За кадром фильма – пленные красноармейцы
Куда делись десятки тысяч деморализованных, раненых, голодных, больных, оставшихся без пищи, ночлега красноармейцев?
А вот это, и осталось за кадром в брутально — батальном фильме пана Ежи.
Судьба пленных красноармейцев не прослеживается документально. Известно, что в годы Гражданской войны пленные переходили от белых к красным, потом к зеленым, от красных к белым и зеленым и в другом порядке. Белые, обычно расстреливали только пленных из комсостава, комиссаров и коммунистов. Красные после того, как пополнили свои ряды по мобилизации офицерами, у которых семьи оказались в тылу (читай в заложниках) — охотно пускали «в расход» всех попавших к ним в плен «лишних» офицеров. Боеспособность насильно мобилизованных – категория условная.
Пленных красноармейцев в фильме «Варшавская битва.1920» — нет
Бегущие — есть. Убитые – есть. Пленных нет. А пленных, по разным оценкам, были десятки тысяч. Главнокомандующий войсками Юга России – генерал-лейтенант Петр Николаевич Врангель, вел переговоры с поляками, о формировании 3-й — русской армии, в 80 – тыс. человек, из числа пленных красноармейцев. Но это не входило в планы польского правительства. Списка пленных красноармейцев польская сторона, советской не предоставила. Хотя была такая договоренность.
Скользкая тема пленных красноармейцев в фильме «Варшавская битва» опущена.
Такое положение сразу меняет ситуацию восприятия картины. Во всяком случае, глазами россиянина, а не поляка.
Весь победный пафос, куда-то улетучивается. Можно живо представить, куда могли подеваться больные и раненые красноармейцы, без медицинской помощи, и пищи. Ведь у поляков были свои раненые. Их нужно было лечить и кормить. Но никто, наверное, особенно, не заботился о пленных красных… Никто, специально, не покупал у польских крестьян муку, картошку и мясо для красноармейцев. Возможно, часть из них, под охраной, работала на полях, что-то копала, расчищала пожарища, закапывали трупы… К тому же полоса наступления и отступления была серьезно разграблена самими красными частями, реквизировавшими все, что плохо лежит. И отступать красноармейцам пришлось, как солдатам Наполеона, только в обратную сторону — на Смоленск, по разоренному краю.
Большую часть пленных, скорее всего, просто убили. Или оставили без пищи, медицинской помощи и дров, как Бобруйском лагере. Что собственно равносильно убийству.
Поэтому вопрос о погибших пленных остается открытым. Места в жизни и экономике Польши им не нашлось.
Почему важен диалог и примирение
В католической Польше 20-х, православным и атеистам жилось не очень уютно. Хотя были политики, мечтавшие о могучей и многонациональной Польше, правда, под эгидой римско-католической церкви. Известно, что национальный герой Польши – маршал Юзеф Пилсудский – мечтал о новой Польше, в границах 1772 года, от Балтийского до Черного моря. Разумеется, с территориями Украины, Белоруссии, Литвы, России. Но в итоге пришлось воплотить проект своего политического противника – Романа Дмовского — сторонника мононационального, этнически чистого польского государства.
Даниэль Ольбрыхский в роли Ю. Пилсудского. Вердикт-похож!
Сегодня, в 21 веке, Польская республика – это страна с 35 миллионным населением, наверное — самое большое, моноэтническое государство в Европе, да и в мире. По данным на 2011 год: 93 % населения — поляки. Любопытно, что доля русских, англичан и …американцев (по официальной статистике, равна – 0.03% ). Даже моих земляков – белорусов -1.2 %.
Наверное, не стоит объяснять, что при таких пропорциях постоянного населения — существует вполне определенное единомыслие. А уж по отношению к пленным красноармейцам единомыслие в 1920 году очевидно….
Можно привести еще один пример польского единомыслия.
В Варшаве, на Саксонской площади, установлен памятник маршалу Юзефу Пилсудскому. Раньше на этой площади возвышался православный храм Александра Невского, творение архитектора Бенуа. Храм строили 14 лет, открыли в 1912 году. Взорвали в 1924. Два года разбирали это семидесятиметровое чудо русского зодчества. Самое высокое здание Варшавы.
Польские власти не хотели и не могли терпеть такого.
Кафедральный православный храм Варшавы Александра Невского — был взорван и разобран, несмотря на протесты православных депутатов сената. На разрушение храма потребовалось два года и 1480 малых взрывов.Так, старательно уничтожалась память о российском периоде польской истории в христианском государстве, а не в богоборческом. Советском Союзе.
Это пример отношения к культуре и архитектуре. А уж отношение к живым «красным завоевателям», сразу после войны… и подавно.
Россия и Польша — 2012 год
В современной Польше, многие не любят, когда подымается тема пленных красноармейцев. Совсем иное – Катынь, расстрел польских офицеров. Удар со стороны Красной Армии 17 сентября 1939 года, оставление без помощи участников Варшавского восстания 1944 года.
Это только события 20 века. А были еще XVIII и XIX. Сложная у нас история взаимоотношений.
Современные россияне — тоже хороши. Давайте вспомним баннер на футбольном стадионе Евро -2012, в Варшаве. Этот баннер воспринимался поляками очень однозначно, хотя совсем и не призывал к Мировой революции, как в 1920 г.
Футбольный баннер россиян. На чем его только привезли?
Можно представить реакцию поляков, воспитанных на фильмах Ежи Гофмана и Варшавской битве, в частности…
Но 1920 год и чемпионат Европы — уже в прошлом. У современности – свои вызовы. А главным, в этой статье, являются две сущности из совместного Послания, обращенные в будущее: диалог и примирение. Альтернативы – здесь нет, ни для поляков, ни для россиян.
PS.
Сегодня, утром, 11 сентября 2012 года, новостные ленты сайтов в Интернет запестрели сообщениями:
«США рассекретили документы о Катыни», «США знали, но молчали о расстреле Сталиным поляков в Катыни». «Президент Америки Франклин Рузвельт знал о непричастности немцев к Катынской трагедии, хотя публично отстаивал противоположную точку зрения в надежде на помощь СССР в войне с Японией».
«Эхо Москвы» сообщила, что «С новыми опубликованными документами можно познакомиться на сайте польского посольства в Вашингтоне и на других сайтах министерства иностранных дел Польши».
Насколько новые документы смогут способствовать диалогу и примирению, сказать трудно. Очень бы хотелось надеяться, что польские и американские историки и архивариусы смогут найти и опубликовать документы проливающие свет на судьбу, исчезнувших пленных красноармейцев в 1920 году.
Александр Курочкин
Комментарии (33)
angry_hungry
Santa
Santa
ipolit
Santa
ipolit
robocop
robocop
Santa
wereskmed
Santa
robocop
Santa
ipolit
robocop
Lira
ipolit
Lira
ipolit
Просто памятники героям ставят, коими Минин и Пожарский являются. А благословлять на защиту Отечества и призывать к духовному(и не только) подвигу это «обязанность» патриарха за это памятники не ставят.
Lira
ipolit
Но у Вас тело прежде души, так что останемся каждый при своем.
Lira
Так чтож вы помощников ставите впереди тех, кто непосредственно дело делал? И не надо тут разглагольствовать о том, что очередность упоминания ни чего не значит.
ipolit
Lira
Lira
ipolit
дьяка Ермолая забыли!!!
он наверняка лоб отбил в молитвах, не то что какие-то Минин и Пожарский…
nazxul
vetchi
Вот бы у нас раньше так историю вели, на примере что правильно в фильме а что нет
hicks
Grajdanin
Не говорите за всех оптом.)Уважаю М. и П., однако известно множество фактов, когда в истории сохранялись имена людей не столь значительных, а имена истинных подвижников, героев, учёных оставались неизвестными поварам и завскладам.
gal4780
ipolit
gal4780
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.