Доставало, доставало и достало вконец. Члены ученого совета филфака МГУ написали гневное письмо, точнее – Заявление.
(О реформе образования, ее итогах и перспективах —
заявление Ученого совета филологического факультета МГУ)
Выдающиеся российские филологи написали, в сущности, именно о том, (простите за «не филологическое слово»), что их достала наша нынешняя система школьного образования.
О том, что детей лишили возможности изучать литературу, что в них перестали видеть личностей, что детей наших не развивают, а отупляют.
Внимательно прочитали? Еще раз повторяю: выдающиеся российские ученые выступили с Заявлением, в котором говорится, по сути, о том, что современная система образования калечит молодых людей.
А теперь вопрос – вы, уважаемый читатель, про это заявление слышали? А? Что-то не вижу леса поднятых рук.
Какой ни возьми рейтинг ВУЗов – МГУ имени Ломоносова всегда на первом месте. Лучший ВУЗ страны. Без сомнения. Ученый совет одного из старейших и авторитетнейших факультетов И что? Срочно собрали совещание министерства образования? Кто-то из руководства страны отреагировал – дал поручение? Школьные учителя литературы написали письмо в поддержку?
Нет. Как говорится: дальше – тишина.
Заявление членов учебного совета филфака МГУ написано в жанре «крик души». То есть, когда люди не могут больше молчать, и кричат!
С какими-то выводами Заявления я лично не согласен, но надо ли оценивать выводы крика души?
Потому скажу лишь об одном несогласии. При всем том кошмаре, который творится сегодня в нашей системе образования, мне кажется, нелепым, неправильным и непродуктивным постоянно оглядываться назад и призывать брать пример с советской системы обучения.
Во-первых, как говорится, проехали. Нет ни системы, ни отношений, ни страны – ничего этого нет. Все чаще вспоминается Моисей, который водил евреев по пустыне ровно столько лет, сколько было необходимо, дабы умер последний человек, помнящий рабство. А мы всё еще слишком хорошо помним, всё еще наивно надеемся в совсем иной стране, при совершенно ином строе, взять что-то из СССР и использовать. Не получится.
Сегодня наши дети живут совсем в иной реальности, чем дети страны Советов. На них воздействуют совсем иные информационные потоки. И потому даже то, что работало в СССР сегодня работать уже не будет. Как-то по-другому надо. Иначе.
И второе, может быть, самое главное. Давайте не будем забывать, что все преподавание литературы в школе было очень идеалогизированно. Я уж не говорю про литературу ХХ века, когда мы не изучали крупнейших и величайших писателей. Но ведь и про Пушкина, Чехова, Толстого, Достоевского нам не говорили правды. Мы изучали памятники, а не живых людей. У многих людей именно школьное преподавание навсегда отбило желание читать книги.
Но вот в чем я абсолютно согласен с авторами заявления: система российского образования находится в таком состоянии, что ее необходимо менять, причем, кардинально.
Я нередко выступаю в школах, преподаю в Московском институте телевидения и радио «Останкино», то есть, общаюсь со вчерашними школьниками, и вижу, как падает интеллектуальный уровень школьников. Падает при нашем – обществе – молчаливом согласии.
Общество не смогло убедить власть в том, что ЕГЭ приносит огромный вред. Власти не услышали общество. ЕГЭ – замечу – это не система преподавания, а система оценок. Но педагогам приходится подлаживаться под нее, посвящая несколько последних лет учебы то подготовке к ГИА, то подготовке к ЕГЭ. Таким образом, огромный пласт истории и литературы просто выпадает из жизни наших детей.
По-хорошему надо бы сейчас размышлять о том, как в сегодняшних условиях преподавать литературу. Если верить знаменитому высказыванию классика о вечной борьбе добра и зла и о том, что душа человека – есть поле этой битвы, то литература всегда стоит на стороне добра. И надо бы подумать о том, как сегодня использовать огромную силу литературы. И я бы с удовольствием послушал мысли лучших филологов страны по этому поводу.
Но цвет отечественной филологии кричит об ином – и я понимаю этих людей. Их крик о том, что мы лишаем наших детей литературы. Мы лишаем наших детей возможности научиться понимать чужие души и чужие стремления – именно этому учит литература. Мы лишаем наших детей умению грамотно высказывать свои мысли – без книг этому научиться очень тяжело.
Мы можем бесконечно повторять: «Россия – духовная страна». Но совершенно очевидно: если ни общество, ни власть не услышат крик души выдающихся российских филологов – слова эти будут абсолютно бессмысленны.
Мы можем потерять нашу хваленую духовность. Это серьезно. Это важно. Наверное, это даже важнее всего.
Андрей МАКСИМОВ
Комментарии (13)
Во-первых, филология — это не только и не просто обучение родному и «иностранным» языкам, это система знаний о принципах возникновения и развития языков, о механизмах их воздействия на культуру; без этих знаний невозможно само обучение языкам, т.к. любые серьезные учебники, пособия, методические разработки создаются на основе понимания системных процессов в области языковой деятельности.
Во-вторых, филология – это критика текста и герменевтика, предоставляющие человеку и обществу возможность интеллектуальной независимости, т.е. позволяющие установить правильный текст памятника и дать его адекватную интерпретацию; при этом разработанные филологами принципы и приемы критики текста позволяют осуществить экспертизу любого письменного или устного сообщения на предмет установления его подлинности или подложности, явных и скрытых информационных возможностей, датировать его (т.е. включить в культурную историю, а также в историю науки: ведь все без исключения науки имеют дело с текстами) и установить его автора, а вместе с тем и цели, которые он преследовал, создавая данное сообщение.
В-третьих, филология – это история литературы, которая объясняет, как и почему оказались связаны друг с другом тексты, разнесенные в пространстве и времени: без этих знаний вся национальная культурная традиция (в конечно счете – и вся мировая культура) неизбежно предстанет хаотическим нагромождением случайных письменных памятников, что может устроить только тех «креативно мыслящих» «деятелей культуры», которые сознательно работают на ее разгром.
(из заявления ученого совета филфака МГУ)
Lira
andre
(Доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Горбаневский )
Lira
Константин Паустовский
Lira
nazxul
экзекуцийреформ, а они молчок.Lira
Lira
на днях перечитывал Стругацких «Трудно быть богом». Этот дон Рэба, кого-то мне напомнил(Путин), вначале серое, потом религиозное…
andre
andre
Lira
Перестаньте чушь городить. У Вас много знакомых преподавателей берущих взятки? У меня ни одного. Почитайте обращения преподавателей к Ливанову:
-Уважаемый господин министр. Знаете ли Вы, что зарплата ассистента без степени составляет 4000 руб.?
-Я получаю (кандидат наук, доцент) в университете 11 тысяч чистыми… Это нормально???
-Достойной зарплата была только в СССР – 350 рублей. А сейчас, согласно трудовому договору, – нищенские 14859 рублей!
-Мой ежемесячный оклад с вычетом налогов 17 тыс. 558 руб.
-В МГУ ст. преподаватель, к.ф.-м.н., получает 12 000 (базовый оклад) + 50% («ректорские») – 13% (подоходный налог) = 16 000 р. на руки. Доцент на 3 000 больше.
-После 20 лет работы преподавателем на полную ставку ушел с твердым пониманием, что ждать больше нечего. Все эти 20 лет моя квалификация росла вплоть до доктора наук, должности росли до профессора, но я все равно не смог догнать по зарплате уборщика производственных помещений станции метрополитена, на которой я выходил, чтобы приехать на работу.
-Последней каплей был разговор с дворником-таджиком, который заявил, что за 15 тысяч нормальные люди работать не могут, поэтому подметать лестницу в нашей парадной он не намерен. (Эта та сумма, которую я получал в кассе на руки)…
(ЭТО МОСКВА!)
Lira
Давайте, рассказывать неокрепшим умам, как Достоевский произгрывался в Куршавеле, как Пушкин наведывался к девкам по молодости, как Есенин бухал.
Очень много нелицеприятного можно про наших «светил» выцепить.
Лично я именно за литературу, а не за разбор грязного белья.
Кстати, недавно на всю страну прогремел яркий пример! Вышел фильм про Высоцкого. Толпы людей пошли на ИМЯ и на песни, а в результате увидели жулика и наркомана.
DobrihDelMaster
qqe2qqqw
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.