал Головин отвечает на ряд серьезных вопросов:
1. Почему (именно в Гражданскую войну) кавалерия, не проливая почти крови, стала одерживать решительные победы, и почему это было невозможно, в Первую мировую, когда и лошадей и людей было больше, снабжение лучше, начальники опытнее?
Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Не читая дальше.
Попробовали?
Итак, первый ответ:
В Гражданскую войну кавалерия атаковала не в сомкнутом строю, чему учили до войны. Кавалерия стала оружием маневра. Стоило кавалерийской части зайти во фланг или в тыл, как пехота и артиллерия, а иногда и пулеметы оказывались беспомощны перед натиском всадников. Этим и объясняется, что не очень морально сильные войска предпочитали отступление и просто бегство с поля боя.
2. Как воевала конница Семена Буденного? Что нового внес Буденный в тактику ведения кавалерийского боя с пехотой и конницей противника?
А вот и ответ иноземных спецов и генерала Головина.
Никакого вклада!
Мало того. Конная армия Буденного вернулась ко времени иррегулярной конницы. Генерал-лейтенант Головин пишет:

«Любимая форма атаки Буденного – это атака следующими одна за другой разомкнутыми шеренгами, с интервалами между всадниками в 10 шагов; такая атака, захватывая широкий фронт, производила впечатление, что все поле боя покрыто атакующими всадниками. В тылу этих разомкнутых шеренг шли пулеметы на повозках (тачанках, прим авт.). Они открывали огонь только тогда, когда всадники уклонялись к одному или обоим флангам.»

Еще выдержка:

«Буденный всегда стремился пробраться в тыл противника, избегнув боя. Если он встречал сопротивление, он не проявлял настойчивости, а пробовал в другом месте. Вторая и третья неудача не обезнадеживали его. С большим упрямством он продолжал пробовать. Имев своем распоряжении четыре дивизии, он мог прощупать частью своих сил фронт противника в различных местах, сохраняя силы для развития успеха. Поляки отбившие его части во многих пунктах, радовались своим успехам, а в это время Буденный, найдя не защищаемое место, прошел через фронт и внезапно появился в тылу.

Далее:

«Действия ручным оружием ничтожно. Шашки редко употребляли, за исключением тех случаев, когда добивали и истязали раненых. Способ применения пулеметов, являвшийся новым и представлявший выгоды при действиях против морально неустойчивого противника, негоден для действия против хороших войск. После того, как дух польского войска был восстановлен, эти конные пулеметы прогонялись огнем артиллерии, спешенными пулеметами и часто даже конной атакой. Ружье редко применялось в спешенном строю. Большевики обычно стреляли с коня – большей частью в воздух. Хотя это и производило впечатление на отступающие и разстроенные войска, но расход патронов этим не окупался…»

Итак, заимствовав тактику применения пулеметных тачанок Нестора Махно, по мнению бывшего командира лейб — гвардии Гродненского гусарского полка Николая Головина: « Никаких образцов «будущей» кавалерии Буденный не дал, а возродил только старый тип иррегулярной конницы. С этим типом конницы мы встречались в войнах с турками и другими восточными народами. Во всех областях жизни появление у власти большевиков есть синоним возвращения к варварству…"

Я не буду разбирать политические воззрения Николая Головина. Но мне становится понятно, каким образом, Первая Конная армия, воевала на фронтах гражданской войны. Ясны и причины неминуемого поражения. Об этом красноречиво свидетельствует «Конная армия» Исаака Бабеля. Нельзя только наступать по выжженной земле, не имея продовольствия, фуража, боеприпасов, без сна отдыха, бани… Нельзя каждый день искать подножный корм для лошади и всадника, отбирая последнее у «освобождаемых»…

Вернемся к фильму. С точки зрения очевидцев событий — атаки чуть ли не ротными колоннами на польские пулеметы — это дань «красивости» постановочных кадров. Превращение улиц предместий Варшавы в Сталинград – тоже.

Улицы предместья Варшавы после боя...

Но остается один серьезный вопрос.

Продолжение следует
Библиотека Автограда, Варшавская битва 1920, Послание народам Польши и России

Комментарии (2)

+
0
Не смотрел фильм, но прочитал пост с удовольствием
avatar

Krasav4ik

  • 12 сентября 2012, 23:42
+
-1
Совершенно случайно, нашел упоминание о фильме, ныне здравствующего, 80-летнего классика польского кинематографа — Ежи Гофмана
Не польского кинематографа, а судя по имени еврейского.
Очень симпатичный и гармоничный мир, которому противостоят оборванные, чумазые и озлобленные «варвары красноармейцы».
Вот забавно, еврей высмеивает еврейских комиссаров.А вот как было на самом деле — … В начале 1919 г. Красная армия захватила Вильнюс (Вильно) и было объявлено об образовании — Литовско-Беларусской Социалистической Республика Советов. В Вильнюсе более половины населения были поляками, по этой причине и, исходя из истории, польское правительство считало этот город своим, и, занимаясь строительством своей государственности, и решило воспользоваться бурной ситуацией в России и восстановить границы своего государства времён второго раздела Польши в конце 18-го века. В начале марта 1919 г. польские войска вошли в западные области Советской России и заняли города Слоним и Пинск, а 21 апреля — Вильнюс, где устроили еврейский погром.
Дальше войска Польши не пошли, а Центрожид по причине сражений с деникинскими армиями этим не воспользовался, чтобы атаковать поляков и двинуться в Германию.
Стоит отметить, что в армии Деникина поляки присутствовали — А.И.Деникин:
«До конца 1918 г. средствами Добровольческой армии удалось сформировать польскую бригаду из трёх видов оружия, часть которой под начальством подполковника Малаховского приняла кратковременное, но видное участие в боях на Ставропольском направлении. Когда же в декабре в водах Чёрного моря появились союзники, я отправил польскую бригаду с всею её материальной частью на русском пароходе в Одессу, откуда они двинулись на родину».
В начале 1920 г. войска Центрожида, разбив белых, пошли на юг и заняли Киев, выгнав оттуда Украинское правительство.
Когда украинское правительство Винниченко-Петлюры в борьбе с красными за свою Родину обратилось за помощью к руководству Польши, пообещав отдать полякам юго-западные территории (часть Галиции, Западной Волыни и часть Полесья; во Львове более половины жителей были — поляки), то поляки согласились им помочь. 21 апреля 1920 г. был подписан между сторонами военный договор, и совместными усилиями польские и украинские войска в начале мая 1920 г. отбили у красных Киев.
Польские войска, захватив для Украинского правительства Киев, считали свои договоренности выполненными и дальше не пошли.
На этот раз Центрожид решил воспользоваться ситуацией. Ленин, объясняя войну с Польшей, в своей речи 6 ноября 1920 года посвященной, 3-й годовщине революции говорил:
«Мы тогда знали, что наша победа будет прочной победой только тогда, когда наше дело победит весь мир, потому что мы и начали дело исключительно в расчёте на мировую революцию».
«Глубокий интернационализм Ленина выражался не только в том, что оценку международной обстановки он ставил неизменно на первое место; само завоевание власти в России он рассматривал прежде всего как толчок к европейской революции, которая, как он повторял не раз, для судеб человечества должна иметь несравненно большее значение, чем революция в отсталой России», — объяснял позицию Ленина его друг Лейба Бронштейн.
И хотя Бронштейн заявлял что «Главным инициатором похода был Ленин», но на самом деле идея мировой гегемонии была любимейшей у Бронштейна. Своим он объяснял истинные цели нападения на Польшу — «…подталкивание, ускорение революции в Польше и привнесение в Европу революции извне, на штыках Красной армии… — иначе победа социализма в России невозможна». А оболваненным российским простолюдинам в красноармейской форме он эту акцию объяснял по-другому — Троцкий:
«И наша задача теперь отсечь голову хищному польскому орлу и тем самым помочь польским рабочим и крестьянам поднять над Польской республикой знамя, на котором будут, как и у нас, символы труда»…
Из книги Романа Ключника ,, Лекции президентам,,
avatar

woken

  • 13 сентября 2012, 01:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet